Елена Зайцева
Критический обзорОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 27.11.2010![]()
Как-то без интереса занимаюсь в последнее время стихотворцами. Интерес этот гас, гас, и вот, кажется… В одном из прошлых обзоров вот какую странную штуку я говорю: надо проверять тексты – относительно мира. Не отталкивают ли их вот эти деревья-дома-стены – не отплёвывается ли от них окружающий мир? Совет, конечно, шизоватый, я понимаю. И всё-таки – попробуйте как-нибудь. Давайте попробуем. Смотрим (прямо по главной странице), что пишут наши поэты:
Мой бедный дом, я словно тень
У ангела есть несколько часов, (Солнце Вечера –
Что тут скажешь… Когда я вижу «В твоей беззвучной пустоте, Где нас с тобой – печальных – двое», мне почему-то думается: так-таки и в беззвучной? почему печальных? почему не трое, не четверо? На эти дурацкие вопросы можно даже ответить – и даже какие-нибудь внятные, вменяемые ответы дать, это-то я понимаю. Дело не в вопросах и ответах. Дело в том, что текст позволяет так с собой поступать. Выпускает из своего пространства – на какие-то там побочные, – дурацкие как правило, – раздумья, впечатления. Я вижу угол компьютера, все четыре угла, потом стол – у него тоже углы, один, два, три, четыре, – и так далее, далее. И любой из углов сильнее, чем слова на экране. Я совсем отвлекаюсь, я пью кофе, ухожу в письма, в интернет, в работу – и нет никакой разницы, печальных их там двое или трое или четверо, понимаете? Это провал. Это могут быть очень осмысленные и даже красивые и даже оригинальные стихи, но когда любой угол сильнее, – это провал. Хороший текст все эти углы обламывает, срезает, не знаю… растворяет, – он их убирает. Он собой всё пространство занимает, тут уже не до углов… Купила я себе «Аукцыон», все альбомы. Два дня – никаких углов! Чуть в столб не врезалась – столбов тоже не вижу. «А я старый пионэр – много знаю!»В альбоме «Четыресполовинойтонны», 1997 г. – и всё, никаких углов, столбов, компьютеров. Возвращаемся к Солнцу Вечера: «чтобы со мной о счастье помолиться, И допьяна молитвою напиться…». Брр. Отвлекаюсь, письма, интернет… Надоедает – и к «Пионэру»! Понимаете, к «Пионэру» – хочется, а к этим словам – теням и молитвам – нет. Ими заниматься только по необходимости можно. Я всё это перечитываю исключительно потому, что мне обзор писать. А обзор писать я буду, мне это нужно. Буду, даже если ни поэтов ни прозаиков не останется, одна шапка – «Новая литература». Я тогда объясню, как я это в цвете вижу – какая у меня «Н» вишнёвая, какая «Л» голубая. У меня это как у Соломона Воложина «в лоб», до бесконечности могу твердить… Ну ладно, поэты-то ещё имеются, зря я в такую апокалиптику забралась. И поэты есть, и прозаики, и критики. Критиков, правда, мало. Что ж это делается: своего лепета – романами, романами. Чужой – никто даже в миниатюрах не воспринимает. А зря. Полезно! Чужой текст – всегда или чудо, или профилактика. К тому же – весёлая профилактика. Я вот, например, критику прочитывая, такое нахожу!
…По сути, поэзия Гевора – это циклическая вариативность, наполненная поистине буддистским скепсисом, одной и той же темы – куда не ступит нога человека – везде абсолютное фиаско. Один шаг влево – боль. Шаг вправо – потерянность. Шаг вперед – абсурд. Шаг назад – бред. (Владимир Гуга)
…Рассуждая логически, между «еще-не-речью» и «уже-не-речью» как раз и должна находиться (обнаруживаться) сама речь. Но именно «должна», а долгов поэзия старается избегать. Здесь ключевые слова: «в их интенции» — направленности, стремлении быть чем-то или не быть чем-то. В данном случае — стремлении не быть ни тем, ни другим.
В общем, чудо – это редко. Зато профила-актики… Кстати, о чудесах заговорили, и вспомнился мне перл с родного «Ньюлита, тоже, в общем-то, о чуде:
«Легенда о чуде» Виктории Светловой – незамысловатый кусочек доброты от автора в виде короткой легенды. (Игорь Солнцев, да простит меня коллега!)
Надо так? Не надо. А почему не надо?.. Отсюда и критика. Все мы критики, – кто не критик, тот не читатель. Кто не читатель, тот не писатель, и его здесь нет – это не вы, не я, это… там. Вернёмся к нашим баранам (меня одна мадам, прочитав статью, спросила: не слишком ли грубо? поэты не обидятся, что они – бараны?).
Из жизни я,
Это на главной. Кстати, Сергей – тоже наш коллега, редактор (журнал «Истоки»). Давайте-ка, по блату что называется, ещё и на его страничку зайдём:
…Хороша ты, Русь моя, в пору сенокосную! Днём был зной, (Сергей Прохоров, разумеется)
Ну… Ваша позиция ясна. Комментарии чуть позже. Да и какие комментарии к тому, что жить хорошо?.. Дальше.
Дело мужчины – сеять.
Вау (опаньки), какие всё-таки разные у нас авторы! :) И какое всё-таки типовое это разное. Прохоров – деревенщик, патриот, почвенник и пр., см. синонимы. Сомов явный ситибой / анфан террибль, сильно эрудит, сильно космополит и пр., см. антонимы к тем синонимам. Ни то ни другое мне… даже нельзя сказать «не нравится». Никак – вот это ближе. Я не ищу ни почвенников, ни над-почвенников. Мне хорошо, прекрасно живётся и без того, чтобы Прохоров это озвучил. Мне так плохо, как Сомов ни в одной своей «садюшке» не поймал. Ни тот, ни другой не волшебники. И даже не учатся. Не буду Бродского цитировать (а собиралась, но как-то... не в меру уже), процитирую-ка я другого поэта. К вопросу о юморе (ведь пытался товарищ Прохоров пошутить?), к вопросу о чернухе (ведь пытался господин Сомов быть мрачным?):
Девочка красивая (Олег Григорьев)
Вот такая маленькая изящная ужастинка. На чёрную божью коровку похожа, которая на какое-то мгновенье всё изображение, всё окружающее перекрывает. Не полезешь с этой коровки ни в письма, ни в кофе, ни углы компа обозревать. Хотела сказать «всё гениальное просто», да ведь и не гениально это. Просто хорошо. Хорошее тоже просто. Критики, правда, этого не знают (см. выше), а остальные догадываются, но как-то… безрезультатно. Ждём результатов (ждём: я, углы, столбы, кофе, интернет и прочий вас окружающий мир :)).
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки металлические оптом - плечики для одежды купить вешалки. . https://www.gpagregat.com гидравлические клапана. |