HTM
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 г.

Елена Зайцева

Варианты: Алёна Горных

Обсудить

Рецензия

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 26.09.2009
Иллюстрация. Источник: http://don-vigo.livejournal.com/1942.html

 

 

 

В прошлом году в Минске вышла книжечка стихов Алёны Горных «Words». Это сборник верлибров, того, к чему отношение никак не установится (вдруг просто проза в столбик?).

Бывает, конечно, проза, но здесь стихи. И построчная, стиховая организация даёт всё то же, что и в «обычных», рифмованных стихах: паузы, усиления-ослабления, переклички, скорость регулирует… В конце концов ведь рифма – это связь, звуки, связанные через повторение. «Уйду» и «найду». Но вот, скажем, ты уходишь и не собираешься ничего находить. Стих поэтому и свободный, что можно уйти как угодно, зацепить это «уйду» за любое слово-намерение-чувство. Но и несвобода тоже никуда не исчезла, зацепки необходимы, любые, но в любом случае. А какие могут быть зацепки, сцепления между словами? Смысловые, звуковые.

 

там время течет медленно,
у моих друзей.
можно позволить себе
не думать о времени.
они ничего не делают.
и ты можешь себе позволить не делать
ничего.
тоже вариант, хотя потом противно.
они просто лежат на диване.
у них все хорошо,
никуда не надо успевать.
но они вместе, а я скоро уйду.

 

Подчеркнула я, и вот зачем. «Противно» и «уйду» – ударнее, сильнее других слов, они своего рода опоры, оценка/действие, причина/следствие. Это смысловая связь. Если говорить о звуковой, то она здесь не «эховая», не рифму даёт, а «эволюцию», дорожку – от брезгливо-студенистого «противно» до твёрдого «уйду». И эти связи осуществляются, наводятся именно в таком, конечном положении в строке этих «противно» и «уйду». Такое положение выделяет их, делает сопоставимыми. В прозоварианте это пропадёт – или сойдёт на совсем уж несущественный, неинтересный минимум…

Я вполне понимаю, что на максимум и это не сильно-то похоже. Можно и не определить, легко сбить, расстроить. Могло быть и «а я уйду скоро», вот уже и никакой связи. Но «а я уйду скоро» было бы хуже.

Т.е. да, связь прозрачная и зыбкая и чуть ли не возмутительная (за уши притянуто!), и кажется, что можно переиграть, переделать – а вот и не переигрывается…

 

Как раз посерёдке, между «противно» и «уйду», – «хорошо». Такой вот подушкой, амортизацией, притормаживанием. Ведь прямой и быстрый путь между «противно» и «уйду» какой? Хлопнуть дверью, только меня и видели. Но у нас-то ситуация другая. Я ведь не прямо сейчас ухожу. Я скоро уйду. И без сцен. Поэтому и «хорошо» здесь так кстати – в качестве прослойки, смягчения. А в таком качестве оно оказывается, находясь в конце этой строки (по горизонтали) и между этими строками (вертикаль) – т.е. именно на этом месте…

 

И это «противно» – «хорошо» – «уйду», конечно, не единственная связка. Можно посмотреть, что происходит, например, со «временем». Происходит вот что: первые четыре строчки начинаются временем («там-временем»), им же и заканчиваются. Цикл. Квадратненький такой циферблатик получается. И он отбрасывает тень вниз, на всё говоримое, дальше происходящее (задаёт тон, настраивает, – даже настаивает, учитывая повторения, учитывая зацикливание как вообще жёсткий, внушающий приём)… Т.е. здесь не только «время течет медленно» будет о времени, а все эти диваны, друзья, хорошо, плохо – всё будет в этой тайм-тени. Уже не об отдельных связях впору говорить, а о «сплошной заливке»…

 

Ещё текстик (тоже полностью):

 

Утром солнце нежно светило красным.
Я ехала на автобусе через мост
и думала
об Аланис Мориссетт.
Ее зимние шапочки в клипе.
Я ехала лечить зубы,
а вокруг была поэзия, в автобусе.

 

Тут нет растрёпанности (блоговости, болтливости), но есть приключение. В каком-то смысле любой текст должен быть приключением, иначе зачем он нужен. Приключения: мы смотрели на солнце – оказалось, из автобуса – оказалось, из себя (мои мысли об…) – оказалось, очень из себя (зубы!) – но, может, и не очень (поэзия – вокруг, в автобусе, вовне, а не во мне). Т.е. мы по всему этому, как по кочечкам, добираемся до какого-то умиротворения, до выхода – и уже вовсе, как понимаете, не из автобуса, до Выхода можно сказать. Шли, шли и к миру пришли, вот что с нами приключилось. Такого рода приключения – конечно, стихи...

 

«…И никаких, боже упаси, "ангелов и демонов"» (из ЖЖ-отзыва о сборнике). Да, никаких. Никаких усталых жалюзи и одиноких розанов. Прежде всего это нераздражающие, некривляющиеся текстики. Вменяемые. Не несимпатичные, вот такой вариант…

 

 

 

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.




Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 года

 

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?

 

Эксклюзивное интервью первой в мире актрисы, совершившей полёт в космос, журналу «Новая Литература».
Эксклюзивное интервью первой в мире актрисы, совершившей полёт в космос, журналу «Новая Литература».
Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!