HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Русская миссия

Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну…

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за май 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2017 года

 

На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 14.06.2017
Иллюстрация. Название: «Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну…». Автор: не указан. Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

Часть 1. Серьёзно о несерьёзном.

 

Прежде чем приподнимать такую тему, неплохо было бы для начала определиться: что есть человек и чем принципиально отличается от всей прочей живности. Определений, кстати, великое множество, что свидетельствует об отсутствии фундаментального критерия, за который выдаётся наличие сознания или разума, что и дало нам имя Homo Sapiens. Перечислять прочие критерии не буду, отмечу лишь, что есть мне наиболее близкий, хотя и не менее размытый – это способность «осознавать себя» во времени и пространстве.

Лаконичность, конечно, хороша, а иногда и самоценна, но любое утверждение требует своего расширения. Что значит – осознавать себя? А кто этот «я», которого требуется осознавать: тело и его части, мысли, сознание или бессознательное, тот же разум, эмоции, душа? Или всё в комплексе? Некоторые авторитеты даже авторитетно додумались до простого утверждения: труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… Не спасает даже уточнение, что, мол, речь идёт не о том, что человек есть прямой потомок обезьяны, а у них был просто общий предок. Ну и что? А предок-то кем являлся: обезьяной или кем-то ещё? По мне так вся эта эволюционная гипотеза – полная ерунда, о чём я подробно и исчерпывающе написал ещё почти 15 лет назад. С тех пор никто и нигде так и не продемонстрировал ни одной, даже слегка более трудолюбивой обезьяны, с коими в некоторых регионах люди живут бок о бок тысячи лет, и у которой появились бы зачатки разума, отличающиеся от бездельников-сородичей, да ещё с закреплением навыков у потомства. Мы же доподлинно знаем: не только обезьяны, но и прочие млекопитающие, каждое в отдельности и все вместе, зачастую сильно отличаются друг от друга не только межвидово, но и в рамках одного вида, и по характеру, и по прочим ментальным качествам. Учитывая подобное разнообразие, вполне можно предположить среди тех же обезьян реальное наличие каких-нибудь аномальных трудоголиков. Тем не менее, результат ожидаемый: никаких, даже минимальных, скачков разума. Впрочем, о каких скачках разума вообще может идти речь, если сам же человек с самого что ни на есть начала времён демонстрировал устойчивую склонность относить ручной и прочий ножной труд в категорию низкоквалифицированных занятий со всеми вытекающими из этого последствиями относительно умственных способностей трудящихся. Или имелся в виду какой-то другой труд? Ах да, наверное, речь идёт о высококвалифицированных топ-менеджерах, коих на заре развития цивилизации днём с огнём, а вакансий среди обезьян – пруд пруди. И, соответственно, как только вакансии невесть откуда начали заполняться, тут и Homo Sapiens косяком попёр. Из Африки, естественно, где ж ещё вакансиям взяться. Вожаков же в стае ещё никто не отменял.

В общем, топам топово, а труд здесь точно ни при чём, и настоящую причину необъяснимого скачка искать придётся самим, чем и займёмся.

 

Смешно сказать, но наиболее распространённой альтернативной гипотезой, всерьёз обсуждаемой в учёном сообществе, является пищевая. Правда, тут нет не только согласия, а совсем наоборот: одни утверждают, что человек появился вследствие разбавления мясного рациона питания за счёт фруктов и овощей, другие, наоборот, фруктово-овощную диету приносят в жертву шашлыку. Доказательств у всех масса, в основном археологических, причём если их совместить вместе, происходит известный физикам процесс аннигиляции. Так что всерьёз рассматривать сей титанический труд мы вновь не будем.

Перескакивая через ряд метафизических и теологических версий, обратим внимание ещё на одну интересную, хотя и малоизвестную гипотезу – нейроэстетическую, профессора из Норвегии по имени Пер Олаф Фольгеро. Суть проста: «способность создавать красивые объекты и получать от них эстетическое удовольствие – важный фактор когнитивного развития человека», который, собственно, и означает возникновение способности познания мира, то есть появление разума. Правда, профессор вновь опирается на находки археологов – наскальных рисунков и орудий труда, которые совершенствовались миллионы лет, в первую очередь в эстетическом ключе, что и привело к появлению научно-технической революции. То есть автор гипотезы шёл от частного к общему, попытавшись на частных находках сделать далеко идущие обобщения. Мне представляется данная теория крайне близкой к раскрытию тайны Homo Sapiens, для чего ниже мы попробуем подойти к ней с другой стороны и посмотрим, что у нас получится. Другими словами, по привычке, выработанной годами и теми же годами проверенной, пойдём иным путём: от общего к частному, то есть, не из прошлого в день сегодняшний, а вовсе даже наоборот – из дня сегодняшнего в далёкое прошлое. То есть не от строения черепа и его эволюции во времени, и не от единичных археологических находок с последующими потенциально противоречивыми обобщениями, а из того, что мы имеем такого важного сегодня, и проследим обратным ходом до момента, откуда это началось, и тем самым попытаемся замкнуть гипотезу норвежского профессора.

Поехали.

 

Говорят, человечество то ли стоит на пороге, то ли уже находится в постиндустриальном обществе, где главным фактором реальности являются информация и знания и, соответственно, их восприятие человеком. И то и другое, в век наступления IT-технологий, всё более представляют из себя всего лишь комбинацию двух цифр: 0 и 1. То есть, по сути дела, информация и знания есть виртуальная субстанция, стремящаяся в своей максиме к виртуальному абсолюту. Вопрос: а что есть виртуальность? Ответ (без опоры на этимологию и заумные философские определения): виртуальность есть не что иное, как имитация реальности. Таким образом, мы приходим к неизбежному выводу, что человек постепенно становится вместилищем всего двух цифр, бесконечные комбинации коих ему, чаще всего, не ведомы.

А теперь вспоминаем одно вольное метафизическое определение: человек есть то, чем он наполнен. При этом я бы внёс уточнение: человек есть те следы, которые оставляет в нём наполнитель, он же окружающий мир. Под окружающим миром мы будем понимать всю совокупность явлений и свойств мира, которые человек воспринимает всеми своими органами чувств: от искусства до технологий, от природы Земли до бесконечного космоса, короче говоря, всю совокупность как материальных, так и ментальных явлений мира.

Очень важно: если мир реальный, то и следы реальные, а если мир виртуальный, то следы… оказывается, тоже реальные.

То есть, учитывая бесконечное преимущество современного виртуала над реалом в количественном соотношении, а в некоторых областях и даже в качественном, человек оказывается фактически весь покрыт следами получаемой виртуальной информации, вся совокупность которых (следов) и есть современный человек.

 

Немного поразмышляем о качественных характеристиках оставляемых в человеке следов.

Все мы знаем выражение «хлеба и зрелищ». С хлебом всё более-менее понятно, оставим его создателям пищевых версий. Разберёмся со второй частью, имеющей прямое отношение к глазам, то есть к информации, поступающей посредством зрения.

Как известно, человеческая природа наиболее восприимчива к негативной информации, когда, например, пробегая по заголовкам новостных лент, мы, сами того не осознавая, фокусируемся на событиях, связанных с трагическими происшествиями, а «ещё лучше», со смертями, и «совсем в идеале» – с массовыми. Отрицай, не отрицай, но замечу: большинство, если быть объективным, легко узнáет себя в воображаемом читателе новостей, я-то себя узнáю точно. В общем, таких нас армия, даже если саму «кровавую» новость мы осознанно не открываем для подробного прочтения. И никаким «искусством заголовка» подобный эффект не объяснишь хотя бы потому, что заголовки позитивных новостей авторы стараются сделать не менее заметными.

 

Подведём промежуточный итог: итак, мы по ходу выяснили, что новости делятся на негативные и позитивные, каждая из которых, как так же мы зафиксировали ещё ранее, оставляет некий след в человеке. Новости, как правило, виртуальные – следы реальные, новостей много – следов много. Далее, логично предположить: фокусируемся на негативе – следы негативные и, соответственно, наоборот, фокусируемся на позитиве – следы позитивные. Так формируется современный человек, получая ежедневно всё увеличивающиеся гигабайты информации, даже не замечая, что весь этот поток так или иначе формирует меня, вас и, собственно, всё человечество. Рисовать портрет и автопортрет я не буду, лишь нейтрально ещё раз сформулирую: человек есть то, чем его наполнил окружающий мир и какие следы оставил посредством процесса усвоения и поглощения информации об этом мире. В век IT и их бурного развития средством передачи информации становятся преимущественно цифровые технологии: компьютеры с цифровыми носителями и их младшие браться – смартфоны, планшеты и т. д. Телевидение, радио, телефония, фотоаппараты, кинотеатры, СМИ и даже произведения литературы также, как мы знаем, массово переходят на цифру, что позволяет с каждым разом наращивать и наращивать поток получаемой человеком информации, зачастую полностью, то есть на 100%, заменяя реальный мир его имитацией. Эпистолярный жанр в виде писем в конвертах практически исчез из обихода, личное общение заменяется видеосвязью, а 3D-технологии уже способны заменить даже такое искусство, как скульптура, не говоря о живописи. Туда же на наших глазах отправляется весь цикл строительных технологий и т. д. Такова современность, которую мы и зафиксируем, после чего, как и планировалось изначально, начинаем «отматывать плёнку» назад.

 

Самыми ближайшими предшественниками IT в недалёком прошлом были аналоговые средства передачи информации: те же телефоны, радио, телевизоры, кинотеатры, фотоаппараты. Газеты и книги – исключительно бумажные. В общем, набор примерно тот же, за исключением компьютеров и, даже перескочив на сто лет назад, мы обнаружим полный список перечисленного, хотя и в начальной стадии, когда для большинства человечества все эти новшества были определённо в новинку. Как человек воспринимал все эти новинки, красноречиво показывает случай в кинотеатре, когда зрители панически отреагировали на вид приближающегося паровоза, то есть, виртуальный образ ими был воспринят как полноценно реальный и вызвал равноценную реакцию. Расцветом того же кинематографа, независимо от нашего согласия или несогласия, общепринято считать бурное развитие голливудского кино, заполнившего экраны мира, начиная с середины 20-го века, кино, вызывающего весь спектр эмоций: от слёз до бурной радости, от глубоких переживаний до подражания героям картин.

Двигаясь дальше назад, мы обнаружим, что в 19-том веке из сегодняшнего перечня виртуальных средств передачи информации остаётся лишь фотография, да и то лишь условно. Ведь фотокарточку можно было не только лицезреть, но и реально подержать в руках. Точно так же, как и все остальные проявления окружающего мира были реальными, их можно было рассматривать, слушать, читать, держа в руках, и проявлять ко всему этому своё отношение. При этом заметим: окружающий человека мир делился на две части:

1. Всё, что можно отнести к естественной природе: вся совокупность природных явлений, от флоры до фауны, и самого человечества, и проявления законов существования этих явлений, от физических, химических и до космических,

2. То, что относилось к проявлениям цивилизации, в которых, впрочем, были заложены те же, изначально присущие природе, законы, но используемые, скажем так, несколько иначе, чем в естественном мире.

Не готов даже приблизительно оценить природно-цивилизационное соотношение по эпохам, но условно предлагаю когда-то считать его паритетным, не придираясь и не привязываясь к временны́м координатам. Очевидно одно: сегодня, особенно в современном городе, человек окружён преимущественно проявлениями цивилизации, а, как говорит статистика, городское население составляет уже порядка 50% от всего человечества. То есть налицо стремление цивилизации полностью поглотить естественную природу не мытьём, так катаньем, заменив её имитацией. Простой пример: многие «уважающие себя» современные офисы уже не обходятся без искусственных растений, от цветов до деревьев, иногда отличимых от оригинала лишь при ближайшем рассмотрении, зато почти не требующих никакого ухода.

Также очевидно, что были времена, когда природа окружала человека много больше, чем цивилизация, и вот об этих временах, а также им предшествующих, я и хочу поговорить особо.

 

Когда-то, давным-давно, как нам рассказывают археологи, человеку понадобились орудия труда, откуда, собственно, и возникла гипотеза о труде, якобы сделавшем из обезьяны человека. Однако эта гипотеза, как мы выяснили на примере долгого соседства человека и обезьян, не выдерживает проверки временем. Всякие там овощи, фрукты, мясо и их соотношение, давшие науке ещё пару гипотез, также несостоятельны ввиду их взаимоисключения, причём на одних и тех же археологических артефактах: черепа, челюсти, зубы и их изменения, в зависимости от рецептуры питания. Тем не менее, вопрос остаётся, и значимый фактор, сформировавший в итоге современного человека, являющегося вместилищем совокупности, прежде всего, ментальных следов, оставляемых в нём окружающим миром, существовать должен.

Представим себе первочеловечество, живущее в мире, где вокруг нет ни одного искусственного объекта, способного при его созерцании оставить в человеке некий ментальный след. Что это были за люди, насколько близки они были к обезьянам и были ли обезьяны вообще предками перволюдей? Учитывая бесспорное наличие тех бурных изменений, которые происходят сейчас и происходили с человеческой цивилизацией на протяжении обозримого исторического периода, я склонен считать: сегодняшний процесс масштабной замены (имитации) реальности виртуальностью или, если хотите, природы – виртуальными технологиями, должен был иметь когда-то своё начало.

Вновь представим себе первочеловека, окружённого девственной природой. В какой-то момент у него вдруг впервые удачно получился, например, каменный топор. Что это значило, кроме некоторого облегчения в рубке деревьев? Может быть много, а может, и ничего. Посмотрев на первый топор «с другой стороны», как и профессор Пер Олаф Фольгеро, мы заметим, что археологи находили много топоров, мало отличимых от простых камней, среди которых изредка попадались не просто топоры, а красивые и эстетичные топоры, например, похожие на каплю воды:

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

То же самое касалось и других орудий труда, но самое главное: примерно тот период, в котором попадались эстетичные орудия труда, совпал с появлением наскальных рисунков, а также различных изделий – статуэток и прочих фигурок, как человека, так и животных. Всё сказанное означает, что в какой-то момент в мире, окружающем первочеловека, стали появляться элементы, выходящие за рамки природных явлений. Похоже, именно так невиданные ранее искусственные явления ворвались в жизнь первочеловека, неизбежно оставляя новые следы в его внутреннем мире и вызывая неизвестные доселе эмоции, что и дало старт формированию человека разумного.

Возникает тот самый главный вопрос: почему, при победоносном шествии цивилизации по просторам Земли, обезьяны, неизбежно сталкиваясь с искусственными объектами, так и остались обезьянами, не сумевшими ни на йоту перескочить барьер животных, хотя и высокоразвитых? Истина в вопросе, как говаривали древние: данный феномен или, скорее, отсутствие оного, как раз и заколачивает очередной гвоздь в гроб эволюционной теории происхождения человека.

Нам же остаётся лишь пожинать плоды, пардон, следы, оставленные в душе будущего Homo Sapiens то ли первым каплевидным топором, то ли первым наскальным рисунком, неведомыми путями закономерно превратившимся в комбинацию всего двух цифр: 0 и 1. Во всяком случае, на мой взгляд, есть все основания утверждать: именно искусство создало человека разумного. То есть, разум есть следствие, искусство – причина. Так что термин Homo Sapiens пора менять на более правильный: Homo artem – человек искусства, откуда совсем недалеко и до Homo artificialis – человек искусственный, что, учитывая опыты по клонированию, созданию искусственного интеллекта и стремление цивилизации к 100%-ной имитации реальности, совсем не лишено фундаментальных оснований.  А плохо это или хорошо, будущее покажет.

 

 

Часть 2. Несерьёзно о серьёзном.

 

Поскольку всё написанное выше является лишь плодом логических рассуждений, которые, как водится, что дышло, куда повернул, туда и вышло, то ничто не может меня остановить в следующем предельно субъективном утверждении: именно русская цивилизация являет собой пример высочайшего уровня искусства, всегда бывшего примером для подражания и способного перевернуть представления человека о красоте даже в областях, казалось бы, далёких от заявленной темы. Собственно, поэтому я и не буду оперировать довольно избитыми вопросами великой русской философии, музыки и даже литературы, а сразу перехожу к темам, «далёким от заявленной темы».

Как сказал Олег Григорьев, автор претендующей на истину неокономики: кризис есть нормальное состояние экономики, из чего следует, что бескризисный период есть просто подготовка к очередному кризису. Сдаётся мне, что данное утверждение близко к моему пониманию войны и мира: мирное время есть всего лишь краткий период подготовки к грядущей войне. А ещё говорят так: красота спасёт мир. Или например: красивое не может быть плохим. Совместив означенные, не побоюсь этого слова, истины, получим на выходе следующую визуальную ретроспективу, помогающую понять в этой жизни главное – единственным мерилом красоты, способной спасти мир, является русская красота вообще, и красота русского оружия, в частности:

 

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

И наконец:

 

 Русская миссия. Труд сделал из обезьяны человека. Ну-ну… (иллюстрация к статье)

 

А тем, кто будет настаивать на моей избирательности и предвзятости, я могу продемонстрировать, например, фотографии самых влиятельных женщин-политиков Запада, некоторые из которых не менее чем настоящие баронессы. Впрочем, это уже будет излишне.

А избирательность действительно присутствует, и то – только по причине моего особого профессионального отношения к летательным аппаратам. Ну, это те, которые тяжелее воздуха, если что...

 

 

Автор и ведущий рубрики «Русская миссия» – Александр Дубровский

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению мая 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Список лучших букмекерских контор в России . Адвокат по наследственным делам в спб адвокат по наследству спб. . https://svmedia.net скачать видео с youtube по ссылке: savefrom free online youtube.
Поддержите «Новую Литературу»!