HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Виталий Семёнов

День рождения

Обсудить

Рассказ

На чтение потребуется 1 час | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Купить в журнале за март 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2015 года

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 11.03.2015
Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2

Часть 1


 

 

 

            Чтобы умереть вполне благополучно, надо знать, как умирать, надо приобрести навык умирания, надо выучиться смерти. А для этого надо научиться умирать ещё при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших.

            П. Флоренский

 

 

Ложись, ты попробуешь поспать, а я его успокою, почитаю ему.

– Что на этот раз, «Бородино» или «Руслана и Людмилу», почему ты так уверен, что это он, а не она, ведь УЗИ не делали?

– Потому что! Есть такой всеобъемлющий ответ, а читать я ему буду свою иранскую тетрадь.

– Это которую ты сочинял полгода? К чему эти чтения, он же ничего не слышит и не понимает?

– Не сочинял, а переводил. Он всё слышит, не ушами, а сердцем, понимает не мыслями, а чувствами. Хватит спорить, твоё дело заснуть под моё чтение, ложись поудобнее.

– Это я моментом, под твой голос сразу успокаиваюсь, только уж очень весело наша деточка сегодня скачет, вся извертелась.

– Ничего, ничего, я сейчас положу руку тебе на животик, он успокоится. Вот так удобно?

– Да мне хоть как, лишь бы успокоилось.

– Ну, всё, закрывай глазки, я сейчас начну.

– Да, милый.

– Итак, для того чтобы была понятна суть повествования, следует рассказать предысторию этой тетради. В две тысячи третьем году…

– Ой, опять ты своё иранское путешествие будешь в стотысячный раз рассказывать, я это уже слышала.

– Так, мамаша, я не вам, а ребёнку рассказываю, ваше дело глазки закрыть и сонно сопеть не отвлекаясь.

– Я ещё не мамаша, две недели осталось. Ладно, Дань, извини, я больше не буду перебивать, рассказывай или читай. Всё, мы слушаем.

 

– Так вот, сынок, было это в две тысячи третьем году. Твой дедушка, мой отец, был тогда в Бушере, атомную станцию иранцам строил. Свой отпуск он использовал на то, чтобы мы к нему приехали. Решил нам показать Иран, а заодно и самому посмотреть, ведь, кроме Бушерского долгостроя, тоже ничего не видел. Пять месяцев он готовил документы для поездок. Мы с мамой, твоей бабушкой, посылали ему свои фото и росписи. К нужной дате всё уладилось, и перед Новым годом отец встречал нас в Тегеранском аэропорту.

Ночь переночевали в гостинице, а рано утром на выходе из отеля нас встретил сотрудник иранского МИДа. Вот у меня несколько раз в детстве это происходило: видишь человека впервые, точно, впервые, а такое чувство, даже уверенность, что уже виделся с ним, общался, вообще близко знаком. Тогда мне было почти четырнадцать, и, увидев, как он представился, – «Вафу Сефида, для вас просто Вячеслав», – я был точно уверен, что хорошо знаю его, хотя никогда до этого не видел, мы никак не могли видеться раньше.

Это был абсолютно седой пожилой мужчина, среднего роста, с серыми глазами, выразительными руками и безукоризненным русским, даже намёка на акцент не чувствовалось. Он пригласил нас в комфортабельный микроавтобус, общий салон которого был отделён от передних трёх мест. Я, конечно, запросился вперёд и оказался рядом с водителем и нашим сопровождающим. Мама с папой ехали в салоне, а мы – как бы отдельно, впереди.

Да, самое главное забыл, ехали мы в Арг-е Бам, древнюю глиняную крепость, охраняемый ЮНЕСКО памятник в городе Бам. Ехать около тысячи километров, к вечеру должны были доехать, переночевать прямо в крепости – и два дня на экскурсии по этой крепости, потом в Исфахан, Нишапур, ещё куда-то. В общем, на две недели поездок и экскурсий. Сейчас-то я знаю, что все достопримечательности Ирана и за десять лет не осмотришь, а тогда мне было просто здорово, что на каникулы раньше ушёл, что с отцом рядом, что интересно всё. За окном, правда, интересного мало было. Вообще, что такое Иран: горы, выгоревшие от солнца холмы, совсем нет чернозёма, почти нет рекламы, дешёвые машины и хорошие дороги, и опять горы. Вот и всё, что я видел в поездке.

Зато был собеседник. Сейчас, спустя семь с лишним лет, точно уже не помню, о чём мы говорили, но помню то чувство счастья, что было всю дорогу, пока ехал рядом с ним. Водитель просто рулил и явно не понимал ни слова по-русски, только иногда поглядывал на меня и вежливо улыбался – я гость. А этот седой Вячеслав за несколько часов сделал из ленивого и лукавого ребёнка ответственного и рассудительного юношу. Он что-то перевернул во мне, разбудил или успокоил, но к вечеру я уже жил другой жизнью, в другой Вселенной, с чувством безразмерного счастья от жизни и непробиваемого спокойствия. Вроде бы беседа была ни о чём, вспомнить нечего, а мир вокруг изменился, вернее, восприятие этого мира.

Ехали почти весь день, дважды останавливались в придорожных кафе, кушали. С моими родителями Вячеслав общался официально-вежливо, а со мной – как с близким родственником. В машине он держал две книги стихов – Тютчев на русском и Валери на французском. Меня несколько раз поправлял: «не ихний, а их, не чё, а что». В общем, я так подозреваю, он очень хорошо, на уровне филфака, знал как минимум три языка. Но ни капли снобизма передо мной, мальчишкой, тогда троечником.

 

Так, наша мама уже спит, это хорошо, я буду держать её животик, а ты ей дай поспать, не копошись в своём домике. Читать будем, но пока я доскажу про Иран. К вечеру мы подъехали к городу Керман, до места оставалось часа два, Вячеслав вдруг резко забеспокоился, стал оживлённо говорить с водителем, мы въехали в город и оказались перед гостиницей. Нас высадили перед дверями отеля, и микроавтобус укатил. Отец рвал и метал, ехали, ехали и приехали. Куда делся автобус, водитель и сопровождающий? Вот так резко, ничего не объясняя, нас высадили в чужой стране, в каком-то городе и бросили. Гнев отца можно было понять: он всё устроил, договорился, нас уже ждали в Баме, ночевать должны были в крепости, и вдруг всё накрылось. На прощание Вячеслав сказал мне: «Никогда ничего не бойся», моих родителей совсем проигнорировал, как будто я там был старший, а эти слова всё объясняли.

Делать нечего, мы заселились в отель, и отец стал дозваниваться до посольства, добиваясь самого посла Марьясова: возмущению не было предела, вся так тщательно подготовленная поездка рассыпалась в прах. Мне тогда, наоборот, было спокойно и хорошо. Мама пыталась успокоить отца и просила дождаться утра, а завтра уже и дёргать больших людей. Потом я сказал: «Давайте спать», и отец резко угомонился, как на кнопку какую нажали, «чик» и спокоен. Отправили меня в соседний номер, и я уснул.

Утром мама разбудила меня словами: «Сынок, нас спасли, нас спасли». Обнимала меня и целовала, я не понимал, в чём дело, пока она не отвела меня в холл гостиницы, где стоял невообразимый гомон. Все, жильцы и обслуга стояли у большого висящего на стене телевизора и громко кричали, плакали, всплёскивали руками и качали головами. Люди неподдельно горевали, глядя на изображения в телевизоре.

Да, 26 декабря 2003 года, ранним утром пятницы, для иранцев выходного дня, когда все жители города Бам мирно спали в своих домах, произошло землетрясение. Показывали обвалившиеся глиняные жилища города, торчащие из-под завалов части человеческих тел и домашней утвари. Счёт жертв шёл на десятки тысяч. Построенный из саманного материала, город обрушился полностью. Показали остатки крепости Арг-е. Если бы мы, как собирались, ночевали в ней, то вряд ли бы даже наши тела нашли. Мама всё приговаривала: «Нас спасли, нас спасли» и душила меня в объятиях. А люди вокруг плакали, не стесняясь слёз. Потом подошёл отец, и мы уехали. В то же утро он встретил в отеле украинских туристов, ехавших в Тегеран. На этом наш Иран и закончился. Ещё три дня мы пробыли в Тегеранском отеле, а потом все вместе улетели домой. Отец уволился с Бушерского проекта и теперь работает только в России. Все те дни он был очень молчалив, никаких послов уже не добивался, а лишь решал вопросы с увольнением.

Вот так поведение нашего сопровождающего спасло нас. Его не входящая ни в какие рамки выходка, грозящая международным осложнением, сберегла наши жизни. Больше мы его не видели. А прошлым летом я получил посылку из Ирана. Там была исписанная арабской вязью тетрадь и официальная бумага на фарси и русском. Адвокатская контора в Тегеране пересылала мне наследство, завещанное покойным Вафа Сефидом. Как он узнал мой адрес, кем он вообще был? Отец узнавал, никаких Сефидов в МИДе Ирана нет и не было. Что всё это вообще было? Короче, мистика сплошная. Но в итоге мозги мне этот старец вправил ещё семь лет назад, мы спаслись от неминуемой гибели, в Иране больше не были, а я, видимо, подражая Вячеславу, записался в школу изучения фарси и ответственно заявляю, Хайяма и Йезди[1] переведу без словаря. Содержание унаследованной тетради я проглотил за один вечер, а потом решил перевести, максимально близко к первоисточнику. И вот что получилось, слушай:

 

 

 



 

[1] Фаррохи Йезди (Фаррохи Язди Мохаммед, 1887, г. Йезд – 1935, Тегеран) – иранский поэт, публицист и общественный деятель (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение марта 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление


1. Часть 1
2. Часть 2
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!