HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Андрей Уваров

Последний декабрь

Обсудить

Рассказ

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 1.10.2012
Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3

Часть 2


 

 

 

Вагон, нервно покачиваясь, стремительно мчался в чёрную ночную мглу. Артём стоял в проходе в полном одиночестве и смотрел в окно.

– Надо же, ни одного огонька, – удивился он и повернул голову в сторону тамбура.

В тусклом свете, поблёскивая металлическими ручками, едва прорисовывался дверной ряд закрытых купе. Артём вздрогнул – за стеклом двери, ведущей в тамбур, внезапно возникло лицо молоденькой девушки. Железная дорога сделала изгиб и в окне вагона появилась полная луна, осветив размытые в мутном стекле черты лица. Он узнал её. Это была та самая девочка, с которой он познакомился накануне при таких драматических обстоятельствах, и что особенно потрясло Артёма – её бледное лицо было влажным от слёз. Покачиваясь в унисон с вагоном, он медленно зашагал в сторону тамбура, не спуская глаз с девочки-подростка. Из-за закрытых дверей купе доносились едва уловимые голоса знакомых ему людей – женщин, с которыми ему случалось бывать, друзей... Дверь последнего купе была чуть приоткрыта, и совсем рядом он услышал голос друга детства, погибшего три года назад от алкогольной зависимости. Артём резко повернулся и рванул дверную ручку. Никого не обнаружив внутри купе, он снова перевёл взгляд на стекло двери, за которой только что плакала спасённая им девушка, но её там уже тоже не было; лишь тени мелькающих столбов отражались на стекле в лунном свете. Совершенно сбитый с толку, он вышел в пустой тамбур. Дверь, отделяющая пространство тамбура от мрачной, холодной ночи, была открыта и громко хлопала при тряске вагона. Артём, держась за поручень, выглянул наружу на полном ходу поезда. Ледяной ветер резко ударил в лицо, снизу отчётливо доносился и отлетал прочь стук колес. Вдруг вагон накренился, и дверь неотвратимо поползла на него, лишая равновесия и выталкивая в страшную, безжизненную пустоту.

Он проснулся, вытер ладонью со лба крупные капли пота и, осознав, что это был сон, облегчённо вздохнул.

– Приснится же такое, – зевая, пробурчал Артем, но, вернувшись в мыслях к девочке с Литейного, ощутил смутные сомнения – не приснилось ли всё то, что случилось вчера на мосту и впоследствии? Тут он увидел на столе записку с приколотым медвежонком. Явь и сон встали на свои места. Восстанавливая в памяти детали того события, он поймал себя на мысли, что совсем не ощущает себя героем, напротив, ужас от того, что трагедия могла стать неизбежной, замешкайся он ещё чуть-чуть, тисками сдавил грудь.

 

Было ещё темно, несмотря на начало десятого; питерская зима вообще пора беспросветная и для «не привитого» севером сознания нередко разрушительная. Артём ехал в банк для важного разговора к назначенному времени.

Он был владельцем небольшой фирмы, оказывающей услуги строительным организациям. До две тысячи десятого дела в фирме шли более-менее, но последние пару лет, в связи с пробуксовкой многих строительных проектов, партнёры Артёма всё чаще стали отказываться от его услуг, предпочитая в целях экономии выполнять максимум работ самостоятельно. Будь он более предприимчивым человеком, наверняка нашёл бы достойную альтернативу, перекроил, перестроил бы свой маленький бизнес на злобу дня, согласно, так сказать, экономической целесообразности. Но, возможно, в силу гуманитарного склада ума и природной замкнутости, коммерческая жилка не была ему присуща в должной мере – в той мере, которую диктовала суровая реальность наших дней. К тому же, есть люди, к которым деньги притягиваются независимо от обстоятельств, интеллекта или упорства; так вот, Артём не принадлежал к их числу. Именно поэтому он к своим тридцати девяти не имел на банковском счёте заначки на чёрный день и не приобрёл отдельного полноценного жилища, а до определённого времени, пока позволяли средства, снимал квартиру недалеко от офиса. Ну а сейчас он ехал на встречу со своим однокурсником Мишкой Загорским в небольшой, но крепко стоящий банк, где не так давно имел несчастье кредитоваться. Загорский был племянником очень известного и любимого на постсоветском пространстве артиста, в связи с чем в этом самом банке для него была придумана начальствующая должность, что позволяло ему беззаботно и как всегда феерически прожигать свою непутёвую жизнь.

Артем делал на своём «Опеле» уже второй круг мимо банка в поисках места для парковки, вспоминая, как в студенческие годы балагур Мишаня подбивал друзей на умопомрачительные пьянки во время лекций, а когда наступало время отвечать за содеянное, всегда лихо ускользал от гнева деканата.

 

– О-па! Здорово! – радостно поприветствовал его Загорский, вальяжно расплывшись по роскошному кожаному креслу.

– Привет, – сдержанно ответил Артём.

– Давай по маленькой, чтобы день сложился, – подмигнул старый товарищ, наполняя из начатой бутылки виски рюмки, стоящие на тумбочке возле стола.

– Да нет, я за рулём, – открестился Артём от несвоевременного утреннего возлияния. – Давай по делу.

– Хм, – скривился Загорский, – а я тоже за этим, как его, за рулём, – и ловким движением опрокинул рюмку.

– Миш, не тяну я пока с оплатой по процентам. Нельзя чего-нибудь там придумать?

Михаил откинулся на спинку кресла и забормотал себе под нос какой-то стишок. Закончив куплет, он навалился на стол локтями, нацелился своими маленькими, прищуренными глазёнками на Артёма и уже совсем другим тоном выдавил из себя:

– Тём, Тёма. Тё-моч-ка, до-ро-гой! Ну что ж ты меня так подставляешь-то? – паузу заполнил его глубокий вздох. – Я ведь тебе помог? Помог, – не дожидаясь ответа, утвердительно заявил Загорский. – Без залога, без поручительства; и бумаг лишних не понадобилось. А ты меня в говно лицом. Не хорошо так со старыми друзьями. Не хо-ро-шо.

Загорский покачал головой, всем своим видом демонстрируя разочарование, и отвернулся в сторону.

– Миш, извини, я всё понимаю, но я же не отказываюсь от оплаты. Просто как-то надо перекрутиться… – в кармане Артёма зазвенел мобильный. Он нервно сбросил вызов и закончил мысль: – Понимаешь, Мишаня? Ну, короче, полная задница.

– Ты меня своими проблемами не грузи. Не надо. Своих, знаешь…

Загорский ещё минут пять темпераментно поучал своего однокурсника, после чего артистично выдержал очередную паузу и с важным видом резюмировал:

– Ну, вот что, Тёмыч, давай так. Ещё две недели. Мне ведь вот прямо сейчас к начальству идти и лепетать что-то по поводу тебя; кстати сказать, твоим вопросом ещё позавчера интересовались. А потом, – Михаил опустил глаза в стол и тихо произнес: – потом передаю дело в службу безопасности. Только без обид, старик! Ладно? Ничего личного…

Загорский ослабил ворот рубашки с таким видом, как будто эти слова дались ему ценой неимоверных усилий.

 

Артём вышел на улицу с растерянным выражением лица и вспомнил про пропущенный вызов. Это был звонок от управляющего бизнес-центром, в котором он арендовал офис.

– Обложили, гады, – прокомментировал он ситуацию и нажал кнопку вызова.

– Артём Николаевич? Ну что же вы прячетесь? – взволнованно зазвучал голос в трубке.

– Извините, Роман Борисович. Был занят.

– Артём Николаевич, я звонил напомнить, что у вас долг по аренде уже более двух месяцев. Это уже, знаете ли, ни в какие ворота...

– Я понимаю, Роман Борисович.

– Видимо, не очень, – менторским тоном продолжал управляющий, – вынужден вас предупредить, что если через неделю оплата не последует, офис будет опечатан и…

– Я понял; именно этим вопросом я и занимаюсь, – перебил его Артём и бесцеремонно прервал неприятную беседу.

 

Не успел он дойти до своей машины, как мелодия телефона снова отвлекла его от мрачных мыслей. Звонила Ирина – секретарь, помощник и менеджер в одном лице. Она была одной из немногих, оставшихся в фирме в эти непростые времена, несмотря на весьма призрачные перспективы и, ставшие уже регулярными, задержки зарплаты.

– Артём Николаевич, – запричитала она, – приходил управляющий, весь нервный какой-то. Я его никогда таким не видела! Сказал, что если…

– Я знаю, – спокойным голосом перебил её Артем. – Ты лучше скажи, как там, из Стройпроекта не звонили? Что у них с перечислением? Уже неделя прошла.

– Артём Николаевич, – робко пролепетала Ирина, – Стройпроект, скорее всего, не сможет оплатить.

– Это ещё почему?

– Я полчаса назад с их главбухом разговаривала.

– Ну и?! – вспылил Артем.

– Они фирму к банкротству готовят. У них на счетах по нулям, – осторожно добавила девушка и замолчала.

 

Не отключаясь, Артём положил телефон в карман, а ответственная Ирина, вслушиваясь в шуршание одежды босса, всё ещё ожидала поручений, пока связь не отключилась автоматически.

– Славный денёк, ничего не скажешь, – иронично подметил Артём, усаживаясь в кресло авто, и крепко задумался.

Задуматься же и вправду было, о чём. Финансовая ситуация приближалась к критической. И хотя в последнее время неприятности подобного рода не часто, но происходили, привыкнуть к ним никак не удавалось. Проблема усугублялась тем, что Стройпроект был единственным крупным должником фирмы Артема; по всем прочим действующим контрактам деньги были либо уже «съедены», либо перечислены сторонним организациям.

Перебрав в уме все возможные варианты решения проблемы и сделав несколько безрезультатных звонков, он вспомнил про Светлану – свою бывшую девушку, с которой расстался полтора года назад. Их совместная жизнь была ровной и спокойной, как морской штиль, нет, скорее, как неспешное течение большой реки; Артём до сих пор был уверен, что Светлана любила его глубоко и искренне. Словно мощный тайфун, их размеренную идиллию разрушила страстная и непредсказуемая женщина-вамп Арина – та самая особа, которую не далее как вчера он со вздохом облегчения усадил в такси и отправил восвояси. Светлана – внешне не очень выразительная – всегда была успешной бизнес-леди, а полгода назад её назначили на должность коммерческого директора филиала крупной торговой компании. Общие знакомые судачили, что проблемы в бизнесе Артёма начались с разрывом их отношений, хотя сам он был склонен списывать неудачи на финансовый кризис и «недоброе» расположение планет в гороскопе.

Пару раз он случайно сталкивался со Светланой – в торговом центре, а затем ещё в ресторане, – так, ничего особенного – привет, пока; и оба раза не замечал с её стороны отвращения к собственной персоне.

– А что? – подумал он. – Может, попробовать обратиться? Других ведь вариантов всё равно нет.

Выкрутив руль до упора влево, он рванул с места через двойную осевую, чтобы успеть до обеденного перерыва, решив подъехать «на авось», без звонка.

 

Светлана встретила его насторожённо, даже с некоторым недоумением. Её вопросительный, слегка высокомерный взгляд скользнул по нежданному гостю, не предвещая тёплого приема.

После нескольких формальных вопросов и таких же бессмысленных ответов Артём всё же сообщил о цели своего приезда:

– Свет, мне помощь нужна. Ну, в общем, очень деньги нужны. Сколько возможно; месяца на два. Не выручишь?

Он опустил голову и замолчал. Но пауза длилась недолго. Светлана отвернулась к окну и, глядя куда-то вдаль, вдруг неожиданно грубо и возбуждённо затараторила:

– Мм, смотри-ка, вспомнил! Помощь ему нужна! Какая же ты сволочь, Новиков! У меня, между прочим, в октябре день рождения был. Что, забыл? А, забыл – не забыл! Тебе же пофиг! А сейчас вот помощь понадобилась. Что, так сильно яйца придавили?!

Наверное, она продолжила бы свою пылкую речь – обида женщины, словно спящий вулкан, и уж если проснулся, то извержение неизбежно. Но Артём не стал дожидаться потоков лавы; он быстро поднялся и молча вышел за дверь. Было такое чувство, как будто его с ног до головы окатили помоями. Он мог предположить, что Света откажет или как-то подденет его, но такая бурная, даже агрессивная реакция оказалась совершенно неожиданной, ведь за время, проведённое вместе, он ни разу не слышал от неё ничего подобного.

 

Выйдя на улицу, Артём нервным движением стянул с шеи опостылевший галстук и нараспашку зашагал к машине.

– Ну всё, – размышлял он вслух, – на сегодня уже точно хватит! Домой, в конуру!

– Что вы сказали? – переспросила его интеллигентная старушка, оказавшаяся рядом и воспринявшая, видимо, эти слова на свой счёт.

– Я говорю, по норам, бабушка! Финита! – выкрикнул он в её сторону, чем окончательно озадачил пожилую женщину.

Придя домой, он включил телевизор только лишь для того, чтобы отвлечься от нависшего негатива, и громко плюхнулся в кресло. В таком «медитативном» состоянии он пробыл минут пятнадцать, и, когда он уже засыпал, его внимание почему-то привлёк телефильм из цикла «Городские легенды», в котором шёл рассказ о мистических событиях, связанных с Литейным мостом, о самоубийствах, периодически случавшихся там в разные годы. Артём с интересом досмотрел фильм, затем перёвел взгляд на маленького медвежонка, висящего на углу монитора, и его рука привычно потянулась к компьютеру. В почте он обнаружил единственное новое письмо – как раз от неё, той девочки, с которой судьба свела его прошлой ночью именно на том месте, страсти о котором он только что так внимательно слушал. Письмо было коротким и по-детски простым. Рита снова благодарила своего спасителя, рассказывала, что у неё уже всё нормально, хотя в школу она сегодня не пошла, а во вложении Артём обнаружил семь её фотографий. Просмотрев все фотки, он выбрал одну, сделанную ещё летом; на ней крупным планом Рита смущённо улыбалась фотографу на фоне фонтана. Её улыбка, её глаза на этой фотографии показались ему особенно интересными, и он без колебаний отправил снимок в ответном письме.

 

На следующий день, вернувшись из офиса и шарясь в Интернете, Артём опять обнаружил письмо от своей новой знакомой. Она писала ему о том, как прошёл день, какую недобрую шутку приготовили для неё одноклассники, и как она вышла из неудобного положения. С этого дня их переписка стала регулярной. Он понимал, что никто, кроме него, сейчас не может помочь этой девочке добрым, а главное, правильным словом, и исправно отвечал на её письма, а она искренне и безгранично доверяла ему, ведь на то у неё были веские основания. Артём был достаточно ответственным, отзывчивым и по большому счёту бескорыстным человеком, чтобы не задаваться вопросом, зачем ему это виртуальное общение, хотя была и ещё одна причина, не лежащая на поверхности. В далёкие студенческие годы он женился на однокурснице, вскоре после чего родилась дочь Мария. Брак длился недолго; развод и отъезд жены с ребёнком в Италию совпали с вакханалией девяностых, и Маша уже давно называла отцом совсем другого мужчину. Несколько лет назад Артём летал в Римини, чтобы, наконец, увидеться с дочерью, но бывшая жена сделала всё, чтобы эта встреча не состоялась. В память и в сердце тогда врезались её слова:

– Лучшее, что ты можешь для неё сделать, это не беспокоить нас. Не лезь в её жизнь, у неё другой отец, она тебя совсем не помнит; она даже по-русски не разговаривает.

Возможно, это странное, на первый взгляд, общение с девочкой-подростком явилось пусть крошечной, но всё же компенсацией его нереализованного отцовского чувства. Ну а для Риты эта переписка, собственно, как и сама встреча с Артёмом, стала самым настоящим спасательным кругом. Их внезапная виртуальная дружба восполнила острый дефицит отцовской опеки, помогла девочке структурировать свою жизнь – до недавнего времени сумрачную и хаотичную.

Каждый новый день открывал Артёму в письмах Риты всё больше уверенности в себе, а она, начав жизнь с красной строки, незримо чувствовала его плечо, его поддержку и, следуя его советам, благополучно огибала те житейские рифы и мели, которые раньше казались ей непреодолимыми.

 

 

 


Оглавление

1. Часть 1
2. Часть 2
3. Часть 3
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!