Виктор Парнев
Рецензия на фильм
![]() На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
В 2021 году исполняется 65 лет с выхода на экраны, причём практически одновременно, сразу двух музыкальных новогодних киношедевров – «Карнавальной ночи» и «Золотой симфонии». «Карнавальную ночь» у нас знают и любят все. «Золотая симфония» нынче изрядно подзабыта. А напрасно – оба фильма-ровесника одинаково красочны, праздничны и музыкальны. При всей несхожести их сюжетов и мест рождения. Место рождения «Карнавальной ночи» – «Мосфильм». Место рождения «Золотой симфонии» – Австрия и отчасти ФРГ (Мюнхен). Но что такое Австрия и ФРГ в 1956 году? Это капитализм, антисоветизм, реваншизм и разнузданный американизм. Казалось бы, фильму из стран-наследниц третьего рейха было не место на экранах СССР. Но вспомним, что такое 1956 год в СССР… Это Двадцатый съезд КПСС, развенчавший культ личности Сталина, это триумфальные для советского спорта Олимпийские игры в Мельбурне, это подготовка к Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве в следующем году, это наконец та самая пресловутая хрущёвская оттепель. Вот почему стал возможен в нашем прокате этот замечательный феерический фильм. А ведь в нём, о ужас, есть рок-н-ролл! И он не просто есть, его танцуют! Целых полминуты! Хоть и на льду танцуют, на коньках, но настоящий рок-н-ролл. И это в те времена, когда само это слово, само название заокеанского хулиганского танца было ругательным словом… Пересказывать сюжет «Карнавальной ночи» не придёт в голову никому, ибо все знают товарища Огурцова, Леночку Крылову, Гришу Кольцова, лектора Никодилова, все помнят на слух и даже смогут напеть лёгкие и изящные как снежинки песенки на музыку Анатолия Лепина. Но не все знают, как необычно и почти случайно родился этот любимый уже тремя поколениями изумительный фильм. Начинающий режиссёр Эльдар Рязанов ни в какую не хотел брать в работу дурацкий, по его мнению, сценарий. Он тогда мечтал снимать серьёзные, драматические фильмы, а не лёгкие комедии. Но «Мосфильм» – это вам не Голливуд, на «Мосфильме» особо не забалуешь, потому что там есть директор, который может и приказать. «Будешь снимать, это моё тебе слово», – твёрдо сказал Рязанову тогдашний директор кинорежиссёр Иван Пырьев, человек талантливый, но деспотичный. Дважды Рязанов под разными предлогами увиливал, на третий раз вынужден был подчиниться. При этом Рязанов не пожелал брать на главную роль какую-то там Л. Гурченко, но Пырьев и это ему приказал, то есть просто навязал эту девчонку без роду и племени. Так же директивно Рязанову был навязан вопреки его мнению знаменитый Игорь Ильинский на роль Огурцова. И получается, снимал Рязанов эту выдающуюся, а кто-то полагает, лучшую его картину, просто из-под палки. А в результате – шедевр! Но как? Как такое возможно?.. Не пытайтесь объяснить. Загадку творческих триумфов и провалов никто ещё не сумел разгадать. Сюжет австрийского фильма, как и сюжет его советского ровесника, укладывается в несколько строк: обаятельный молодой шатен Вальтер, проживающий в заснеженной горной провинции, любитель-фигурист катания на льду, едет в Вену на чемпионат Европы, там завоёвывает лишь четвёртое место, но зато получает предложение стать солистом в ледовом ревю, соглашается и становится звездой под именем «Мистер Икс», потому что выступает в маске. Всё! Остальное – милая болтовня, забавные нелепости, но главное – музыка, песни и танцы на льду. Чудесная музыка Лотара Олиаса и чудесные под неё песни и танцы! Их надо видеть и слышать, никакой пересказчик их не опишет, потому что ледово-музыкальную феерию описать невозможно. Возьму только на себя смелость утверждать, что и сегодня эта феерия смотрится и слушается современно, словно создана в стиле ретро буквально на днях. Но главная ценность и, пожалуй, заслуга «Золотой симфонии» в другом. Она породила в стране интерес к фигурному катанию. Старшее поколение наверняка помнит этот взявшийся словно бы ниоткуда, постепенно нараставший, а затем всё заполонивший интерес, увлечение, а затем и повальный психоз под названием «фигурное катание». Чемпионаты СССР, Европы и мира, имена Пегги Флеминг, Габи Зайферт, Сони Моргенштерн, наших Ирины Родниной, Олега Протопопова, Людмилы Белоусовой, Людмилы Пахомовой, Александра Горшкова и ещё многих и многих; пооткрывавшиеся в городах детские школы катания, катки-коробки во дворах, детишки, спешащие на занятия с коньками под мышкой… Нынешние «плющенки» и «навки» оттуда родом, это надо понимать и помнить. И благодарить за это – в том числе, а возможно, и в первую очередь, «Золотую симфонию». Легенда утверждает, что «Золотую симфонию» показали Никите Хрущёву. В целом фильм ему не понравился, слишком много было там кордебалетов, страусиных перьев, голых женских ножек (помните указание товарища Огурцова: ноги изолировать!), развесёлых песенок, притом на немецком языке, и всяческой другой мишурной заграничной пестроты. Но идея коньков и катаний под музыку его захватила. Утверждают, он воскликнул: «Наша страна зимняя, холодная, уж чего-чего, а льда у нас хоть завались. Так почему же мы уступаем в этом искусстве каким-то австриякам? Исправляйте положение, и поскорее!» И конечно, спортивные функционеры озадачились этим вопросом и ринулись продвигать фигурное катание в массы. К середине 60-х годов советские фигуристы, хоть в одиночном, хоть в парном катании, уже были недосягаемы для большинства их конкурентов. «Карнавальная ночь» – фильм новогодний просто по сюжету. В «Золотой симфонии» о празднике Нового года или о Рождестве на европейский лад не упоминается. Но, странное дело, воспринимается фильм именно как новогодний, по причине своей праздничности и зимнего фона, на котором в нём всё происходит. Лёд, лёд и ещё раз лёд. Вышедшая у нас на пластинке козырная мелодия из фильма, под которую танцует с партнёршей замаскированный Вальтер, называется «На льду». На другой пластинке вышло попурри «На ледяной эстраде». Вообще, советская звукозапись оказала фильму пристальное внимание, притом вполне заслуженное. Пять включённых в различные сборники музыкальных номеров, это же совсем неплохо по тем временам. Так что же, у «Золотой симфонии» одни достоинства? Дело вкуса, конечно, но в одном она уступает «Карнавальной ночи». Когда тот и другой фильм появились на видеокассетах, я обратил внимание на... [...]
![]()
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 21.11.2023 Хороший журнал, много интересного. Искатель 27.10.2023 В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно. Александр Хакимов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки и плечики для одежды деревянные вешалки деревянные от производителя. . Rockstella stonery quartz stone and countertop graniteempirehuntsville.com. . Торшеры напольные и настольные купить недорого торшер недорого. |