HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Сергей Васильченко

Бита

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 29.06.2012
Иллюстрация. Название: "Дворовый футбол". Автор: Радуга Андрей. Источник: http://www.photosight.ru/photos/4052850/

 

 

 

Конец мая – время, когда стоит самая лучшая погода в году. Даже если дождик идёт, то приятный.

Олегу через месяц должно было стукнуть четырнадцать.

Он сидел и смотрел в окно и чувствовал, как что-то новое росло в нём. Будто сквозь кожицу зерна рвался на свет будущий стебелёк. Сам он, впрочем, предпочитал другое сравнение: «Я мутирую, как Человек-Паук».

Надо было делать уроки, но не хотелось. Тем более что на футбольном поле наверняка кто-нибудь играет из пацанов. А уж в школу завтра идти не хотелось вдвойне.

Но мама же не отпустит, как пить дать. Ещё скажет, мол, там дождик. Да какой дождик, еле-еле капает…

 

Олег прошёл в коридор и вытащил мяч из угла. Добрый мяч, у которого уже стёрлась обшивка, который уже неоднократно подкачивали.

В комнате решил понабивать. У него неплохо получалось – он мог набить раз пятьдесят, а то и больше.

Родители говорили, что дома этого делать нельзя, можно разбить люстру или вазу.

«Да ладно, ничего не случится», – отвечал на это про себя Олег. И пока действительно не случалось.

Нынче тема не пошла – мяч постоянно сваливался с ноги, и скоро Олег отнёс его обратно. Лёг на кровать, взял книжку «История войн Древнего Китая». Тогда дети читали бумажные книжки, Интернета-то не было почти ни у кого.

Читали книжки. А кто-то ещё накоплял бумажные фантики от жвачек. У Олега было где-то около двухсот фантиков от жвачки «Турбо». На каждой из них – изображение автомобиля. Это могла быть машина ретро или современная гоночная. Но не советский автопром!

Имелись у Олега помимо фантиков и фишки, всё, как полагается. В подъезде с пацанами можно было часами играть на них. Правила простые: берёшь стопку (то, что поставил ты и соперники) фишек и бьёшь о поверхность. Какие перевернутся – те твои. Старые, размахрённые переворачивались плохо – и в первую очередь ставили их. Хотелось избавиться от них побыстрей, если честно.

 

Листая историю войн Китая, Игорь всё время удивлялся, какие же были когда-то жестокие и дикие времена.

 

В 5 веке до нашей эры правителем китайского царства Юэ был император Гоуцзянь. Однажды, во время войны, перед важным сражением он захотел навести страх на соперника. И в первую шеренгу своего войска приказал направить приговорённых к смертной казни преступников. Перед началом битвы все солдаты из этой шеренги отрубили друг другу головы.

 

Бей своих, чтоб чужие боялись.

 

Кончались девяностые, Игорь не подозревал, что за окном, собственно, времена ничуть не милосердней. Просто пока не сталкивался ещё.

Нет, всякое бывало. Школьные хулиганы-бандиты отбирали мелочь в туалете. Но это именно, что мелочь. Как правило, такие дети вскоре переставали ходить в школу: либо их выгоняли, либо просто по возрасту им пора было в путягу.

Ещё был случай, когда пацан из породы таких дегенератов позвонил и сказал, что в школе заложена бомба. Приехала милиция, обыскали всё, бомбы не нашли. А вот телефонного террориста, наоборот, нашли быстро. Им оказался пятиклассник-двоечник из неблагополучной семьи. Ну, естественно.

Олег помнил этот день – занятия отменили, и он пошёл поиграть в «Сони плэйстэйшен» в салон видеоигр с однколассником. Рубились в «FIFA-98», хороший был день.

Олег учился в Нормальном классе – все дети воспитанные, отпрыски достойных родителей. Шесть отличников, в том числе и сам наш герой.

 

– Мам, можно я пойду на улицу?

– А уроки сделал?

– Нет, но я пару часиков погуляю и потом.

– Садись и делай. Да и там дождь к тому же.

– Ну мам…

– Неееет.

Тема закрыта.

Уроки. Что там надо? Геометрия, математика, физика… Предметы, которые не нравились Олегу. Гуманитарные давались гораздо лучше.

Он поставил «Историю войн на полку». Она заняла своё привычное место среди множества энциклопедий. Все их, купленные мамой по его настоятельному требованию, он уже прочитал тысячу раз от корки до корки и мог практически дословно воспроизвести то, что там написано. Да только кому это надо?

 

Восемь утра. Школа.

Олег пришёл довольно рано, но его соседка по парте уже сидела на своём месте. Алёна, стремительно и рано созревающая, в последнее время будоражила воображение Олега. Вообще он понял, что стал стесняться девчонок. Почему-то его стало волновать, нравится он им или нет. И приходил к выводу, что никому он понравиться не может.

Девчонки, конечно, дуры, но они красивей, веселей, а многие из них и уверенней в себе, чем он. Они странные.

Недавно эта Алёна просто ради прикола поцеловала Олега в щёчку. Да, потом сама же и сказала всем, что ради прикола.

Это доставило ему много переживаний. Алёна, высокая, озорная и немного развязная девчонка, на самом деле многим нравилась.

А ещё она говорила, что у неё уже был секс.

Врёт, наверно, думал Олег. И в целом, старался не думать на интимные темы, чтоб не расстраиваться лишний раз. Много таинственного и непонятного было во всём этом.

Но Олегу доставляло удовольствие давать ей списывать, если просила. Или давать ластик, потому что свой она часто не носила. И смотреть на неё исподтишка. Вообще – видно было – Алёна думала о чём-то своём, не об учёбе, к урокам готовилась не ахти как. Витала в своих мирах, школа для неё была уже неинтересным местом, будто она из неё давно уже выросла.

В старших классах пошли слухи, что она в 14 начала встречаться с каким-то тридцатилетним мужиком и аборт якобы делала. Короче, чёрти что.

Уж лучше футбол.

 

После уроков и вкусного обеда Олег пошёл на улицу. С мячом зашёл за Серёгой и Игорьком, которые жили в том же подъезде, и с ними двинулся на поле. Все трое были одеты в форму с номерами и фамилиями игроков – такую можно было купить подешёвке на рынке, made in China. Или made in узбеки в подвалах рынка. У Серёги красовалась на спине цифра 10 и фамилия – Batistuta. Игрок «Фиорентины». У Игоряна – особый шик – восьмёрка и Zidan. О, француз Зидан! Какие два гола он забил бразильцам в финале Чемпионата мира 1998 года! А Олег носил красно-белую форму Спартака – просто с номером 11. Патриот.

– Жалко, что тогда на ворота в не пришёл, мы бы не проиграли… А то у нас был не вратарь, а дырка, – сказал Санёк.

Он имел в виду недавний турнир дворовых команд, который для них закончился неделю назад. В упорной борьбе в одной шестнадцатой ребята уступили команде школы номер 52.

– Ну они очень грубо играли, – заметил Олег. В том матче Олег сильно разбил себе коленку. И мячом ему ещё та-а-ак сильно по лицу попали… «Чуть голова не оторвалась», – говорил потом он.

В следующем году мы их порвём, – сказал Игорян.

Олег сомневался. Кто там знает, что будет в следующем году?

 

Сначала – в качестве разминки – играли в «одно касание», потом подошли другие пацаны. Набралось восемь человек: разделились четверо на четверо – и пошло-поехало. Когда счёт был 5:6 в пользу… – да неважно, в чью пользу – решили передохнуть. Уже вечерело, и на лавки вокруг поля пришли старшие пацаны с их двора. Они постоянно сидели на этих лавках, пили пиво, курили, громко матерились, семечки лузгали…

Когда Олег и его друзья уже пошли в сторону колонки, чтобы попить воды, их окликнул один из «старших».

– Эй, пиз…ки, идите сюда…

Олег крепко прижал свой мяч и пошёл к ним. По бокам – Игорян и Серёга.

– Что?

– Да мы это… решили тоже поиграть.

– Щас мы сходим, воды попьём.

Один из старших вертел в руках чёрного цвета бейсбольную биту…

– Нравится? – спросил он Олега, уловив, что он смотрит на спортинвентарь

– Да, – соврал он. Плевать ему было на эту биту. – В бейсбол или лапту играете?

Глупость спросил

– Ага… – заржали дружно старшие… – в бейсбол… Бита из берёзы, называется «Цербер», 20 миллиметров диаметр, – снисходительно рассказал её хозяин. Он жил в соседнем с Олеговским подъезде. Звали его Толян.

– Ну ладно, мы щас вернёмся, – сказал Серёга.

И ребята двинули к колонке.

– Может, по домам? – спросил Олег, когда они отдалились от поля.

– Да если мы не вернёмся, они нас найдут же потом, предъявят, там же старшие с нашего двора, – рассудил Игорян.

– Неужели мы тоже такими станем через несколько лет? – спросил Олег полуриторически.

– Да не знаю...

 

Игра со старшими была ужасной. Они были под мухой, очень жёстко толкались. Но Олег смог забить первый гол. В девятку. «В лучших традициях бразильцев», – как подумал в этот момент сам Олег.

Через пятнадцать минут старшие смогли отыграться. И на этом закончили. Сказали, что надоело. Никаких особых эксцессов, слава Богу, не произошло.

Все стали расходиться по домам.

– Завтра заходи за мной в два, – сказала Олег Серёге.

– Ладно.

 

Назавтра – всё как обычно. Сначала Олег и Санёк потусовались немного во дворе, потом – на поле. А там уже играли другие. Откуда-то из соседних домов.

– Может, попросимся, тоже поиграем?

Так и решили. Их взяли в игру. Что ж поделать, поле одно, желающих много.

Матч закончился неожиданно. Олег стараясь выбить мяч из-под ног какого-то полного пацана, случайно поставил ему подножку. И тот как-то упал очень больно, завыл, за ногу схватился…

А через пару минут встал и начал наезжать на Олега. Мол, да куда ты смотришь, совсем охренел по ногам бить…

– Я тебя щас урою тут, падла, – собственно, весь пафос его речи сводился именно к этому.

– Да я неспециально, – говорил Олег.

– А мне пофиг.

Пацан, которого, кстати, кличили Балу, как медведя из мультика, резко схватил за майку и сказал:

– Щас я тебя убивать буду.

Олег стушевался, не хотелось ничего такого.

Все остальные подошли к ним, встали полукругом, ждут, хотят посмотреть.

– Не ссы, – шепнул Серёга.

Балу сделал шаг назад, а потом без лишних слов набросился на Олега. Олег сопротивлялся, отмахивался руками и ногами, но ему не доставало опыта в таких делах. И сердце в этот момент колотилось так бешено, казалось, вот-вот выпрыгнет из груди. Балу быстро повалил Олега на землю и начал бить ногами. Попал по лицу – сильно… из носа потекла мощная струя крови… Их разняли.

После всяких страшных фраз (если ещё раз такое сделаешь, я тебя ваще порву) Балу и его приятели ушли. Санёк поднял Олега, дал какой-то лопух. Но кровь продолжала течь.

– Надо на колонку, – сказал Серёга.

– Идиоты, – произнёс Олег.

– Да забудь. Главное, что ты бился. А значит, уже не проиграл.

Отмылись на колонке, затем потопали домой. Серёга жил на втором, а Олег – на пятом. Когда дверь за другом захлопнулась, Олег вышел обратно на улицу. У него было какое-то странное состояние, домой не хотелось, тело болело. Надо было пройтись, прогуляться одному, подумать.

 

Так он бродил по окрестностям час, второй, потом присел на лавку с видом на местный бар. С тупым выражением лица смотрел вперёд и понимал, что скоро весь этот футбол, вся эта милая, беззаботная жизнь кончится. Если уже не кончилась.

Из бара вышла внушительная стайка парней. Кое-кого Олег узнал. Старшаки. Толян и иже с ними. Прямо возле входа они стали разговаривать с какими-то другими пацанами. На очень повышенных тонах. Причина конфликта была то ли в том, что кто-то чью-то «бабу» неправильно тронул, то ли в том, что кто-то кому-то «бабок» должен. Бабы и бабки, да…

В какой-то момент Толян достал биту (или кто-то ему её передал) и ударил того, кто стоял напротив, в челюсть. Тот упал. Стал сплевывать кровь и обломки своих передних. И к Толяновской бите – так странно – прилепился один зуб. Потом началась массовая драка с дикими воплями. Завершил её быстрый приезд наряда милиции – все бросились врассыпную.

Когда площадка перед баром опустела, Олег встал с лавки и побрёл домой.

Мама сразу всё поняла:

– Дрался?

– Да.

– Вы же вроде в футбол играли?

– Играли

– И что случилось?

– Да нормально всё, мам. Не хочу рассказывать, я в комнату пойду, уроки ещё не доделал. Потом расскажу, если что.

– Завтра не в школу, а в больницу. Дай-ка посмотрю, нос ли не разбит.

– Схожу, схожу в больницу. Не разбит, – сказал Олег и ушёл к себе.

Следующие две недели были спокойным. Всё тот же футбол, по выходным – поездки к двоюродному брату. Брат был старше на два года, но с Олегом они хорошо общались. Семья брата жила неподалёку от реки, и они вместе ходили купаться, рыбачить…

А потом случилось следующее: пропал отец. Не появился на работе, мама всех друзей обзвонила, никто не знал, где он. Плакала по ночам, переживала. Да и Олег тоже был неспокоен. Через три дня появился-таки, вернулся домой. Всё это время он пил с кем-то. Его уволили с работы – он продолжил пить. Это был его первый глубокий запой.

Но не последний.

 

Запой сильно подкосил семейное финансовое положение. И потому за три дня до Дня рождения мама зашла в его комнату и сказала:

– Я знаю, сынок, что ты хочешь в подарок. Подзорную трубу, да?

– Да.

Он понял, к чему она клонит. И грусть затопила сердце.

– У нас пока, ты сам знаешь, с деньгами не очень. Давай, я тебе потом куплю трубу, ладно?

– Ладно.

И грусть затопила сердце.

А как было замечательно представлять, что он будет по вечерам ходить на крышу их пятиэтажки и там сидеть с трубой в руках и смотреть на небо, на луну, на звёзды – не было ничего прекрасней этой картинки.

Картинку размывало летними ливнями.

 

Наступил и сам День рожденья. Приехали родственники, всякие тёти, дяди. Дарили подарки – книжки, рюкзак какой-то. Но подзорной трубы не было.

Когда взрослые уже выпили бутылок пять водки, двоюродный брат, который тоже приехал, отозвал Олега в комнату.

– Что?

Брат стоял с большим пакетом.

– Да я тоже тебе подарок хочу сделать, брат.

– Отлично. Рад.

– Ну, я говорить не умею, короче, пусть всё будет хорошо. Вот тебе.

И брат достал из пакета биту.

– Берёзовая. 22 миллиметра в диаметре. «Цербер» называется.

– Зачем мне?

– Пригодится.

– Думаешь?

– Точно.

– А тебе самому не нужна?

 – А у меня другая есть, алюминиевая…

– Спасибо, – как-то неловко сказал Олег. Взял эту биту и растерянно смотрел на неё.

– Ну, с днём рожденья.

Брат тихонечко вышел из комнаты.

«Буду смотреть на мир через подзорную трубу биты», – как-то не по-детски подумал Олег.

А подзорной трубы так и не появилось у него.

Да и вообще, то лето было дурацкое, вспоминал Олег много лет спустя.

 

 

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!