HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Елена Зайцева

Начало. Январские рассказы (№43)

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 5.03.2009
Иллюстрация.  Автор: Терешкина Анна.  Название: "В поисках корма".  Источник: http://artnow.ru/ru/gallery/3/6126/picture/0/189183.html

 

 

 

О публикациях второй половины января говорил в недавнем обзоре Игорь Солнцев, теперь о первой.

 

Первый наш январский рассказ (Олег Игорьин, «Соляный столп») больше никакой, конечно, чем хороший. Удачна эта библейская привязка – «соль («монолит. Но каждый раз по возможности старуха накладывала ещё новые пачки») – соляной столп», это единственная, но сквозная, на весь текст, удача. Она позволяет рассказику не рухнуть, а вот на большее её уже не хватает.

 

Сборник Валерия Степанова «Нерублёвские судьбы». «Вырос Алексей подстать своему отцу: таким же высоким голубоглазым красавцем. На третьем курсе случилась у него любовь с девушкой из его же группы. Она забеременела, и он был вынужден жениться. Вскоре Антонина Николаевна стала бабушкой». Поздравляем Антонину Николаевну. Что интересно: казалось бы, при такой-то прямоте изложения должно что-то зеркально-документальное получиться. А получаются сказочки. Про Любочку, Лёху, Салмана, Натана, Люську, Виктора, тётю, дядю, брата, сестру, татар, узбеков, депутатов, гостей, рижан и командиров. Что-то сродни сплетенкам и такое же терапевтическое, попытка упростить, «обезвредить» сложное, непонятное (других людей, жизнь).

 

Не упрощает Алексей Черепанов (рассказ «Углы обзора»). Я уже как-то говорила об авторе, как раз о том, что он «сложный» («…находит возможным называть жар сублимированным, а дорогу – асфальтированной горизонталью. Пока получается – почему бы и нет»). Немножко остановимся на том, почему же он находит всё это возможным. Как получается, что «снег мне не нравился своей неубедительной обстоятельностью». Понятно ведь, что ни холодно ни горячо от такого снега. Да его тут попросту нет, не добудешь ниоткуда. Тогда как «мне» – практически с любой точки… Это ведь даже не самовлюблённость (которая вполне может быть открытой всем ветрам), это самоупоение, тут «извне» теряется. Что находится, что получаем? Замкнутый цикл, в-себе-изоляцию. Потому-то тексты ничего по-настоящему не касаются, нет в них никаких снегов, сигарет и дорог. А несуществующие снега могут нравиться или не нравиться чем угодно, просто как заблагорассудится, вот и неубедительной обстоятельностью – тоже… Отсюда же, от «изоляции», и такая стойкая – застоявшаяся – серьёзность. Такой почти всегда грозит стать комичной. «Я лил кровь, рассыпал мешки с рубинами…» – просто по поросёнку Фунтику («– Пули свистели над головами!»). И тем не менее: при всей своей «болтологии энд терминологии» – при всей своей обстоятельности :) – Черепанов читается, во всяком случае «Углы обзора». Хотя, конечно, такое чтение – уже игра в поддавки, в «да, я слушаю», когда скорее стараюсь слушать…

 

Юрий Дудка, рассказ «Евлампий». Евлампий – бомж. Город – враг, когда бьёт, и друг, когда кормит. Вернее, какой «друг» – просто существо, с которым можно как-то ужиться, ведь есть же где-то уютные люки и удачные помойки, а «трубы делятся на холодные и тёплые». Можно наблюдать, как Город засыпает и просыпается, как он движется. Это движение теперь и есть время, другого нет. Или есть?.. Мир многомерен. Мир много-мирен, на каждый люк по глюку, и это ещё по самым скромным подсчётам… К Евлампию приходил старичок Лао, изучай, говорит, Дао. («– Да чо за хуй это Дао твоё?»). У Евлампия есть память, – ещё один мир, слишком яркий, чтобы быть реальным. «Потом мир выключается. Гаснет так быстро, как лампочка. И тогда снова слышит Евлампий голос старика, повторяющего речитативом одну и ту же фразу…». Совсем не «типовой» рассказ…

 

«Типово-абсурдный» рассказик написал Николай Медведев. Называется «Живое мясо». Всюду герою мерещится мясо, мясо-мясо-мясо-мясо, и я сам мясо, – он даже умирает, не выдерживает, бедняга. Происходит всё это точнёхонько там, где Хармс свою «Старуху» обнаружил. Нельзя дважды найти одну и ту же «Старуху», это ещё древние предупреждали…

 

И одну и ту же «Пилу» не найти. Пока герой рассказа Алекса Сергеева «Ничто – есть всё» понимает, что ему крышка, ты понимаешь, что на этом сеансе уже был («Очнулся он в тесном помещении. Рука была пристёгнута наручниками к ржавой батарее. Висящая на проводе лампочка заливала комнату блекло-жёлтым светом. В дырах отколовшейся штукатурки краснели кирпичи. К стене прислонилась массивная дубовая колонна маятниковых часов. «Тик-так, тик-так, – говорили они…»). Тем более, что кроме этого «где-то очнулся», в рассказе есть только «что-то заорал».

 

«Чепухокку» Алёши Локиса. Многовато этих «двинутых» чепухокку («Саблезубый идиот в плацкартном вагоне стоя на коленях смотрел телевизор чтобы не подохнуть и у него отвалилась голова»), многовато хотения. «Хочу» и голод правят миром, это понятно. Но я не люблю «про правительство», люблю про лазейки из всего этого. Они и здесь, в общем-то, есть. Намечаются. Взять, например, контраст между Вероникой и сестрой, его не сведёшь к хотениям, это интересно: а почему? и как?.. – как из лучезарных детей получаются такие пожухлые взрослые?

 

«Под крылом самолёта» Родиона Вереска – медленный, подробный (даже детальный) рассказ о медленном, «сочащемся» времени. Но, видимо, детальки неплохо подобраны-прилажены, внимание удерживается. «На сковородке громко зашипело масло. Аркадий бросился убавлять огонь и случайно уронил чашку. Она разбилась, и по полу разлился липкий чай с сахаром. Такое происходило довольно часто. Всему виной было время, которое просачивалось сквозь пальцы и проваливалось куда-то под пол»… Масло слышно, чашку видно, Аркадия жаль. Трудно сказать, почему. Может, и себя жаль, а не его, но идёт-то это именно от рассказа…

 

Спасибо авторам, спасибо нам, начало не блестящее, но и не безнадёжное.

 

 

 

507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Плечики и вешалки вешалка плечики металлическая. . про федота стрельца удалого молодца аудиокниги . https://bettingcafe.ru/bookmakers/
Поддержите «Новую Литературу»!