Елена Зайцева
Критическая статья(то, что вы хотите узнать о поэзии и не стесняетесь, спрашиваете)
![]()
Чаще всего – жива ли. Поднадоели, конечно, эти «живания». Люди пишут и публикуются, и это не плохо и не хорошо – если вообще. Тут частности нужны... Узнала я, например, что Шааранин, хороший (хороший и разный) прозаик, пишет и стихи. Иду на «Стихи.ру» (в общем-то, небессмысленный проект, если правильно к нему подходить, не кладбище, а хранилище) – точно, есть. Вижу: балуется наш Шааранин. Балуется, балуется… ба! Как красиво, как много воздуха:
А вот и Ангелы,
Это традиция или новаторство? Это ангелы. И пока такое есть, находишь… пациент скорее жив, чем мёртв.
«Ужаснее» всего – а судьи кто?! И начинается: субъективности, скромные мнения, слепой глухого не увидит и т. д. Не понимаю: без себя всё равно никуда не пойдёшь, ничего не прочтёшь, так обо что мы копья ломаем? Да, я субъективна, да, это мой взгляд, мой слух, моё мнение. Но разве субъективность не может – и не должна – быть адекватной? Я даже вот такие «солнышки» нарисовала:
Середина – это абсолют, истина. Если без громких слов, то некое ТАК И ЕСТЬ. А стрелочки – наши мнения. Каждый прав – находясь, тем не менее, со своей стороны, будучи собой. Но только если эта самость стремится к центру, к «так и есть». Тут даже так получается: чем вернее, чётче, честнее ты будешь на своей линии, тем точнее, неизбежнее – к центру («солнышко» слева, соответственно)… Но бывает другая самость – само-деятельность, свое-волие, в общем, произвол. Уход в… да фактически в никуда. Это как с реальностью и нашим виденьем: можно видеть дерево большим – или редким, или летним, или ночным, но видеть его самосвалом или пуговицей – галлюцинация, болезнь, распад, рассеивание… Я бы, скажем, не стала публиковать стихотворение Ивана Котельникова «АнтиБродский». И не думаю, что засуживаю. Оно не столько антибродское, сколько антистиховое вообще. Грубое, дурнозвучное.
Светлый образ Иосифа Бродского мне
В общем, «светлый образ Иосифа Бродского мне» появляется всенепременно в г… . Но дело даже не в этом. Здесь текст неправ раньше, чем пора говорить о его смысле. Невозможна, немыслима эта «неужелинарода», эти «сердцы-перцы», чем бы их ни начинили. Стоит ли заниматься начинкой в принципе несъедобного пирога? Правота стихов в их «лепоте». В их интимности, может быть… И это, кстати, вовсе не обязательно клиническая серьёзность, пришибленная камерность. Смотрите, какое милое четверостишие:
Я поэт, невольник чести,
Это шутка, но нежная. Стихи. Если попробовать их разнести, сам разлетишься. То есть: нельзя быть к ним в «правильной оппозиции»; если это будет оппозиция, то убегающая, удаляющая от истины-центра. Неправильная…
Два стихотворения (начала двух стихотворений):
И то, и другое – игровое, превращенческое, но какие две большие разницы. Этот «жрец жратвы» очень быстро в-одну-точку-долблением становится. Вянет, тускнеет. А в «привет, земля!» – напор до самого «ура», напор до упора, цвета продолжаются, и они яркие. Мультипликационные, утрированные, «сумасшедшие». Как Вилли Вонка бёртоновский – «Доброе утро, звёздный свет! Земля говорит здравствуй!», и все на него смотрят как на идиота, но всё уже ясно (кто тут на самом деле идиот)… Нужна ясность – энергетическая, силовая, если хотите. Игра – так давайте играть, а то ведь на этом «питоне питанья» только с тоски повеситься можно. Какая ж игра, когда нудно? С другой стороны: мы так затаскали глуповатость поэзии, а как же звонковата, тонковата, игровата? Всё время нужна эта «вата», это смягчение. Если будет сильно звонко, сильно игрой – будет резко, будет фальшиво. Неточное всё время грозит стать непролазным, точное – слишком лабораторным, – и так далее, и так во всём… Хороший «игроватый» вариант (не переигрывает, просто не успевает):
Гидрометцентристика
«Понятноватый» (чуть чётче, однозначнее – и «заанекдотилось» бы, опростилось-опустилось):
– Iисус Хрiстос – он где работал?
Вот хороший «жизневатый» пример:
Cобирала падалицу в подол,
«Жизневатый» пишу в двойных кавычках. Я не верю в компоты и огороды, не верю в простую жизнь. Её придумали сложные люди – в любом случае более сложные, чем те, кто мог бы ею жить. Это своего рода «фэнтези», которое подписывают: «реализм». Меня не раздражает этот подвох (во всяком случае, не здесь), просто этот род фантазий – не мой. Но ведь – вот хотя бы и сейчас – цитирую, замечаю, говорю. Не выбрасываю. Это и есть мой адекват/субъектив, возвращаясь к нашим «солнышкам»… Да! и забавная дискуссия вышла на «Литсовете» – о возможности сочетания «наведаться заглянул», ведь «оба глагола имеют одно и то же значение». Конечно. Но здесь это даже удача, даже двойная: такое наслоение даёт ироничный, «устыдительный» оттенок (тоже мне, наведыватель-заглядыватель) плюс цитирует «мамашу», легонько, вероятностно, – так бы она сказала соседке например: да вот, сынок наведаться заглянул… То есть: у меня нет «технических» претензий. Есть претензии взгляда, претензии эмоций. Это эмоционально давящая штука, и из меня давят то, что я и так готова отдать, – но не сейчас, когда давят! Я сочувствую, но как-то по-другому. А так… не могу. Почему? Не хочу. Это как в «Собачьем сердце»: «– Вы не сочувствуете детям Германии? / – Сочувствую. / – Жалеете по полтиннику? / – Нет. / – Так почему же? / – Не хочу».
И третий вопрос, самый «народный» – кому же всё это нужно. Я не могу спорить с очевидным: никому. Стихов действительно не читают. Но в то же время знаю: нужно, всем, точно знаю… А не в том ли дело, что это разные «нужно»? Нужное как желаемое (мы говорим: нам бы то-то и то-то) и нужное как воздух (не имеет никакого значения, что же мы по этому поводу говорим). Со стихами – второй, воздушный вариант. Читай их или не читай, но они «держат» атмосферу, оттеняют оттенки, сверяют смыслы… «Казнить нельзя помиловать» – это ведь о равновесии, которого не будет без этой твоей закорючки на бумажке. Тебе может казаться, что это ерунда, всем может так казаться, но ты сиди и пиши эти свои закорючки… Сказали (по радио): шарм вашей энергии! – и всё, «зажевало» шарм, растеклась энергия, что-то рухнуло, обессмыслилось. Энтропия растёт. Нужны антиэнтропийные процессы, чтобы нас не завалило этими обломками, чтобы не только «казнили», но и «миловали». Нельзя, чтобы слова использовались только как кирпичи для «информативных построек» – очень скоро такие постройки становятся малоинформативными, а потом и вовсе без-. Словам надо взаимодействовать, взаимо-жить, купаться друг в друге, надо, чтобы смыслы возобновлялись, подтверждались, смещались, отменялись, звучания не глохли, интонации проигрывались-осуществлялись… нужно очень много чего. Этим занимается поэзия. И тёть-дядино «А я стихов не читаю!» тут ничего не значит и значить не может. Даже если это будет миллиард тёть-дядь. Даже если останется всего один поэт. Всё это может происходить на уровне одного человека. Более того: всё И ПРОИСХОДИТ на уровне одного человека. Вот сидит кто-то и купает слова… Важно, чтобы купали, а не чтобы покупали. Ну а купят – тоже хорошо. Но это уже другая история. Может быть, и другая История – не про нас уже. У нас-то от добра добра не ищут. У нас –
Относительно смерти – мы живы,
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов ![]()
![]() |
||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Производство деревянных вешалок вешалки и плечики для одежды деревянные. . Гидрораспределители GPA пропорциональные Гидрораспределители. |