HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Елена Зайцева

Против мистицизма (№18)

Обсудить

Критический обзор

Критический обзор №18
(в связи со статьёй А.Усова)
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 17.04.2007
Елена Зайцева. Против мистицизма. Иллюстрация

Статья Александра Усова называется «Против религии и атеизма», и она действительно против религии и против атеизма (во всяком случае, «научного сознания»): «И религиозное и научное сознание стоят на ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ точке зрения: мыслят бесконечное как конечное, в лучшем случае как дурную бесконечность, иначе говоря, оба НЕСПОСОБНЫ мыслить бесконечное». Ближе к концу статьи становится понятно, как же мыслят бесконечное те, кто на это способен: «Даже если бесконечное и химера, то это такая химера, которая сообщает жизни смысл и вкус; химера, которая более реальна, чем сама реальность»; «Бесконечное есть "соль земли", СУЩНОСТЬ жизни»; «Ощущение, состояние счастья есть ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ преодоление собственной ограниченности; вкус счастья - вкус бесконечности»; «Реальная жизнь поистине бесконечна и потому способна удовлетворить все потребности духа…».

 

Всё-таки интересно, откуда берутся эти счастье и бесконечность. Куда же делись несчастье и конечность («противоположность между стремлением человека быть бесконечным, его бесконечным самосознанием, его бесконечным в себе бытием и его конечным существованием, т.е. смертным телом», то «фундаментальное» противоречие, с которым и пытались как-то справиться и наука, и религия). И как это вдруг (действительно – вдруг) получилось, что «реальная жизнь поистине бесконечна».

Понятно, откуда берётся бесконечность, когда говорят «вы бесконечны в своих детях» или «вы бессмертны в творениях». Это своего рода поэтизм, который на том и держится, что мы прекрасно слышим несказанное ЗАТО («вы умрёте, ЗАТО вы бессмертны в детях»). Т.е. реального бессмертия вам никто и не обещает, вы умрёте. Реальная жизнь не бесконечна, у реальной жизни есть начало и есть конец, и по-настоящему-то все мы это знаем. Но так хочется, чтобы было по-другому, что всё время что-нибудь придумываем. Придумал и А.Усов*. Какой же поэтизм он использует (а иначе и невозможно рассказать о том, чего нет)?

«Мгновение». Его рецепт бессмертия – «сделать каждое мгновение жизни бесконечным». Если мы попробуем убрать, снять этот поэтизм, будет: «рецепт бессмертия – сделать жизнь бесконечной», то есть та самая тавтология, которую автор так не любит.

Возникает вопрос: а почему я «обозвала» мгновение поэтизмом? Здесь я хочу процитировать Фейербаха (которому, кстати говоря, и посвящена статья А.Усова):

 

«Вся наша жизнь есть лишь теперешняя, мгновенная. Вся жизнь есть лишь продолжение мгновений; мы существуем всегда лишь мгновенно; я есмь теперь, а в следующее мгновение, может быть, вовсе и нет, и так в течение всей жизни. А к концу жизни я могу сказать: лишь мгновением была моя жизнь. Я – единичное, определенное существо; мое бытие есть, таким образом, также лишь единичное, определенное по времени, однако, теперешнее; теперь поэтому есть полное выражение моего определенного бытия. Лишь благодаря тому, что я есмь теперь, я уверен, что я есмь, ибо как единичное я существую, пока я есмь теперь; я чувствую лишь благодаря тому, что я чувствую теперь; если нет теперь, то нет и чувства. Время изображают лишь в измерении длины, как линию; но мгновение как нечто ограниченное и замкнутое кругло, как капля, как жемчужина. И подобно тому как капля, вырванная из плоской, ровной, слившейся водной массы, принимает шарообразную форму, так и я чувствую лишь благодаря тому, что из равного самому себе и непрерывного течения времени мгновение как бы выделяется и сливается в замкнутую форму шара, для того чтобы в нем отразилось чувство и охватило как бы замкнутое, наполняющее его пространство… Я чувствую лишь благодаря тому, что все мое бытие собрано, втиснуто и сжато в единственную точку времени, что все мое бытие объединено, наличествует и действительно в одном теперь. Мгновение – это молния, которая воспламеняет все мое бытие». («Из Эрлангенских лекций по логике и метафизике»).

 

Красиво и понятно. Но тут происходит то, о чём предупреждает Кортасар, говоря, что хороший стилист легко может отнять у читателя способность критически мыслить. Ведь здесь это красиво и понятно, но в действительности-то всё совсем не так! Жизнь – человеческая жизнь – никогда не «теперь», никогда не «я есть», всегда три времени: «я был», «я есть», «я буду». Как раз вот этот всегда грозящий обрыв, неясность, нелепица – буду ли? – и делает человека несчастным. Кошку это несчастной не делает – именно потому, что она живёт в единственном времени, в «теперь».

Сказать «я живу в этом мгновении» – вообще ничего не сказать, мгновение – не ближайшая представимая величина, а, пожалуй, и вовсе непредставимая. Даже пока мы произносим – «мгновение» – проходит БОЛЬШЕ, чем таковое. Можно, конечно, сказать не «мгновение», а «миг» – но и такие миги непредставимы. Представить – значит мысленно задержать, но в мгновении просто нечего задерживать. В мгновении невозможно находиться, ничего невозможно сделать сей-миг, да и чувствовать сей-миг, мгновенно, можно только «рефлекторное», то, что требует рефлекторных ответов, горькое, колкое и т.п. Чтобы чувствовать тревогу, любовь, скуку, радость – нужно длящееся, а не мгновенное время. Наш «сей-миг» – это скорее «сей-час», тут язык не ошибается…

Что я сделаю? Напишу слово «напишу», но вот оно уже и написано, но и эта мелочь не была мгновенной. Мгновение – конечно, поэтизм и прибегать к нему в каких-то объяснениях – всё равно что объяснять что-нибудь через «моё детство – красный конь»…

Вряд ли на этот рецепт бессмертия что-нибудь приобретёшь (кроме разве что хорошего настроя; Фейербах, кстати сказать, на этом и остановился). Эта лазейка через мгновение в вечность – она из ниоткуда в никуда, и если что-то меня тут и заинтересовало, так это САМО ЖЕЛАНИЕ ВЫБРАТЬСЯ. Это желание очень важно. Важно, чтобы у всех у нас когда-нибудь появилось это желание. Может быть, тогда было бы проще решить, ЧТО ЖЕ С НИМ ДЕЛАТЬ.

 

 

____________________________________________________

* И я бы не сказала, что это какое-то «ноу-хау». Вечность, которая есть сейчас, но не здесь, которая только при определённых условиях соприкасается со «здешним миром» (главное такое условие – «Я», личность), – эта вечность, конечно, не сегодня придумана, и если бы А.Усов посвятил свою статью не Фейербаху, а скажем, Бердяеву, это было бы заметнее.

 

507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://magazin-veshalok.ru купить вешалка для вешалок. . фаворит смерти аудиокниги . Список бк с приветственным бонусом при первом депозите
Поддержите «Новую Литературу»!