HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 г.

Евгений П. Парамонов

Звёздные истоки древнегреческой мифологии и «Легенды о короле Артуре»

Обсудить

Эссе

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за май 2024:
Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 

На чтение потребуется 16 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 29.05.2024
Иллюстрация. Автор: Евгений П. Парамонов. Название: «Фрагмент карты Северного полушария звёздного неба». Источник: https://newlit.ru/

 

 

 

Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением: это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.

 

Иммануил Кант (1724–1804).

 

 

Это эссе я решил написать после того, как прочёл «Исторический экскурс» П. Новицкого «Бретонские романы, или Кто придумал короля Артура». Процитирую отрывки из этой публикации:

«…легенда о «короле Артуре»… превратилась из антианглийского эпоса… в некий псевдокультутрный «мем», о происхождении которого люди ничего толком не знают, кроме того, что он «английский».

А был ли мальчик (Артур в бриттском эпосе)?… Как кельтская мифопоэтическая традиция интегрировалась в средневековую культуру и стала «бретонским циклом» рыцарских романов?».

Выделю из этих цитат пару фрагментов, относительно которых я далее изложу свою точку зрения:

«…легенда о «короле Артуре»… о происхождении которого люди ничего толком не знают…».

В связи с этим я хочу показать, что «Легенда о короле Артуре» из кельтской мифологии имеет глубокие корни в древнегреческой мифологии и астрологии (а вслед за ней и в древнеримской мифологии и астрологии).

Но, вслед за этим, я утверждаю, что и та древняя мифология черпала идеи для сюжетов, напрямую и многократно используя зафиксированные в древних документах результаты астрономических наблюдений за звёздным небом в разное время года (в том числе и результаты предыдущих тысячелетних астрономических наблюдений).

Прошли тысячелетия, и сейчас, как я полагаю, впервые с тех пор, я приведу доказательства того, что существует прямая и конкретная в деталях связь древних мифологических сюжетов с взаимным расположением на звёздном небе и очертаниями созвездий, а также с их наиболее значимыми звёздами – часть из доказательств этого я привожу здесь, другая часть приведена в моих опубликованных ранее книгах (см. в «Библиографии»).

Историк П. Новицкий в своём «Историческом экскурсе» охватывает громадный период времени, упоминая даже труды Юлия Цезаря. И если бы он обнаружил хотя бы какой-то намёк на прямую и в полной мере конкретную связь хоть какого-либо древнейшего мифологического сюжета с взаимным расположением и очертаниями каких-либо созвездий и/или с их наиболее значимыми звёздами, он бы это отметил, но в его «Историческом экскурсе» ничего подобного нет.

 

Начну с исторической справки.

В соответствии с «Руководством по географии» греческого астронома, астролога и географа Клавдия Птолемея, британские кельты, или бритты, это племена, жившие на территории Британии в 800–700 годы до н. э.

Обратим внимание также на астрономический труд Птолемея «Альмагест». В эту громадную монографию в 13 томах включены данные о результатах его многолетних наблюдений за небесными объектами в разное время года.

Объём «Альмагеста» столь велик, потому что Птолемей внёс туда массу сведений, почерпнутых им из коллекции древнеегипетских папирусов, хранившихся в библиотеке Александрии, столицы тогдашнего Египта. В этих папирусах были зафиксированы результаты предыдущих тысячелетних астрономических наблюдений за звёздным небом.

Аналогичные сведения из древнеегипетских папирусов ещё до Птолемея нашли своё отражение в вавилонской астрономии и астрологии, а далее – и в научных трудах его предшественников, Евдокса Книдского, Арата из Сола и Гиппарха.

Те же древнеегипетские папирусы были заполнены сведениями о мифологии Древнего Египта. Я утверждаю, что именно эта древнеегипетская мифология впоследствии своеобразно отразилась в мифологии Древней Греции, а затем и в мифологии Древнего Рима. Напомню: великие греческие учёные Платон, Геродот и др., как и сам Птолемей, долгое время жили в Александрии и там набирались знаний у религиозных жрецов, знатоков египетской истории и мифологии.

 

 

*   *   *

 

Почему же та древнейшая мифология была напрямую связана с результатами тысячелетних наблюдений за звёздным небом в разное время года?

С незапамятных времён в Северном полушарии все мореплаватели прежде всего ориентировались на Полярную звезду. Поэтому, в те древнейшие времена, первостепенной для них являлась карта Северного полушария звёздного неба с Полярной звездой, находящейся на пересечении «Небесного экватора» и «Нулевого небесного меридиана» – цветной фрагмент этой карты я привёл на собственной иллюстрации к данному моему эссе.

Но Полярная звезда не является самой яркой звездой – в Северном полушарии звёздного неба ярче всех сияет звезда Арктур из созвездия Волопас (на моей иллюстрации звёзды созвездия Волопас и его главная звезда Арктур находятся вверху, справа – я их обозначил красным цветом).

 

 

*   *   *

 

Есть три звезды, которые сияют ярче, чем Арктур, но они принадлежат к созвездиям, которые находятся в Южном полушарии звёздного неба. Самая значимая из них это Сириус, и она вообще самая яркая из всех звёзд.

Сириус на довольно долгое время в году всё же «заходит в гости» в Северное полушарие звёздного неба, но, в отличие от Арктура, он «не властвует» там по ночам постоянно.

Ежегодно с 8 апреля по 20 июня включительно (74 священных дня» – так в древности характеризовали этот период[1]), со сдвигом в ту или другую сторону примерно на пару недель, Сириус как бы «умирает», не появляясь ночью.. Замечу: звёзды находятся на небе и днём, только они не видны простому глазу в дневном свете.

 

 

*   *   *

 

В Северном полушарии звёздного неба есть созвездие Возничий, оно находится рядом с созвездием Телец, и этот вол (созвездие Телец) как будто бы волочит телегу возничего (созвездие Возничий) за собой. Весной-летом, именно тогда, когда ночью Сириус в Северном полушарии звёздного неба отсутствует, в эти дни, примерно с девяти часов вечера созвездие Возничий вместе с созвездием Телец уже уходят за горизонт, но в это время сверху появляется созвездие Волопас. Происходит своеобразная реинкарнация, «возничий распрягает вола, они уходят за горизонт, и теперь настало время волопасу следить за волом, оттуда сверху вола пасти», – собственно, потому древние так и назвали это созвездие – Волопас.

Вместе с тем, имеются ссылки на то, что древние греки приписывали созвездию Волопас и его главной звезде Арктур роль «Стража медведицы». Общепринятым считается, что под «медведицей» подразумевалось созвездие Большая Медведица, но, глядя на мою иллюстрацию, становится ясно, что это утверждение неверно – конечно же, это относится к созвездию Малая Медведица (на моей иллюстрации оно находится внизу, почти в центре, и её звёзды во главе с Полярной звездой я обозначил синим цветом).

 

 

*   *   *

 

Итак, я утверждаю, что мифология кельтского эпоса «Легенды о короле Артуре» имеет корни в мифологии Древней Греции, а затем и в мифологии Древнего Рима, в основу которых легла мифология Древнего Египта. Ещё в то далёкое время было зафиксировано, что звезда Арктур это самая яркая, самая значимая из всех звёзд Северного полушария звёздного неба – звезда Арктур там действительно властвует, это поистине Звёздный король Арктур.

Именно в этой картине Северного полушария звёздного неба находятся истоки древней легенды из кельтского эпоса и именно потому «Легенда о короле Артуре» получила такое название.

 

 

*   *   *

 

На моей иллюстрации видно, что звезда Арктур, Звёздный король Артур, наконечником своего «королевского копья», очертаниями созвездия Волопас, «грозит» занимающему более низкий уровень созвездию Дракон. Это созвездие находится внизу иллюстрации, звёзды его тела, как и полагается дракону, светят зелёным светом, и на этой иллюстрации его легко опознать по его характерным очертаниям. В древнегреческой мифологии Геракл убил дракона – полагаю, глядя на эту иллюстрацию, на эту картину звёздного неба, можно предположить, каковы истоки этого сюжета и его продолжение: «Сад Гесперид», «Дерево с золотыми яблоками», «Золотое руно» и т.д.

Историк П. Новицкий пишет: «…в… обрывках устной кельтской традиции никакого стола не упоминалось… Робер Вас… добавил элемент, без которого сейчас невозможно представить не только сам артуровский роман, но даже его название. Он добавил Круглый стол…» (я уточню, это произведение Р. Вас написал в 1155 году).

Тем не менее, П. Новицкий в этом утверждении ошибся. Глядя на очертания созвездия Дракон, возникает понимание – вот они, звёздные истоки «Круглого стола» из «Легенды о короле Артуре», и девять звёзд созвездия Дракон напрямую мифологически связаны с первыми и главными девятью «Рыцарями круглого стола».

Тут же под «Небесным экватором» и справа от «Нулевого небесного меридиана» в «Тёмном море звёзд» (именно потому фон на моей иллюстрации тёмный, это же ночное небо, а в «Легенде о короле Артуре» это «Тёмное озеро»), – итак, в «Тёмном море звёзд утонули» ещё три звезды созвездия Дракон, ещё «Три Тёмных Рыцаря Круглого стола» – заметим, теперь Рыцарей стало уже двенадцать, и в одном из тех старинных «куртуазных романов» их тоже двенадцать.

Далее следует тонкая шея дракона и на ней из «Тёмного моря звёзд» непосредственно над «Небесным экватором» высунулась четырёхглазая голова дракона (голова созвездия Дракон). Вот они, ещё четыре устрашающих Рыцаря Круглого стола – теперь Рыцарей стало шестнадцать, и у Вальтера Скотта, знаменитого автора исторических романов, их тоже шестнадцать.

Четыре горящих глаза дракона – это вошло в мифологию как многоголовый и огнедышащий дракон.

Чудо-меч «Экскалибур» король Артур добыл при содействии волшебника Мерлина – его держала над водами таинственная рука, рука Владычицы озера. Глядя на этот фрагмент моей иллюстрации, можно догадаться, что эта же тонкая шея дракона послужила истоком легендарного сюжета о том, что перед смертью король Артур распорядился бросить свой чудо-меч «Экскалибур» в воды «Тёмного озера» (здесь на иллюстрации – это под «Небесный экватор» в «Тёмное море звёзд»), то есть, таким именно способом распорядился вернуть его Владычице тёмного озера.

Здесь же моя иллюстрация подсказывает, что истоком сюжета о предыдущем мече Короля Артура, «Мече на камне», была ручка ковша созвездия Малая Медведица. Именно Полярная звезда, держащая ручку ковша созвездия Малая Медведица, и есть та самая Владычица тёмного озера, ведь она воцарилась именно в центре «Тёмного моря звёзд».

Далее в сюжете о «Мече на камне» повествуется о том, что «Меч лежал на каменной плите, способной плавать по воде, и был придавлен сверху наковальней. В поздней литературе он стал мечом, воткнутым в камень. Никто не смог извлечь этот меч, только юный Артур вынул его.

Вот и здесь, в продолжение данного фрагмента «Легенды о короле Артуре», та же моя иллюстрация подсказывает, где находятся истоки этого фрагмента.

Кольцо созвездия Дракон подобрало под себя часть «Моря звёзд» – это пространство и является той окаменевшей от мороза на Северном полюсе плитой, способной плавать по воде (морская вода, покрытая льдом – льдина).

Меч был придавлен наковальней. Этой наковальней является тот самый «Ковш» из четырёх звёзд созвездия Малая Медведица. А меч – это ручка этого ковша. Вот он и «Меч, воткнутый в камень», в вариантах других названий, «Меч-из-Камня», «Меч на камне» (меч, воткнутый в льдину).

Только Король Артур способен извлечь этот меч – когда по воле Властелина Северного полушария звёздного неба, звезды Арктур, в Северное полушарие придёт весна, картина звёздного неба повернётся на 90 градусов (см. вставку вверху моей иллюстрации) и меч буден извлечён – именно с приходом весны связано упоминание «юный Артур».

 

 

*   *   *

 

И теперь обратим внимание на фрагмент этой моей иллюстрации, находящийся чуть левее созвездия Малая медведица – он подсказывает нам, где следует искать истоки начала сюжета о легендарном мече короля Артура, «Экскалибуре».

«Экскалибур» (Excálibur Ex-cálibur) – Экс-калиброванный, эталонный меч, превзойти его по качествам невозможно, это действительно «Чудо-меч».

На моей иллюстрации видно, что слева от Полярной звезды из вод «Тёмного моря звёзд» (из «Тёмного озера» в легенде) непосредственно над «Небесным экватором» поднялись две руки, держащие меч.

В соответствии с моими исследованиями древнегреческой мифологии[2], там это были руки героя Персея с легендарным мечом, поднятые над головой. Этим мечом, который выковал бог-кузнец Гефест для летающего, как молния, бога Гермеса, Персей отрубил голову Медузе Горгоне. В одном из фрагментов «Легенды о короле Артуре» чудо-меч «Экскалибур» выковали жившие в озере эльфы. Вспомним, что у Горгоны были медузы-сёстры. Заметим здесь и многотысячелетние корни названия «Медуза», как плавающая в море звезда.

 

 

*   *   *

 

«Меч, воткнутый в камень» («Меч-из-Камня», «Меч на камне»), воткнутый в замёрзший, окаменевший на морозе лёд, король Артур добыл при содействии волшебника Мерлина.

Почему же мифология дала этому волшебнику именно такое имя?

Услышим в звучании первого слога этого древнегреческого имени «Мерлин (в английском написании Mer-line») ближневосточное слово, звучащее как «Мар». Оно означает «Господин» (то же и английское «Mr.»). То есть, в контексте данной легенды это «Правитель, главнее которого никого нет». Вот и окончание данного имени «line» («Линия») в продолжение начала данного имени «Господин» означает «Прямая / Прямой», в одном из вариантов перевода есть даже прямая ссылка на географию: «Экватор».

В британских легендах Мерлин был наставником и советником короля Артура. Заметим, что там же Мерлин являлся повелителем зверей и мог принимать облик любого из лесных животных.

И здесь есть смысл снова обратиться к астрономии.

Вспомним, что Зодиак – это расположение на небесной сфере по кругу через равное расстояние наиболее известных двенадцати созвездий, большинство из которых ещё с тех мифологических времён имеют названия и ассоциируются с лесными зверями – именно потому у древних греков «Зодиак» означало «Круг зверей».

На карте Звёздного неба круг Зодиака отражён своей проекцией – линией годичного движения Солнца по зодиакальным созвездиям, которая называется эклиптика. В течение года Солнце равномерно и по кругу по очереди «навещает» каждое из этих созвездий, каждого из этих «зверей», распоряжаясь сменой времён года – действительно, «Прямой небесный Господин» над небесным «Кругом зверей»,

И именно потому мифологическим истоком имени волшебника «Мерлин» является ассоциация его с всемогущим волшебником, Солнцем.

Солнце – «Повелитель Зверей Зодиака», Мерлин – «Повелитель Зверей». Солнце по очереди сливается со зверями Зодиака, Мерлин способен принять облик зверя.

При помощи волшебника Мерлина (Волшебника Солнца, которое меняет морозную зиму на тёплое лето) Король Артур (чудесная звезда Арктур, самая яркая звезда в Северном полушарии звёздного неба) успешно вытаскивает меч, воткнутый зимой, вблизи Северного полюса, в замёрзший, окаменевший на морозе лёд (см. вставку на моей иллюстрации).

 

 

*   *   *

 

И в заключение о звёздных истоках одного из самых загадочных легендарных сюжетов, о «Чаше Грааля».

«Святой Грааль» это в средневековых французских легендах – чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Христа. В этих же легендах говорится, что «Рыцари Круглого стола» постоянно пытались найти Святой Грааль, который вместе с копьём, пронзившим тело Христа, сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский.

Вот что пишет о «Чаше Грааля» историк П. Новицкий в «Историческом экскурсе» (там он, прежде всего, ссылается на Кретьена де Труа (примерно 1130–1180), основоположника «куртуазного романа»):

«Пятый, последний и незаконченный роман Кретьена «…Повесть о Граале»… подарил миру самый таинственный артефакт, сущность и происхождение которого до сих пор пытаются постичь миллионы людей…

Само слово Грааль»… придумал Кретьен… Нигде оно не встречается, пусть экзальтированные эпигоны «находят» его чуть ли не в Библии… В начале XIII в. этическая сторона рыцарского романа приобрела тенденцию к некоторой сакрализациии, символы, начертанные Кретьеном де Труа в своём последнем романе, укладывались в неё как нельзя лучше.

Первым их использовал в таком ключе Робер де Борон. Он написал, в 1200 г., предысторию Грааля, поэму об Иосифе Аримафейском. Несмотря на то, что этот персонаж взят из апокрифического «Евангелия от Никодима», он мигом прописался, во всех смыслах, в артуровский цикл. У Борона Иосиф, ученик Христа, собрал его кровь в чашу… Окровавленное копьё – напоминание об ударе копьём, нанесённом распятому Христу… Иосиф уехал в «Британию» проповедовать христианство и основал там братство хранителей Грааля… Концепция Грааля, как высшей священной реликвии, стала основой целой ветки артуровского цикла» (конец цитирования).

Не удержался историк П. Новицкий от хлёстких выпадов («экзальтированные эпигоны») в сторону оппонентов. Но давайте снова обратимся к моей иллюстрации, где Полярная звезда, как Христос, распятый на кресте, тоже «распята» на пересечении «Нулевого небесного меридиана» и «Небесного экватора» – этот «Крест» я на иллюстрации специально выделил (и это тоже древнейший звёздный исток легендарного сюжета о распятии Христа).

А само созвездие Малая Медведица – именно оно своими очертаниям и положением в центре «Полюса Мира» является звёздным истоком загадочной «Легенды о Граале». И это особенно становится понятным, когда наступает весна, и Король, звезда Арктур, поворачивает звёздное небо вокруг «Полюса Мира» на 90 градусов – вот он в явном виде «Ковш (чаша) Грааля» с накапавшей внутрь, с копья, кровью Христа (см. на моей иллюстрации также и вставку вверху, слева).

И становится вполне логичным предположение о том, что древние авторы, сочинявшие легенды о Христе, включая евангелистов, не рождали свои идеи на пустом месте, «из ничего», а имели в руках именно такую карту звёздного неба, на которую я здесь уже не раз ссылался. Кстати, это и есть моё личное открытие о прямой и конкретной в деталях связи мифологических сюжетов с очертаниями и расположением на звёздном небе созвездий и их наиболее значимых звёзд.

Здесь на иллюстрации я привёл только фрагмент карты Северного полушария звёздного неба с Полярной звездой в центре. Но если с этой картой в руках перечитать ещё раз древнегреческую «Одиссею» Гомера (и не только её), то не так уж трудно обнаружить звёздные истоки и сюжета, и отдельных самостоятельных фрагментов этой легендарной древнейшей поэмы.

 

 

*   *   *

 

В заключение напомню три стадии прохождения каждого нового открытия:

  • Сначала оппоненты говорят: «Этого не может быть, потому, что этого не может быть никогда!».
  • На второй стадии они говорят: «Да, это может быть, но ведь это всем известно!».
  • И только на третьей стадии они сквозь зубы цедят: «Пожалуй, всё-таки, в этом что-то есть».

 

 

 

Библиография

 

 

1. Пётр Новицкий. «Бретонские романы, или Кто придумал короля Артура» (исторический экскурс). Журнал «Новая Литература», апрель 2024.

 

2. Евгений П. Парамонов. «Тайны звёздного неба в старинных текстах». 2022, ISBN 978-620-0-09149-9.

 

3. Евгений П. Парамонов. «Нераскрытые тайны Данте и Пушкина». 2022, ISBN 978-620-5-49703-6.

 

 

 

 


 


[1] См. библиографию в завершение эссе, п. 2.

 

[2] См. библиографию в завершение эссе, п. 3.

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2024 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
1177 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.05 на 16.06.2024, 14:06 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

10.06.2024
Знакома с «Новой Литературой» больше десяти лет. Уверена, это лучшая площадка для авторов, лучшее издательство в России. Что касается и корректуры, и редактуры, всегда грамотно, выверенно, иногда наотмашь, но всегда честно.
Ольга Майорова

08.06.2024
Мне понравился выпуск. Отметил для себя рассказ Виктора Парнева «Корабль храбрецов».
Особенно понравилась повесть «Узники надежды», там отличный взгляд на проблемы.
Евгений Клейменов

07.06.2024
Ознакомился с сентябрьским номером Журнала перед Новым годом. Получил большое удовольствие!
Иван Самохин



Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!