Игорь Солнцев
СтатьяОпубликовано редактором: Карина Романова, 18.09.2009![]()
Песни Цоя и «КИНО» я любил всегда. Написал эту фразу и поймал себя на мысли, что это то же самое, что и нацарапанные на заборе или написанные мелом на стене подъезда фразы типа «Цой – жив», «Цой – forever ». Ну и замечательно! Главное, чтобы искренне и от души. И чем проще, тем лучше. Когда я задумал написать эту статью, то достал с полок несколько старых книг о Цое (1991-1992гг. выпуска). «Виктор Цой. Стихи. Документы. Воспоминания» (составители Марианна Цой и Александр Житинский) и «КИНО» с самого начала» Алексея Рыбина. Их увидел мой тринадцатилетний сын, увлекающийся рэпом и граффити, и задал вопрос, который ещё больше убедил меня в надобности задуманного: «А это кто?» Это при всём при том, что песни Цоя довольно часто звучат у нас дома с кассет и CD , их иногда транслируют в эфире современные радиостанции (правда, зачастую, в исполнении современных же звёзд), эти песни, в конце концов, стоят мелодиями в мобильниках моих сверстников. Потом, когда мы поговорили, и я выяснил, что песни «КИНО» сын всё же слышал, он сказал ещё одну сакраментальную фразу: «А что ты хотел, папа, у каждого поколения – своя музыка». С этим утверждением я, подумав, не согласился. Вернее, согласился наполовину. Ведь есть же что-то объединяющее нас? Это «что-то» потом, через годы-десятилетия-века, будет называться классикой. Как «Битлз», например. Разве Цой, который был кумиром, иконой молодёжи конца 80-х не достоин претендовать на это? Потом вспомнил слова из интервью Марианны Цой – жены Виктора – о том, что «останутся люди, которых не модой захлестнуло, у кого всё от сердца. Сейчас моды слишком много… Всё будет зависеть от того, как мы воспитаем собственных детей. Если мы эту музыку им привьём, тогда и через десять, и через пятнадцать лет она будет звучать, а если нет – тогда пройдёт всё как дым» («Смена», 21 июня 1991 года). И мне стало не то, чтобы грустно, а даже как-то не по себе.
Ну да ладно, я хотел, в общем-то, написать не об этом. Песни Цоя знают многие (пусть даже этим «многим» и за 30), также кое-что известно и о том, что он рисовал и увлекался резьбой по дереву, в частности, мастерил нецкэ. А вот кто из Вас, уважаемые читатели, знает о рассказе Цоя под названием «Романс»? Или знаком с текстами, которые не стали песнями или не вошли в альбомы группы «КИНО»? Вот об этом я и хотел бы Вам рассказать. Цой часто подчёркивал в интервью, что не пишет стихов. Всего лишь тексты к песням. Большинство его текстов именно так и воспринимаются. Без мелодии они смотрятся сиротливо и, даже, немного неуклюже. Но в своих странствиях по Интернет-ресурсам, посвящённым жизни и творчеству рок-певца, я нашёл несколько стихотворений Цоя. Именно стихотворений. Самодостаточных, полноценных и легко воспринимаемых без музыкального сопровождения. Наверняка, они тоже задумывались Виктором, как песенные тексты. Но, по каким-то неизвестным для нас причинам, не стали ими.
Дети минут
Пой свои песни, пей свои вина
Я солдат и я иду на парад…
Целый вечер один... Всё тот же фатализм, что и в песнях, знакомый образный ряд (крепость из рук, замок, щит, дождь, ключ, стена, пепел сигарет, зелень стекла, место для шага вперёд), неудовлетворённость жизнью, светлая печать печали и, иногда, слабый лучик надежды, робко пробивающийся сквозь всё это в виде строчки или всего лишь отдельного слова («я сижу и жду весну», «будет новая игра», «ты опять видишь сон, что всё впереди», «где-то вдали еле мерцает заря»). Теперь несколько слов о рассказе «Романс». Рассказ-фантасмагория, рассказ-отрицание, философская притча. Его можно назвать по-разному. Он многомерен и многогранен, полон загадок и тайных знаков. И всё же, по большому счёту, это произведение о любви. Он, Она и Любовь. Больше ничего. Вернее, всё остальное – не важно. Одно из основных предназначений литературы – запечатлеть портрет современности. У Цоя это получилось сделать не хуже, чем у некоторых писателей. Чёткими, уверенными и лаконичными штрихами он уловил и показал главное. Поэтому его так любили двадцать лет назад. Его смерть в то время стала личной трагедией многих тысяч поклонников.
И, напоследок, хотелось бы привести слова Александра Житинского, которые на 2000/0 совпадают с моими мыслями о творчестве Виктора Цоя: «Было бы крайне неуместно пускаться здесь в искусствоведческое занудство, анализируя музыку и тексты. Они теперь таковы, каковы они есть – на все дальнейшие времена, и других не будет. Я знаю, что многие из этих песен стали любимы не только миллионами молодых людей, но стали и частью моей жизни. Иначе я не стал бы писать этих слов. Мне приятно, что на искренность Витиных песен лично я могу ответить искренностью своего отношения к его творчеству».
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 06.09.2023 Впечатление от июльского номера НЛ 2023 г. — прекрасное! Подбор сильных авторов, проделана большая редакторская работа по оформлению и подаче текстов. Талантливые проза, поэзия, интересное и глубокое содержание, разнообразие жанров. Всё продумано до мелочей. Галина Мамыко 07.08.2023 Решимость голосующих редакторов и оценки, прозвучавшие на странице обсуждения рассказа, придают новых сил. Геннадий Литвинцев 22.07.2023 У вас очень хороший журнал, действительно большое разнообразие вкусов и предпочтений. Так держать! Алмас Коптлеуов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|