HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Владимир Зюськин

Реализм как единственный художественный метод

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за май 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 4.05.2022
Иллюстрация. Автор: Вероника Вебер. Название: «Гумилёв, Маяковский, Есенин, Блок» (коллаж). Источник: https://newlit.ru/

 

 

 

Прочитав заголовок статьи, искушённый читатель хмыкнет и скажет: а куда же делись классицизм, романтизм, сентиментализм, модернизм и другие направления в литературе, возникавшие в каждую эпоху? Но давайте не будем торопиться.

Литература – живой организм и развивалась она соответственно, начиная от ребёнка. Детям свойственно восприятие мира, где реальность переплетается с фантазиями, с делением на чёрное и белое. Отсюда любовь к сказкам, к вымышленным событиям и героям, далёким от реальности. У ребёнка свой мир. Точнее говоря, он видит мир таким, который соответствует его уровню развития. И в литературе, созданной на ранних этапах развития человечества, это видится чётко, стоит только открыть произведение, написанное по канонам классицизма или романтизма. Там нет углублённой психологии, нет последовательного развития характеров.

Однако в классических произведениях названных направлений есть зачатки данных качеств, что делает их «живыми», интересными и сегодня. Что это, если не правда жизни, на которой зиждется реализм? А там, где нет этой правды, по сути, нет и произведения как такового. Умному читателю интересна реальная жизнь, а не выдуманная. Отсюда напрашивается вывод: те произведения, которые выдержали проверку временем в той или иной мере, реалистичны.

По мере «взросления» человечества взрослела и литература, всё более приближаясь к реалиям жизни. Основным принципом художественности я бы назвал достоверность, что является синонимом реализма. Однако этот метод не однозначен. У него, если можно так сказать, много лиц.

В каждую эпоху на первый план выдвигаются поэты, прозаики разных литературных направлений. В недавний, советский период, газеты, журналы, издательства приветствовали произведения соцреализма, которые, так или иначе, прославляли установленный режим, далёкий от идеального. А такие исповедальные поэты как Сергей Есенин (было время, когда он даже запрещался) отходили на второй план. На смену им, когда рухнула моноидеология, пришли поэты-авангардисты, негласным лозунгом которых стало: чем непонятнее, тем талантливее. Николай Заболоцкий, словно предвидя это, писал: «И в бессмыслице скомканной речи изощрённость известная есть. Но возможно ль мечты человечьи в жертву этим забавам принесть?». Характерно, что молодой Заболоцкий и зрелый отличаются разительно. С ростом мастерства поэт отказался от манеры, свойственной авангардистам, и прочно встал на позицию реализма.

Однако случилось так, что российские писатели всё же принесли мечты в жертву словесной игре. Мутный поток бессмысленных виршей хлещет со страниц журналов. И попробуй сказать об этом! Заявят, что ты не способен понять гениальный замысел автора. Но во все времена искусство, так или иначе, моделировало мир и главным, а по сути дела, и единственным художественным методом оставался реализм. Свидетельство тому – классика. Все другие литературные направления – подобны разноцветным бантикам на коробках с тортами. Талантливые поэты: символист Блок, акмеист Гумилёв, имажинист Есенин, футурист Маяковский – по большому счёту, реалисты. Потому и остались в памяти народной. Большинство же других авторов названных направлений, образно говоря, коробки, на которых есть бантики из ленточек соответствующих цветов, а торты в них – муляжи.

Мир устроен так, что у каждого предмета, явления со знаком плюс есть его подобие со знаком минус. Если задуматься, можно найти тысячи примеров этому. Например, у каждого доброго гриба есть ему подобный – несъедобный по причине ядовитости. Среди явлений такая пара – патриотизм и национализм. В литературе под реалистическое произведение маскируются детективы, мелодрамы.

В самих замыслах этих жанров нарушается правда жизни, ибо на передний план выходит заданность. В жизни многие преступления остаются нераскрытыми, а в детективах раскрываются самые хитроумные. Так произведения прославленной Агаты Кристи настолько далеки от реальности, что скорее не литература, а ребусы, однако ими зачитываются те, кто ищет в чтении лишь развлечения.

В нашествии в литературу и в кинематограф мелодрам видна явная деградация киноискусства. Схема проста, примитивна и приторна. Благополучные герой или героиня внезапно теряют всё: семью, работу, дом, ребёнка, садятся даже нередко в тюрьму. Короче, фигурально говоря, проходят девять кругов ада и попадают в рай: всё у них налаживается и становится чуть ли не лучше, чем было.

Мне видится в этом трансформация сказок. Баба Яга, Кощей бессмертный, Соловей-разбойник и другие сказочные герои переродились в людей, живут среди людей, но по-прежнему творят бесчинства. Однако финал тот же: побеждает добро, а зло в лице его носителей наказано. Пресловутый хеппи-энд, который так любит обыватель.

Но, возразят мне, что же в этом плохого? Мир и так полон жестокости, несправедливости. Дайте хотя бы читателю отдохнуть от этих перипетий. Дайте поверить, что, в конце концов, всегда побеждает добро. Именно это привлекает любителей мелодрам.

Тебе, говорят мне, обязательно нужны драмы, трагедии. Какой ты, дескать, жестокий человек! Нет, я не за то, чтобы в произведении всегда побеждало зло. Но поступки человека, его судьбу определяет характер. А обстоятельства должны быть мотивированы, соответствовать правде жизни. Мелодрамы же создаются по схеме. События надуманы и, чаще всего, нелогичны. Автор идёт к поставленной цели вопреки здравому смыслу. Так, скажем, положительным героям достаточно выслушать друг друга (конфликт на содержание выеденного яйца), чтобы не случилось разрыва, но они этого не делают. Сценарист идёт не прямым путём, а, так сказать, огородами, оглупляя героев. В результате получается сказка с претензией на реальную историю.

Это только один пример нелогичности. Когда-то кто-то из авторов мелодрам придумал для героя амнезию после травмы. Такое, конечно же, случается в жизни. Но больные амнезией пошли косяком – из мелодрамы в мелодраму. Это ли не свидетельство схемы и беспомощности? А чего стоит жгучее желание авторов обязательно найти для всех положительных героев пару! Хорошие люди, считают эти горе-авторы, обязательно должны пожениться. Наивь! Однако идёт из фильма в фильм. И вот эту синтетическую пищу предлагают мне, читателю, вместо натуральной. И я должен быть доволен.

Критический реализм дал произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы. Чего нельзя сказать о соцреализме, который оборачивался лакировкой действительности. Но реализм не нуждается ни в каких уточнениях. Он не может быть ни критическим, ни оптимистическим. Его предназначение – отражать правду жизни. И, по большому счёту, не было никакого критического реализма (этот термин ввели советские литературоведы). Была достоверность, правда жизни в определённый исторический период, в определённой стране, потому и получили произведения «золотого века» столь высокую оценку.

Реализм широк и многолик. Термин «мистический реализм» возник с появлением таких произведений как «Мастер и Маргарита». Как можно назвать фантастикой произведение, где нечистая сила не самоцель, а возможность показать правду жизни в то время?

Вся история искусства, начиная с первобытного реализма, – эволюция данного метода, вызванная стремлением... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

https://pc-service.kz/shop/zarjadnye-ustrojstva-po-modeljam-noutbukov . Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!