HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Виктор Парнев

Письма по сходной цене

Обсудить

Повесть

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за ноябрь 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 года

 

На чтение потребуется 1 час 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.11.2021
Оглавление

11. Часть 11
12. Часть 12


Часть 12


 

 

 

– Да, интересный персонаж, – проговорил Дегтярь, выслушав рассказ Камышева, глядя при этом на него самого с интересом, словно Камышев рассказал о себе. – И глядите, он ведь коммерсантом был, предпринимателем, этот ваш Гарт… Ган… всё забываю, подскажите…

– Горнунг. Владимир Иосифович Горнунг.

– Да-да, Горнунг. Прирождённый коммерсант. Причём, та ещё закваска, дореволюционных времён. Торговля чаем. Василий Перлов и сыновья… Отличная марка, и торговля велась с размахом, я не сомневаюсь. А вы вот мне недоверие выражали.

– В каком смысле?

– Ну, дескать, я предприниматель, и поэтому Толстым не должен интересоваться, дескать, это вещи несовместные. Оказалось, совместные, и даже очень.

– Я совсем не то имел в виду. Мне был непонятен смысл, цель вашего интереса к письмам. Толстого можно и без всяких писем чтить, любить и уважать, а главное, читать. Разве не так?

– Да, безусловно. Но если появилась такая возможность, почему же не… Впрочем, я уже объяснял. А этот ваш Гортунг… нет, опять напутал – Горнунг, этот Горнунг, он, в сущности, неудачник. Ну, сами посудите: так красиво начинал, в солидной фирме, торговля колониальным товаром, больше сотни отделений в стране и за рубежом, участие в Парижской выставке – это, кстати, выставка знаменитая, одна из первых, от неё потом пошли все эти «Экспо» – ну, в общем, широко шагнул. А что же дальше? Молочные сепараторы, маслоартели, смолокурни, скипидароварение. Вместо Парижа и Амстердама – вологодчина, кострома, сибирская глухомань. А закончил так вообще бог знает чем, какие-то рыбацкие бригады на озёрах. Там и погорел почём зря. Где же здесь хорошая карьера?

– О какой карьере могла идти речь после революции? В девятьсот пятом году он карьеру свою оборвал эмиграцией, но потом, вернувшись, восстановил в другой области. Может, и не так блестяще, как вначале, но вполне успешно. Молочные сепараторы – это разве так плохо? Маслоделие – это разве пустое занятие? По-моему, очень полезное дело. И рыбацкие артели, заготовка рыбы, это ведь очень нужно. Двадцатые годы, первый послереволюционный период, этот самый НЭП. Отличное, по-моему, занятие, причём подальше от политики.

– Ну, всё-таки не бог весть что.

– Не знаю, что вы хотите сказать. Не понимаю вас. Человек всю свою жизнь занимался чем-то полезным, конкретным. Не деньги из воздуха делал, не спекулировал на том и этом, как гражданин Корейко, нам известный, а давал людям насущный необходимый продукт. Если это для вас недостаточно, то я вас не понимаю. Вы ведь тоже насущный продукт своим клиентам даёте, – Камышев кивнул на их стол, где стояли тарелки, всё ещё полные снеди.

– Ну, хорошо, не будем спорить, это дело прошлое, и к нашему с вами делу отношения не имеет. А вот о чём я хотел вас спросить…

Договорить ему не дали. Подошла жена, она же директор с блокнотиком, и протянула смартфон, сказав: «Это Бадридзе». Он, однако, не стал покидать столик и гостя, коротко бросил в смартфон «Я перезвоню чуть позже, сейчас занят, извини» и вернул аппарат супруге. В зале между тем становилось многолюднее и шумнее. Свободными оставались только два столика. День клонился к вечеру, подходили люди, явно завершившие рабочий, но скорее всего, служебный свой день. Музыка с потолка, прежде звучавшая приглушённо, теперь зазвучала чуть громче.

– Так вот, я что хотел спросить, – продолжал хозяин, – тот сын вашего Гот… Горнунга, который привозил ему книги и потом на похороны приезжал, у него, видимо, тоже были дети, у этого сына?

– Да, я забыл сказать о нём, а это интересный человек, не меньше, чем отец. Лев Владимирович Горнунг стал литератором, поэтом, представьте себе. Очень уж знаменитым не стал, но в своих кругах был известен. Водил дружбу с Пастернаком, с Ахматовой, с Арсением Тарковским. Написал потом мемуары о том времени, о встречах с разными знаменитостями. А умер уже в наше время, в самом начале девяностых. О нём есть кое-что в Интернете, вы легко найдёте.

– Да, это интересно. А дети у него были? Вообще, у вашего Горнунга другие ещё родственники были?

– Родственники были, конечно. У него был и брат, и сестра, и, кроме Льва ещё дети – второй сын и дочь. Это всё тоже есть в Интернете.

– То есть, потомство от него осталось немалое?

– Думаю, что так. Во всяком случае, люди с этой фамилией в Сети есть.

По тому, как Дегтярь, услышав это, посмотрел на него, Камышеву почудилась в глазах хозяина какая-то мысль.

– А вот это плохо. Очень плохо, – с озабоченным видом произнёс Дегтярь.

– Что плохо? – недоумённо переспросил Камышев.

– Плохо, что есть потомство и что есть Интернет, когда всё делается быстро.

– Я не понял, о чём вы?

– Это будет несложно понять. Потомки, если они узнают о ваших письмах, могут у вас их истребовать. На вполне, причём, законных основаниях.

– Что вы такое говорите? Какие ещё законные основания? Это наследство, оставленное моей прабабушке, она оставила его своей дочери, моей бабушке, а та оставила моей маме и мне. А мама моя, между прочим, жива!

– Никакого значения не имеет.

– Здравствуйте, я ваша тётя! Как это не имеет значения? Такую библиотеку оставил и кучу бумаг и разных вещей, я вон ручной мельницей для кофе до сих пор пользуюсь, она лучше современных работает. Отличная мельница, немецкая! И сын Лев Владимирович приезжал, всё оставил его жене, то есть, моей прабабушке!

– Это только с ваших слов. Я-то вам верю, а когда вам скажут «докажите», что вы предъявите? К тому же, как была фамилия прабабушки?

– Семёнова.

– А бабушки?

– Тоже Семёнова.

– Ну, вот. Ни завещания, ни свидетельства о браке. Или есть свидетельство?

– Нет свидетельства. Среди бумаг его нет. Завещания тоже нет.

– Вот вы и приехали. Но дело даже не в них, не в свидетельстве и не в завещании. Книги и вещи, в том числе вашу кофейную мельницу, суд, скорее всего, за давностью лет признает унаследованным имуществом, то есть вашей собственностью. Не лично вашей, а, вероятно, вашей матери. А вот документы, например, тот же «Трудовой список», вашими не признает. И особенно не признает письма Толстого. Потребует передать родственникам. Дело в том, что это не имущество, а документы личного характера. Они не наследуются, потому что относятся прямо к личности покойного и больше ни к кому и ни к чему. Право на них имеют только родственники. Ваша семья родственниками не является. На бумаги и на письма все права у действительных родственников, хоть в пятом поколении. Вот так-то!

Камышев сидел молча, осмысливая услышанное.

– Так что же, – проговорил он наконец, – что же это меняет? По-моему, ничего. Письма как были у меня, так и будут. Какие-то неизвестные родственники… Где они? Кто они? Какое они имеют к этому отношение?.. Да и как они узнают про эти письма?..

– Вот то-то и оно, – значительно и словно бы сочувственно ответил Дегтярь. – Это в прежние времена могли не узнать. А нынче связь элементарная, чик! – и ты уже общаешься с Буэнос-Айресом. И найти этих людей, установить с ними связь не проблема. Узнают как-нибудь, будьте уверены.

– Но как?!

– Да как-нибудь. Вот, я же узнал. Таким же или похожим способом узнают и они.

– Что-то я вас не понимаю.

Дегтярь безучастно пожал плечами: дескать, я тут ни при чём, что вы не понимаете. Но Камышев уже начинал понимать. Ему ещё не верилось, он надеялся, что ошибается. Чтобы рассеять свои сомнения, он решил Дегтярю подыграть.

– То есть, эта опасность реальная?

– Думаю, что вполне.

– И что вы мне посоветуете?

Дегтярь оживился. Он выпрямился на своём стуле, подобрался и, слегка подавшись в сторону гостя, сказал:

– Что я могу вам посоветовать? Я не имею права советовать в таком деле. Я могу только сказать, как бы я поступил на вашем месте. Рискуя потерять эти раритеты просто так, ни за что, я при случае постарался бы отдать их надёжному человеку за хорошее вознаграждение. Но не связываться с этими наследниками. Они могут оказаться полными профанами или, ещё хуже, корыстными людьми, которые сразу выставят письма на какой-нибудь аукцион, это сейчас, знаете ли, модно. Вам с этого аукциона ни копейки не достанется. Так может быть, вам не упускать сегодняшнюю возможность?

– То есть, уступить их вам за ваше предлагаемое вознаграждение?

– Ну, допустим, так. Только вот насчёт вознаграждения… Секунду, дайте подумать…

Он и впрямь словно бы погрузился в какое-то размышление. С полминуты он раздумывал или что-то подсчитывал, или только делал вид. Затем решительно произнёс:

– Моё последнее предложение! Но учтите, это действительно последнее, прибавить больше я не смогу, не имею возможности. И без того сумма, на мой взгляд… Впрочем, сами решайте.

Произнося эту фразу, он вынимал из стаканчика салфетку, доставал из кармана пиджака ручку, чертил на салфетке ряд цифр. Одновременно с последним словом «решайте» передал через стол салфетку соседу.

Камышев мельком взглянул на цифру, улыбнулся, аккуратно сложил салфетку и опустил её в боковой карман пиджака.

– Не возражаете, если я приму ещё чуточку вашего замечательного нектара?

– О чём речь, угощайтесь.

Камышев подлил в свой бокал, пригубил разок, другой, затем ещё разок. Голова у него слегка покруживалась от веселящего качественного напитка. Он улыбался, неясно чему. Дегтярь выжидательно смотрел.

– Я вам очень благодарен, – сказал наконец гость. – Нет, не за это (он похлопал по карману, где лежала салфетка), а вот за это (указал рукой на стол с угощениями). Всё было замечательно. Вино я особенно оценил и, кстати, запомнил его название и производителя, теперь буду иметь в виду. К пиву не притронулся, подадите его другим, экономия выйдет. А я перед вами должен покаяться: виноват. Очень, очень виноват. Не знаю, простите ли вы меня. Ведь... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2021 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2021 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

11. Часть 11
12. Часть 12

518 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 18:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!