HTM
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 г.

Ю`Стус

Параклет

Обсудить

Роман

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 20.05.2008
Оглавление

12. Глава XI. Диалоги.
13. Глава XII. Уроки истории по Книге Царств.
14. Глава XIII. И один в поле воин.

Глава XII. Уроки истории по Книге Царств.


 

 

 

Иллюстрация. Автор: Wayne Douglas Barlove. Название: "Thype 1981".

 

 

 

Широкая площадь была полна народу. Невероятное волнение царило на ней.

– Дай нам царя!! – кричали люди.

– Мы хотим иметь царя, который вел бы нас на войну!

– Царя! Царя!!

Посереди толпы, смущенный и весьма огорченный этими возгласами, стоял человек: он был не очень молод, а одет в длинные льняные одежды с широкими руками.

– Пророк Самуил! – догадался послушник Иона. – Израиль не захотел, чтобы им правил Бог через своего пророка, и теперь требует себе правителя как у других народов.

– Бог даст вам царя, – меж тем провозгласил Самуил. – Но ваши сыновья должны будут служить ему, дочери ваши должны будут варить ему кушанья и печь ему хлеб. И он возьмет себе много полей ваших, и сады, и хлеб, овец ваших возьмет себе или отдаст их, кому захочет. Тогда вы пожалеете, что захотели иметь царя, и будете просить Бога избавить вас от него, но Бог не услышит вас.

Люди на площади не слушали пророка и кричали все яростей и настойчивей:

– Царя! Царя!! Мы хотим царя!

– И Бог дал им царя? – спросила Вера.

– Саул, сын Киса Вениамитянина, был поставлен над Израилем царем, о котором только и сказано, что: «не было никого в Израиле красивее его; он от плеч своих был выше всего народа», – ответил Параклет. – Бог знал, какие качества личности были способны оценить и воспринять ветхозаветные израильтяне.

– А дальше? – Вера смотрела во все глаза. – Ведь были и другие цари в Израиле?

– Следующим царем был Давид, – напомнил Иона.

– Давид. – подтвердил Параклет. – Его главным достоинством была уже не внешняя привлекательность, а сила.

– Он победил Голиафа, об этом я слышала, – вставила Вера.

– «И стал Давид начальником над военными людьми; и это понравилось всему народу», – процитировал Библию Иона.

– После Давида, третьим царем Израиля, был Соломон, – сказал Хранитель Света.

– Значит, все-таки – мудрец?! – удивилась Мэй.

– Мудрость Соломона была особого рода, – заметил Параклет, – можно назвать ее житейской. Только такую мудрость было способно оценить общество. Соломон не был пророком, как Самуил, и не был совершенным в духе. На это указывает его грех пред Богом. По сути, этот был грех на сексуальной почве, повлекший за собой грех более тяжкий перед Богом – идолопоклонство.

– В результате гнев Божий обрушился и на мудреца-Соломона:

«Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему», – опять процитировал Писание Иона.

Параклет одобрительно кивнул и продолжил:

– И мудрый Соломон, и отец его Давид, не говоря уже о покончившим самоубийством Сауле, в своем индивидуальном развитии стояли хоть и на разных ступенях, но все-таки на самом низком, животном, уровне. В чем формальный грех Саула? Послушанию Господу, как Высшему Совершенству, он предпочел «лучших из овец и волов, и откормленных ягнят, и все хорошее» из добычи своего врага царя Амалика. В чем формально согрешил Давид? Возжелал жены ближнего своего: «пренебрег слово Господа, сделав зло пред очами Его; Урию Хаттеянина поразил мечем, а жену его взял себе в жену». И грех Соломона был подобного рода: «уклонил сердце свое от Господа» ради «чужестранных женщин… из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: не входите к ним, и они пусть не входят к вам».

– Удовлетворение сексуальных потребностей для Соломона, мудрейшего из царей Израилевых, «которых не было ни до, ни после не будет» оказалось важнее самого Бога, – поразился послушник Иона никогда ранее не оценивавший великого мудреца с таких позиций.

– Гнев же Господень за грехи царей всегда обрушивался на вверенный им народ. Так что благополучие государства и счастье народа напрямую зависят от правителей, которых этот народ сам себе избирает. Правители же суть таковы, каких готово принимать общество. В этом и сейчас на Земле ничего не изменилось, – подвел итог Параклет.

Все это время перед глазами, внимающих словам Хранителя Света слушателей, проходили картины ветхозаветного Израиля: на колеснице выезжал на войну Саул, сражался с Голиафом Давид, решал спор двух женщин о младенце и принимал царицу Савскую Соломон… По окончании рассказа старца исчезли и видения – пещера Параклета приняла свой обычный вид.

– На данном этапе эволюции человечество подошло к такому рубежу, когда изменения должны происходить, прежде всего, внутри самого человека. И эти изменения должны быть направлены в сторону духовного совершенствования, – заключил Параклет. – Проблема общечеловеческих ценностей – не роскошь, а условие выживания людей.

– Ну, а еже ли, человечество в целом вдруг осознанно примет решение не идти по сложному пути духовного роста? – заинтересовался Генрих Булкин. – Решит жить по принципу: на наш век хватит и ладно. Что тогда?

– Парадокс заключен в том, – удовлетворил любопытство провинциального мэра Параклет, – что человечество обречено идти этим, гипотетически отвергнутым им путем. Уже сегодня люди отстают, или не в силах приспособиться, к тем изменениям, которые сами же и внесли в этот мир. Прежде всего, это изменения научно-технического и экономического характера. Развитие материи опережает развитие духа. А это опасно. И у Истории есть много способов «подстегнуть» человека в нужном направлении. И способы эти все те же, к каким сознательно прибегают личности, достигшие в своем индивидуальном развитии высшего духовного уровня…

– Страдания, голод, лишения… – догадалась Мэй.

– И даже депрессия, которой в мире подвержено все больше и больше людей: материальный мир уже не радует, и человек для себя видит единственный выход – уйти из жизни.

– Но, есть же и второй? – сказал Иван.

– Творчество. – одним словом ответил Параклет и добавил: -Ибо всякое творчество питает и движет дух вперед.

– Значит, либо – смерть, либо – духовное развитие? – спросил Булкин. – Не слишком ли жестоко и категорично?

– Увы! Но это необходимо для блага самого же человека: он должен сменить систему ценностей.

– Да уж, – задумчиво согласился Кузькин, – в критических ситуациях система ценностей и в самом деле меняется, причем, как правило, материальное уступает место духовному. Перед лицом смерти было бы трудно ожидать чего-то другого.

– Так что людям лучше не дожидаться пока Дух Истории, или, если угодно, законы ее развития, своей неумолимой роковой силой поведет их по предначертанному пути. Силой безжалостной и беспощадной. Остается одно: осознать, что конечной целью каждого человека в отдельности и всех их вместе является достижение духовного уровня развития – совершенство духа. Будучи не в силах свернуть с этого пути, человек вполне может вписаться в существующий порядок вещей. Подчиниться ему, сделав тем самым предназначенное менее катастрофичным и болезненным, – закончил Параклет.

– Как говорится: мы вполне способны повлиять на ход истории, исход которой предрешен. – сказал Вениамин Кузькин.

– Если учесть, что в конце всех нас ждет награда в виде невероятного ощущения счастья, от которого все мы будем летать, то это не самая худшая перспектива, – пошутил Булкин.

– Знать бы с чего начать, – вздохнула Вера, которая в принципе совсем даже не возражала, против такого развития событий.

– Прежде всего, необходимо осознать, что главной ценностью современного общества являются личности, в своем индивидуальном развитии уже достигшие совершенства духа, – улыбнувшись, ответил ей Параклет.

Он окинул взглядом собравшихся. Хранитель Света знал, что каждый из них не случайным образом оказался здесь в ночь Самхэйна. Все они подошли в своей жизни к определенной точке, пройдя которую должны будут полностью изменить свою жизнь. Внимательный наблюдатель еще в «Страусе» заметил бы то общее, что выделяло этих людей на фоне остальных посетителей: никто из них не проявил жадность при виде обильного бесплатного угощения. Каждый выбрал для себя только то, в чем действительно нуждался: Гаврик – тарелку супа, Иван Демидов – бутерброд, Иона и Мэй вообще не замечали, что едят, Вера была не голодна и к еде даже не притронулась, лениво ковырялись в своих тарелках Генрих Булкин и Вениамин Кузькин. В другое время это ровным счетом ничего бы не значило, но в ту ночь такое поведение было знаком – символом одного пройденного уровня, готовностью перейти на другой и, что самое ценное – повести за собой других. Ибо, как записала в своей книге Тереза Авильская: «Кто делает упорные усилия, чтобы взойти на вершину совершенства, тот никогда не восходит на эту вершину один, но всегда ведет за собой, как доблестный вождь, бесчисленное воинство... О, как необходимо это познание людям, стоящим у власти! Какой порядок установился бы тогда в государстве, и сколько бедствий было бы избегнуто…» Выбор малинового напитка окончательно решил их судьбу: они понесут в мир напоминание о том, что и остальным пришла пора выбирать. Конечно, ни Иван, ни Вера, ни Мэй и послушник Иона, ни Кузькин с Булкиным, ни даже маленький Гаврик не были безупречны и, уж тем более, совершенны в духе. Они обладали другим качеством – их смогут понять многие из тех, кому не дано пока слышать голоса святых и пророков. И в этом каждому из присутствующих уготована своя роль. Но главная, роль Гермеса Трисмегиста, определена Ионе, жизнь которого отныне неразрывно будет связана с жизнью Мэй. И это тоже – символ грядущего, когда китайская философия наденет терновый венец христианства и родится новый мир.

– Путь, который в своем индивидуальном развитии проходит отдельная личность, проходит и общество в целом, – продолжил говорить Параклет. – И путь этот также пролегает от низшего, биологического, уровня до высшего – духовного. Его можно проследить на примере любой высокоразвитой страны мира.

– Скажем, на примере Соединенных Штатов Америки, – предложил Генрих Булкин.

– Хорошо. – согласился Хранитель Света. – Так же, как это делает отдельный человек, вначале своего пути США добивались не просто материального благополучия, но и материального превосходства над остальным миром. Стремление стать богаче всех на определенном этапе возводилось в ранг национальной политики. Было важно, чтобы остальной мир признал накопленные этой страной материальные блага законными с формально-правовой точки зрения. Затем у граждан Нового Света возникла потребность в том, чтобы мировое сообщество признало их страну не только законно богатой страной, но и справедливо богатой. Сегодня Соединенные Штаты Америки можно отнести ко второму, социальному, уровню развития в нашей классификации. Во-первых, страна реализовала свои возможности в виде «A self – made man». Во-вторых, получила должную оценку со стороны мирового сообщества: ее признают лидером, мировой сверхдержавой. И, наконец, в-третьих, эта страна имеет возможность оказывать помощь другим, например, менее развитым государствам, не жертвуя при этом собственными интересами.

– Вы имеете в виду благотворительность по всему миру и миссионерские представительства? – спросил Иона.

– Или стремление «освободить народы»: Югославию – от Милошевича, Ирак – от Саддама Хусейна… – добавил Кузькин не без сарказма.

– И многое другое – тоже, – кивнул головой Параклет. Сарказм профессора ничуть не обескуражил старца. – Самое главное, что люди в этой стране получают от своих действий подлинное удовольствие.

– Чувствуют себя счастливыми от того, что помогают ближнему? – уточнила Мэй.

– Вот уж, позвольте, не согласиться! – воскликнул Генрих Булкин. – Вся их мнимая благотворительность исходит только из личной выгоды. Я в этом убежден.

– Ничего удивительного, – Хранителя Света не смутил и выпад Булкина. – Многие, в том числе и отдельные страны, стоящие на более низких ступенях развития подвергают сомнению искренность подобных «освободительных» шагов США, усматривая за ними сугубо меркантильные, прагматичные цели. Собственный животный уровень развития, или более низкая стадия уровня социального, не позволяют им в полной мере осознать, что кто-то может быть счастлив от того, что оказывает услугу другому без ярко выраженной материальной выгоды.

– Сытый не разумеет голодного, а бедный – богатого, – вставила Вера.

– Однако в данной ситуации важны не столько оценки действий со стороны, сколько мотивации поступков самими действующими лицами. – заметил Параклет.

– В принципе, по данным социологических опросов подавляющее большинство американцев и в самом деле искренне убеждены в благородной миссии США на планете, – согласился профессор.

– Более того, – продолжил Параклет мысль Кузькина, – косвенно или напрямую они с этой миссией соотносят себя, чем очень гордятся и отчего счастливы. Понятно, что не одна только Америка находится сегодня на высшей ступени социального развития. Весь вопрос в том, что же дальше? Сумеют ли такие страны пойти дальше, или же им суждено прекратить существование, как достигшим предела в своем развитии и не способным перейти на третий, качественно новый уровень? Речь в первую очередь идет о странах, достигших стадии цивилизации.

– Вообще-то это последняя стадия развития общества, – вспомнил Иван. – Механический тип эволюции, представляющий собой «окостенение» творческих начал культуры и ее распад. По определению, кажется, ШпенглераО. Шпенглер – немецкий социолог (1880-1936гг.).

– До сих пор в истории так и происходило, – согласился с Иваном Параклет. – Цивилизации рождались, расцветали и умирали. Подобный сценарий может вполне оправдаться и впредь. Однако, не следует считать его единственно возможным и предопределенным. Есть другой, менее драматичный, для стран, достигших стадии цивилизации вариант: переход на качественно новый, духовный, уровень своего развития. Ведь что такое цивилизация? У Шпенглера это, действительно, – состояние, когда страна достигла высшего уровня развития культуры. В нашей классификации такое состояние соответствует высшей ступени социального уровня развития. На этом уровне расцвет культуры воспринимается носителями страны как само собой разумеющееся и перестает приносить максимальное удовлетворение, то есть, доставлять счастье. Жизнь начинает терять смысл. В качестве выхода, или новой цели существования, ставится цель достижения глобального мирового господства. Утверждение, что мировые войны – концентрированное выражение перехода цивилизации к стадии распада, или смерти, справедливо. Мировое господство, как цель достижения более высокого уровня психо-эмоционального удовлетворения, и в самом деле является путем тупиковым. Ибо что может дать для счастья в конечном итоге мировое господство? Еще больше материальных благ? Ими страны на стадии цивилизации и без того пресыщены. Состояние былого удовлетворения, былого счастья, это уже не вызывает, следовательно, не вызовет и в дальнейшем. Что еще? Реализация заложенных в стране возможностей? На стадии цивилизации они итак реализованы: достигнут высший уровень развития культуры. Усиление авторитета в мире? Вряд ли он повысится от глобального насильственного завоевания и подавления воли других стран. А именно это подразумевает под собой мировое господство. Что остается? Получение удовольствия от возможности доставлять радость другим, не жертвуя собственными интересами. Опять же, вряд ли можно доставить радость другим подобным способом – способом насильственного подавления чужой воли. Значит, остается либо и в самом деле умереть, либо стать лучше: выйти на новый уровень своего развития. Третьего не дано. – заключил Хранитель Света Параклет.

Какое-то время все молчали. Наконец, Мэй осторожно спросила:

– Но как? Каким образом государство, достигшее стадии цивилизации может выйти на этот новый для себя уровень?

– Непросто. Далеко не просто, – ответил старец. – Но здесь мы вспомним, что государство – это, прежде всего люди. И существует еще одно понятие цивилизации.

– Уж, не понятие ли ТойнбиА. Тойнби – английский ученый-социолог (1889-1975гг.)? – осведомился профессор философии.

Параклет кивнул:

– Да. Оно не противоречит, но дополняет понятие Шпенглера: цивилизация – это устойчивая общность людей, объединенная духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. По своей структуре цивилизация состоит из творческого меньшинства и инертного большинства. А развитие истории строится по схеме «вызов-ответ».

– Что это значит? Объясните. – попросила Вера.

– Можно мне? – спросил Кузькин и, получив согласие старца, ответил: – У Тойнби это так: идет вызов, брошенный цивилизации извне. Например, невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия и тому подобное. Цивилизация вынуждена на этот вызов ответить. Еще одним фактором является деятельность талантливых, богоизбранных, людей. Иными словами, творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы ответить на вызов, брошенный цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно, что называется, «тушить» энергию меньшинства, поглощать ее. В этом случае развитие прекращается, начинается застой, а затем и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

– Для Соединенных Штатов Америки, как и для других стран, находящихся сегодня в стадии цивилизации таким «вызовом извне» вполне может послужить утрата конкретной, ясно выраженной и осознанной цели существования – смысла жизни. Отсутствие ответа на вопрос: в чем счастье дальнейшего бытия? – заявил Параклет. – Отсутствие такого ответа у отдельной личности может привести ее, и, увы, приводит даже к самоубийству.

– Значит, вовсе не случайно, что в благополучных странах число самоубийств выше, чем в развивающихся? – спросила Мэй.

– Это закономерно. – подтвердил Параклет. – Подобно материи и человеческая личность, и общество в целом обладают способностью к самоорганизации – совершенствованию самих себя. Что делать, когда биологический уровень развития пройден, социальный достигнут, а перейти на третий, духовный, уровень человек пока не готов? Находясь в поиске ответа на вопрос: «в чем счастье дальнейшего бытия?», отдельная личность или общество представляют собой так называемую «диссипативную структуру», отличающуюся неустойчивостью.

– И здесь, согласно учению о самоорганизации материи, дальнейшее развитие также возможно по двум сценариям? – опять вмешался профессор. – Первый: «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, далее развиваясь по динамическому типу. Но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды.

– В нашем случае под материей подразумевается – новый вид духовного существования. – напомнил Параклет.

– Ну да, – согласился Кузькин. – А второй вариант развития: «диссипативная структура» распадается и гибнет. Либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

– Вы абсолютно точно все объяснили с научной точки зрения, – похвалил профессора Хранитель Света. – Роль энтропии для отдельной личности играют те пограничные состояния, с которыми человек сталкивается в экстремальных ситуациях, решая вопросы жизни и смерти. Роль притока энергии из внешней среды для государства может сыграть то самое богоизбранное творческое меньшинство. Понятно, что в странах, достигших стадии цивилизации, такое меньшинство должны составлять личности, сумевшие в своем индивидуальном развитии уже сегодня достичь духовного уровня. Именно такие личности на данном этапе способны сыграть роль движущей социальной силы общества. Сможет такое меньшинство повести за собой инертное большинство – государство не только не погибнет, но и в состоянии будет в целом перейти на качественно новый уровень своего развития. Не сможет – значит, смерть цивилизации неизбежна.

 

 

 


Оглавление

12. Глава XI. Диалоги.
13. Глава XII. Уроки истории по Книге Царств.
14. Глава XIII. И один в поле воин.
Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.




Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2021 года

 

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 года

 

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?

 

Эксклюзивное интервью первой в мире актрисы, совершившей полёт в космос, журналу «Новая Литература».
Эксклюзивное интервью первой в мире актрисы, совершившей полёт в космос, журналу «Новая Литература».
Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!