HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Владимир Зюськин

Интеллектуальное кабуки

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за январь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 11.01.2023
Иллюстрация. Автор: Metaweb / CC-BY. Название: «Моя шея, моя спина, мой позвоночник вот-вот сломаются». Источник: https://www.ranker.com/list/awkward-model-poses/nathandavidson

 

 

 

Роль художественной литературы

 

 

Думаю, никто не будет спорить с тем, что высокое предназначение литературы – познание мира и человека в нём. Любое происшествие, любую историю можно описать протокольным языком, а можно – художественным, то бишь посредством создания образов.

Такая манера воссоздания события делает читателя его свидетелем, который словно бы видит, слышит, осязает происходящее. И чем талантливее художественный вымысел, тем сильнее его воздействие на чувства и разум человека. Впрочем, это свойство не только литературы, но и других видов искусства.

 

 

            *   *   *

 

В тяжкий час пускать слезу

Не к лицу поэту.

Стойко боль перенесу.

Я стою на этом.

 

Но когда во весь экран –

Человечье горе,

Сердце бьёт, как барабан,

Пелена во взоре.

 

Но когда звучит печаль

Музыкой великой,

Слышу Божий глас: причаль

К берегу, похныкай.

 

И когда стихи звучат –

Крик души (без позы),

Ощущаю тот же чад,

Источаю слёзы.[1]

 

Вспомните пушкинское: «Над вымыслом слезами обольюсь». Виртуальный мир художественного реалистического произведения некоторым даже дороже реального. Вместе с тем журнальный, книжный мир наводнены произведениями авангардными, модернистскими, постмодернисткими, которые, в большинстве своём, далеки от правды жизни.

Что вызвало данные направления? Подвизающиеся в них, с позволения сказать, новаторы объясняют свою абракадабру как шаг вперёд от реализма, который кажется им примитивным. Однако возможности метода реализма неисчерпаемы. И, я думаю, отход от него вызван беспомощностью.

Христос, будучи богочеловеком, мог идти по воде. Это чудо, ибо противоречит физическим законам. Чудо также и талант, чей вымысел способен вызвать глубокое волнение, вплоть до слёз. Человек, лишённый таланта, но одержимый манией писать, это сделать не может и начинает фокусничать. Благодаря чему кой-кому из ловких иллюзионистов удаётся создать видимость «ходьбы по воде». Вот так и авангардные писатели, которые якобы являют новое слово в литературе.

Стремление создать что-то необычное нередко овладевает и одарёнными авторами. Глядя на заумную прозу, поэзию они пытаются соответствовать моде. Так, творческой потенцией не обделены авторы журнала «Новая Литература»:

Об этом можно судить, прочтя их реалистические рассказы: «Грязь» (Золотарь), «Док», «Ключница» (Захаров), «Тюльпаны» (Измайлова), Но прошу прощения у этих уважаемых мной литераторов: читая «Зомбофарш» Золотаря, «ЭПОС», «Племя» Захарова, «Обездвиженным мухам посвящается» Измайловой, я испытывал не только психологический, но и физиологический дискомфорт. Тошнота подступала к горлу. Хотелось склониться над унитазом и очиститься от этой вычурной, манерной, претенциозной литературной синтетики.

Предчувствую реакцию на это высказывание названных авторов: рутинёр, пожилой человек, чьи вкусы сформировались на произведениях прошлого века и окостенели. А литература двинулась вперёд. Считает, что у нас сдвиг по фазе, а самому уже без году восемьдесят.

 

 

Возраст – аргумент не в мою пользу

 

Действительно, в декабре прошлого года мне исполнилось 79 лет. И если уж президент США в этом возрасте допускал косяки, нёс порой откровенную чушь, то что взять с простого гражданина. И тут сказать мне нечего, кроме как: виноват. Слишком долго живу.

Я поздравил себя с Днём рождения, написав в этот день стихотворение.

 

 

Семьдесят девять

 

Сегодня парадную форму наденем

И сядем за стол в этом славном кафе.

Сегодня мне стукнуло семьдесят девять.

Спасибо, Всевышний: не по голове.

 

По-прежнему мыслю. Пока не в маразме.

И, кажется, делаю всё по уму.

Хотя и могу ошибаться я. Разве

Возможно себя оценить самому?

 

Но вроде не слышу смешки за спиною.

От дел злободневных я не в стороне.

И муза покамест не в ссоре со мною.

Не брезгует. Часто приходит ко мне.

 

А с тем, что сейчас не за женскую ножку,

Лишь только за ножку фужера берусь,

Смириться пора, хоть и грустно немножко.

Однако не самая горькая грусть.

 

Подняли бокалы, давайте же вздрогнем,

Чтоб нам не дрожать на ветру неудач.

Предстану я скоро пред ликом Господним.

Но это не повод пускаться вам в плач

 

Сегодня. А впрочем, и после не стоит –

Когда в мир иной отойду я, зане

У Бога нет мёртвых. И слёзы – пустое.

Спасибо вам всем за вниманье ко мне.

 

Как видно, и сам я выразил опасение в своём здравомыслии, но и развеял его тут же. Думаю, любой, кто прочтёт это стихотворение, убедится в здравости моего мышления.

Вот, вроде бы, снял с себя подозрение. Можно двигаться дальше.

 

 

«А вот это и впрямь шедеврально»

 

– написала Дина Измайлова в комментариях по поводу рассказа Олега Золотаря «Н…н». Что же так восхитило её? Матерное слово, которое легло в название произведения? Понимаю, рассказ – жёсткая сатира на будущее человечества. Но прогноз настолько мрачный и настолько ненаучный, что вызывает резкое неприятие. К тому же в этом рассказе, как и в других Олега Золотаря, игнорируются причинно-следственные связи. Неизвестно, откуда что взялось, и всё обрывается без объяснений. Почему, например, Лидия Фёдоровна набирает в свой отдел только мужчин? Ведь она сама раньше была мужчиной. Выходит, женщины ей ближе.

Впрочем, автору это абсолютно не важно. Он зло смеётся не только над будущим, где вместо денег в ходу гашиш, но и над читателем, употребляя то и дело непонятные термины. «На ксилиловую милоту у него была аллергия (скорее всего, последствия трансгендерной фито-симуляции), и беднягу раздувало прямо на глазах». В рассказе таких абракадабр множество.

Олег ёрничает, откровенно издеваясь. «Вы не боитесь, дорогуша, что вас изнасилуют или даже заставят купить лотерею?» Элитный район будущего – пятиэтажки, окружённые ржавыми гаражами. Героиня рассказа живёт в канализационном люке. Шлюзы, капсулы, ласты, таксисты-рыбы и прочее – всё должно поражать читателя и вызывать кривую усмешку.

Герои рассказов Василия Шукшина – чудики, непохожие на обычных людей. Но они живые. И всё, что с ними происходит, вызывает сочувствие, хотя юмор там тоже присутствует. И героиня «Н…н», по идее, достойна жалости, ибо, чтобы выжить, вынуждена поменять пол. Но какая жалость, если это не человек, а схема, как и другие персонажи рассказа?!

Нет, не хочется обливаться слезами над таким вымыслом, да и смеяться – тоже. Если заменить «Н…н» на «Вы…н», название будет больше соответствовать повествованию.

Но что же всё-таки восхитило в этом рассказе Дину Измайлову? Она увидела... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

 



 

[1] Все стихи в статье принадлежат автору.

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
474 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 25.04.2024, 14:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт . https://адвокаты-агат.рф адвокат по умышленному причинению вреда здоровью.
Поддержите «Новую Литературу»!