HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Андрей Усков

Примечания к жизни

Обсудить

Очерк

На чтение потребуется 50 минут | Аннотация | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 18.08.2013
Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6

Часть 5


 

 

 

В медицинской практике есть такое заболевание – болезнь Альцгеймера. Это болячка связана с потерей долговременной памяти, утратой рассудка, и т. д. и т. п. Открыл её в наших мозгах в 1901 году немецкий психиатр Алоис Альцгеймер. В литературе её очень хорошо описал Николас Спаркс в «Дневнике памяти». Главный герой романа каждый день читает своей больной жене историю её жизни, главная героиня временами вспоминает что-то и начинает бороться с болезнью, начинает бороться силой творчества, созданной её мужем с силой старости в голове, созданной прелестями цивилизации. Так приблизительно в нескольких словах можно передать фабулу этого романа.

Болезни, вообще, надо сказать, посещают человека неслучайно. Вспомним чуму, холеру, тиф, туберкулёз, гепатит, СПИД. Все эти болячки возникали у человека по мере его развития, как ни странно. Создаётся впечатление, что как только человек переходит из одного класса в другой, так тут же ему новый урок от учителя. Говорят, например, что детские формы идиотизма зачастую связаны с инфекционными заболеваниями. Другими словами, с точки зрения микробиолога, можно сказать, что в человека проникает некий робот, жучок, паразит, который пробирается к мозгу и начинает там своё пагубное воздействие.

Раньше этих жучков называли бесами. Скажем, читая житие протопопа Аввакума, я не раз таких изгонял. А в прозе Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, Булгакова, Платонова, Лавренёва, Домбровского, Астафьева, Соколова именно это мне и приносило удовольствие. Все эти люди знали, что человек сам по себе – горемыка, что он, лишённый творческого заделья своей жизни, в конце концов, быстро теряет себя и обращается к бесам, как это говорится: преждевременно. При всём при этом эти милые люди радели за этого горемыку-человека, изгоняли «нечистого», били поклоны, молились о выздоровлении. Конечно, литература не медицина, и диагноз, выданный от литератора, мало кого утешит. Больной, со всей своей сентиментальностью, скорее всего будет мыслить о себе намного лучше, чем он есть на самом деле. Этот, некоторого рода, оптимизм в нас зачастую работает пагубно. Вообще, оптимизм, вероятно, стоит разделять по качеству в людях. Есть сентиментальный оптимизм, он говорит: не говорите мне ничего плохого, у меня и так голова трещит. Другой оптимизм можно назвать объективным, этот вид оптимизма примерно представляет всю прекрасную и ужасающую структуру вселенной – о д н о в р е м е н н о, он знает, что ничего хорошего впереди у человека не существует, однако, он прогрессирует исключительно на благодати человека, на его иронии. Человека нельзя вылечить, его можно только утешить, так приблизительно работает этот оптимизм.

 

Когда-то наш народ так и жил. Мы мечтали о светлом будущем и рыли могилы друзьям, мы были моложе, чище и благородней, и Что-то нам возвышало дух… а теперь у нас есть будто бы демократия, типа свобода слова, короче, есть разнообразие, да только поговорить не с кем, да и не о чем. Горемыки мы все. Одним словом. Приходится считываться с покойниками. Уж они-то ничем не грешат. Примечание очень меткое, от самого Якова Титыча: «Если сравнивать мёртвых с живыми – все живые – дерьмо». Это известие, возможно, шокирует публику в своей общей массе, но здесь есть всё-таки и грусть, и юмор, и все остальные необходимые вещи для самой, как говорится, души.

Должно быть, о качестве этой грусти, о её коэффициенте полезного действия здесь, на земле, и написан роман «Чевенгур». Автор взял текущий момент революции и, как наблюдатель, описал исцеление. Сначала по живому вырезаются все отмершие ткани общества, а потом человека оставляют в том виде, в каком он сам завсегда себя вылечит. Кучка уцелевших клеток, если сравнивать Чевенгур с живым организмом, начинает жить, оживать, исцелятся элементарной заботой о ближнем. Практика, надо сказать, коновальная. Но тут можно приметить, что именно так и живут все растения, у них нет глаз, но они чувствуют друг друга «сырой силой своего воображения». Кто назвал этот роман утопией? Можно мне плюнуть тому в морду? Это скрижали исцеления человека. Коммунизм тут ни при чём. Так творится любой режим, любой его вид имеет последствия. Вот, скажем, Америку нынче пожирает Альцгеймер. Африка съедает себя от бескормицы и безкультурия, Индию сушит склероз почек, а Австралия, вообще, тонет где-то у копчика и страдает, по всей видимости, простатитом. Все континенты в основной своей массе пропитаны людским мучениями. Кайфово живут единицы. Исходить следует только из этого. Эта книга – просто рецепт другим поколеньям от человека творческого: можно забыть всё, природу забыть нельзя. Мы только думаем, что мы о ней думаем, на самом деле она нас имеет в виду пока, вот и всё.

 

Это был у одного приятеля другой приятель-таксист; и вёз этот приятель приятеля неприятеля-пассажира. Последний, в свою очередь, был свидетелем чернобыльской катастрофы. Вся птица, которая там была, свалила за сутки оттуда, говаривал тот неприятель-мужик-пассажир тому таксисту-приятелю, птицу, как муху не нае.ёшь, приговаривал, она нам, старик, от бога дана, а ты говоришь: Чубайс, демократия. Ну и, в общем, в таком ключе шёл диалог этих приятелей и неприятелей. Редкое примечание от народа: даже птица чувствует запахи катастрофы. Но почему мы-то ничего не чувствуем? Почему? Хотя вопрос этот уже похож на гнойную рану на нашей душе. Гной этот засел в наших душах, мы понимаем, что живём истреблением своей земли, истреблением жизни потомков, но сделать ничего не можем. Это ужасное состояние вещей, однако, становится вполне объективным и трезвым в платоновском примечании:

«Добро требует неизмеримо больше энергии, времени, чем зло. Вот почему добро – трудно, доброму – некогда, а злой легко преуспевает».

Боже, как просто! Неужели это опять про нас? Боже, миленькай, если сможешь, ну прости ещё раз, пожалуйста. Нас: юродивых, неблагодарных, несчастных!

 

 

 

Николас Спаркс. Дневник памяти. Издательство: АСТ, АСТ Москва, 2008 г.   Дневник памяти. Художественный кинофильм. Кинокомпании: Avery Pix, Gran Via, New Line Cinema, 2004 г.   Е. А. Яблоков. Путеводитель по роману А. П. Платонова

 

 

 


Оглавление

4. Часть 4
5. Часть 5
6. Часть 6
520 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 23.06.2025, 19:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!