HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Соломон Воложин

Гребенщиков достиг гребня своей идентичности

Обсудить

Критическая статья

На чтение краткой версии потребуется 4 минут, полной – 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за сентябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2015 года

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.09.2015
Иллюстрация. Название: «Ветка…». Автор: Юрий Федин. Источник: http://www.photosight.ru/photos/1900003/

 

 

 

Разрешите начать с себя. Я так в форму вхожу, что ли.

В последнее время мне нравится ставить себя в трудное положение. Есть шанс думать: если я выберусь из него, значит, совершил что-то. Самой последней темой затруднения себе жизни является задача найти в произведении имярек нечто, произошедшее из подсознания. Тогда я произведение для себя называю произведением искусства. Я даже успел набросать несколько заявлений, претендующих – для меня, конечно – на универсальность. Одно, что первое, дескать, что отличает искусство – это некая непонятность увиденного или услышанного.

Ну послушаем и почитаем «Ветку» Гребенщикова (слушать тут).

 

 

            Ветка

Ничто из того, что было сказано, не было существенным,

Мы на другой стороне.

Обожжённый дом в шинкарёвском пейзаже.

Неважно куда, важно – всё равно мимо. 


Не было печали, и это не она,

Заблудившись с обеих сторон веретена.

Я почти наугад произношу имена.

Действительность по-прежнему недостижима. 


Я открывал все двери самодельным ключом.

Я брал, не спрашивая – что и почём.

Люди не могут согласиться друг с другом практически ни в чём.

В конце концов – это их дело. 


Мне нужно было всё, а иначе – нет.

Образцовый нищий, у Галери Лафайет;

Но я смотрел на эту ветку сорок пять лет,

В конце концов, она взяла и взлетела. 


Словно нас зачали во время войны,

Нас крестили именами вины.

И когда слова были отменены,

Мы стали неуязвимы. 


Словно что-то сдвинулось в Млечном Пути,

Сняли с плеч ношу, отпустило в груди.

Словно мы, наконец, оставили позади.

Эту бесконечную зиму... 


            Ноябрь 2014 г.

 

 

Общее впечатление – буддизм какой-то. И не потому, что я слышал, что Гребенщиков стал пробуддистом, а, что более верно, из-за набора слов. Ну и из-за бесконечного, кажется, повторения в музыкальном сопровождении одной и той же музыкальной фразы.

Я где-то читал, что озарило Будду тогда, когда он узнал, что существуют на свете болезни, старость и смерть. Суть озарения – отключиться от этого знания. Уметь быть бесчувственным. Я это для себя когда-то назвал созерцательным фашизмом (см. тут). (Может, не зря Гитлер истоки религии для своего нового порядка искал в Тибете.) Надо, вообще-то, быть-таки неким сверхчеловеком, чтоб уметь не чувствовать окружающего Зла. Добра – тоже. Но интереснее – Зла. Добро ведь – редкое, а Зло – частое.

И вот – Зло в подборе слов: «бесконечную зиму». А вот – отстранённость от Зла: «Эту». И то и то – в сильнейшей позиции: в конце текста.

Не в конце – тоже свой вклад дают: «когда слова были отменены», «неуязвимы», «Ничто… не было существенным», «Неважно куда, важно – всё равно мимо».

Теперь, что значит: «Обожжённый дом в шинкарёвском пейзаже»?

Про шинкарёвский пейзаж читаем:

«…поздние по времени создания работы Шинкарёва практически монохромны. Помрачневший с годами художник всё чаще задумывается о том, как из жизни буквально «вымывается цвет». Городской пейзаж, как и природа, становятся всё более и более блёклыми» (Википедия).

Вот, как это выглядит.

 

 Шинкарёвский пейзаж

 

То есть, по Гребенщикову, обожжён дом, не обожжён – всё равно: «не было существенным», «Неважно», «всё равно».

Теперь, что такое «Галери Лафайет»?

Это самый известный магазин Франции. Догадываюсь, что Гребенщиков – против общества потребления. Против того самого, к чему – к более надёжному достижению чего – рванулась Украина, не брезгуя фашистско-нацистской подмогой.

Сразу вопрос: зачем же он поехал в Одессу ублажать этой «Веткой» Саакашвили[1]?

– Шпильку подпустить, думается. Он же, Гребенщиков, над схваткой.

– Но быть «над схваткой» разве значит подпускать шпильки?

– Если обоим противоборствующим сторонам, то – значит. Само поехать туда – это шпилька в антизападную сторону. А «фэ» потребительскому обществу – это шпилька в западную.

– Сомнительно.

– Если неприкладное искусство специфично единственным – испытанием сокровенного мироотношения, то почему нужно думать, что испытатель только испытуемых испытывает (нас, слушателей)? Что если и себя?

– Логично. Но быть логичным не значит быть правым. В чём состоит испытание себя во время пребывания на Украине? Не испытание ж это страхом, что его, Гребенщикова, намерение разгадают, и… В стране, где инакомыслие опасно для жизни… – Не испытание это. Потому что там же никто не догадается до такой тонкости. Там хватает, что из России приехал петь. Всё. Свой. Как Макаревич. Прозападный. Пропотребительский. Точнее, про-лучше-потребительсткий, чем недостижительные россияне, большинство их, с их – по Феофану Затворнику: «Дело не главное в жизни. Главное – настроение сердца».

– А что Гребенщикову думать про украинскую реакцию. Он – НАД. Ему главное – посмотреть в глаза убийце и следить за собой: безразлично или не безразлично. То же самое и с тоже не поймущими и залающими, как собаки на волка, своими: безразлично или не безразлично.

– Хорошо. Соглашусь. Но это рассуждение годится для акта исполнения, а не творчества. Ты же теперь искусством или не искусством называешь только произошедшее из подсознания. Не сочинял же Гребенщиков свою «Ветку» в расчёте на исполнение её на Украине?

Кстати... [...]

 

 

 

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2015 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение сентября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Деревянные напольные вешалки - вешалки деревянные. . Актуальный рейтинг букмекеров России . Новостройки мурманск купить квартиру от застрои щика в мурманске.
Поддержите «Новую Литературу»!