HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Сергей Серебряков

Ересеслов

Обсудить

Статья

Опубликовано редактором: Карина Романова, 16.01.2009
Оглавление

22. Глава 2. Идеалистический образ религии. 7.
23. Глава 2. Идеалистический образ религии. 8. Антропный принцип.
24. Глава 2. Идеалистический образ религии. 9. У сотворения нет свидетелей и нет повторения.

Глава 2. Идеалистический образ религии. 8. Антропный принцип.


 

 

 

В пользу Бога можно было бы привести ещё одно «доказательство»: мир создан именно таким, что пригоден для жизни. Вселенная не пустая, не состоит целиком из камня или воды и так далее, она именно такая, что в ней возможна жизнь, и это указывает на замысел Бога. К сожалению, апологеты так и не смогли сформулировать подобное, а ныне для таких рассуждений найдется новый тезис – антропный принцип. Согласно антропному принципу мир обладает такими свойствами, которые позволяют появиться разумной жизни, в противном случае разумная жизнь была бы невозможна, и разумные существа (научное познание) не могли бы зафиксировать иную вселенную. Мир устроен таким образом, что условия в нем позволяют существовать разумной жизни и жизни вообще, религиозные апологеты видят в это доказательство существования Бога, доказательства замысла в устройстве мира – но в действительности это лишено смысла. Убедительным доказательством Бога как раз было бы существование жизни вопреки антропному принципу. Антропный принцип девальвирует религию, ведь мир обладает свойствами, которые позволяют нам, разумным существам, жить, а значит, нам в данном случае повезло, что вселенная обладает именно такими свойствами, и Бог для столь удивительного совпадения совершенно не нужен. Напротив, религиозные учения нарочито адаптированы к реальности, которая отличается от жизни «любимчиков бога»: земное существование и постоянное добывание пищи и средств к выживанию, которое есть самостоятельная жизнедеятельность людей объяснено «грехом первых людей»; невзгоды верующих, которых в принципе быть не должно объяснено «испытанием веры»; отсутствие прямых и косвенных доказательств бога и отсутствие его явных проявлений объяснено его потусторонностью и неопознанностью; неизбежная смерть – не конец, а «начало нового существования». В религии описывается жизнь человека «чинно и благородно», но реальность остается реальностью – никаких свидетельств бога нет, а опровержений становится все больше, люди сами обеспечивают свое выживание, людям суждено умирать, так чтобы никогда больше не возвращаться с «того света». То, что в религии всем негативным моментам жизни людей находятся объяснения, сводящиеся к раю, где людей ждет любящий их бог, больше напоминает религиозный принцип: что бы ни происходило – все равно есть бог, который любит людей. Наконец, богословам нужно ответить на вопрос: возможен ли мир без бога? Утверждать, что такой мир абсолютно не возможен вряд ли смогут, но можно формулировать следующее: согласно религиям Бог только сотворил мир, если Бога убрать из мира, мир останется таким какой есть сейчас, поэтому мир без бога возможен.

Сам по себе антропный принцип не является безграничным, он ограничен и не абсолютен. Антропный принцип не универсален, он ограничен в том, что даже в нашем мире, пригодном для существования жизни, жизнь появилась не везде, в солнечной системе только на планете Земля. Также, согласно устройству нашего мира – жизни быть не должно, поскольку существуют частицы и античастицы, а значит, материя должна существовать в виде фотонов. Из этого следует, что даже в мире пригодном для возникновения жизни с требуемыми фундаментальными величинами, тем не менее, жизнь может не появиться без дополнительных условий, не зависящих от фундаментальных величин и исправляющих их влияние (частицы и античастицы в нашем мире). Антропный принцип обладает также внутренними ограничениями, антропный принцип не распространяется на фундаментальные законы природы и их следствия: закон сохранения, принцип причинности, законы математики. Определить насколько антропный принцип ограничен и не универсален, то есть насколько он справедлив в научном плане – предстоит решить науке, и религия с философией не имеет никакого отношения к этому вопросу. И вопрос этот никак не доказывает существование богов или замысла.

По поводу антропного принципа и отсутствия Бога вспоминается анекдот:

Почему Бога нет ? Бог сотворил мир, но по неосторожности погиб от большого взрыва.

 

 

 


Оглавление

22. Глава 2. Идеалистический образ религии. 7.
23. Глава 2. Идеалистический образ религии. 8. Антропный принцип.
24. Глава 2. Идеалистический образ религии. 9. У сотворения нет свидетелей и нет повторения.
520 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 23.06.2025, 19:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!