Вера Панченко
Критическая статьяЗаметки об эстетике трёх забайкальских поэтов
![]()
![]()
В городах и весях России много отличных поэтов – факт известный, но мне ближе всех забайкальские – мои земляки. Три поэта (в алфавитном порядке) – Виктор Балдоржиев, Михаил Вишняков, Борис Макаров – из старшего поколения, и мне примерно понятны пути их творческого становления. А самое главное то, что у вышеназванных поэтов – масштабная, самобытная, художественно полнокровная и этически здоровая поэзия. И многими своими достоинствами, я уверена, они обязаны родной забайкальской земле, красотам её рельефов и природы. Родная земля – их общая основа, физическая, но есть ещё и метафизическая (культурологическая) – это эстетика. Поэзия – такая страна, где всё, что оказалось на её просторах, судится по законам эстетики. Творчество наших поэтов – превосходный, полный ответ на все эстетические требования. Авторы в процессе работы над произведением, разумеется, о них не думают – здесь задача для аналитика. Что такое эстетика? По-моему, это дорога к совершенству или, по крайней мере, к законченности форм. Стихотворная форма, внешняя и внутренняя – многопланова, стало быть, и эстетическое решение стиха также имеет много аспектов. Мелодика строки, колорит и точность метафор, стройное развитие мысли и – многое другое… Вот стихотворение Виктора Борисовича Балдоржиева.
Как пращур
Строки насквозь пронизаны аллитерацией, и эта лёгкая певучая звонкость держит высоко над собой изобразительную структуру стиха. Цветовые мазки лаконичны, выразительны, полновесны. Неожиданное смешение двух цветов в первой строке, метко схваченное определение «зеленеющей» во второй, заставляющее увидеть яркую картинку вечерней замерзшей реки – объёмный, уверенный в себе визуальный ряд. Семантическое наполнение стиха – такое же лаконичное. Одним образом «как пращур мой древний» автор создает бездонную вертикаль времени. И слово «несмело» закрепляет эту вертикаль: эмоционально во временах ничего не изменилось – простор читательскому воображению даётся полный. Звезда, отражённая во льду, светит с вышины – она же и мироздание, в котором невероятно холодно… И здесь, на земле, на этой реке, – тоже холодно. Но какой спасительный, позитивный заключительный удар: «А во льду полыхает звезда». А может, и не спасительный – и весь огромный холодный мир с полыхающей звездой равнодушен к одинокому человеку на льду… В любом случае, здесь каждое слово – под током высокого напряжения. Напряжение это – эстетическое. Стихотворение «Как пращур» лучится, словно искусно огранённый драгоценный камень… К стихам Виктора Борисовича ещё вернусь в конце заметок.
Михаил Евсеевич Вишняков, на мой взгляд, по психологической характеристике – экстраверт. В этом убеждают стихи – они по преимуществу длиннострочные и многострофные, строятся неспешно, из широких повествовательных полотен.
Теплынные ветры стучат в мою дверь,
Его повествования густо и надёжно оснащены неожиданными эпитетами:
Здесь,
Наряду с эпитетами строку двигают, заряжают энергией жизнестойкие сравнения:
Крепок август,
Точный глазомер нередко выдвигает на передний план метафору:
Не спал Дозор, прислушивался, и,
Немало есть у Михаила Евсеевича и короткострочных, компактных стихов. Вот одно из них – о невозможности запечатлеть в себе все красоты безбрежных природных картин.
Всей брусники, спеющей в распадке,
В форме отрицания – не успеть, не напиться, не потрогать – поэт занят утверждением красоты мира. В этих строках особенно выявляется его художественное свойство соизмерять себя с миром. Каждым изобразительным средством, каждой семантикой поэт как будто сопоставляет себя, свои возможности с масштабом окружающего мира – с мастеровыми сельчанами, любимой женщиной, даурской степью, лесным зверем, многокрасочной тайгой… У поэта есть дополнительный угол зрения – по-моему, черта экстраверта – который помогает ему пропускать фактуру через свой художественный фильтр. При этом идёт колоссальный подсознательный отбор лексики, единственно необходимой для данной формы и её содержания… В результате читатель обогащает свой языковой запас, своё духовное пространство, которое, на мой взгляд. представляет собой, главным образом, иррациональность, часть которой, как предмышление, состоит из образной системы и всегда нуждается в художественной подпитке. Обильно питает нас Михаил Евсеевич живописью и величием своей поэзии. Чем ярче поэзия – тем необходимее читателю.
Борис Константинович Макаров держит в своих руках кисточку тонкую, нежную – для акварели.
Осеннее утро
Но даже в этом утреннем безмятежном мире нет однородности – в него вплетается громкий плач одинокой пичуги, на который откликается поэт всей глубиной своей восприимчивости. Поэт жаждет гармонии, но в реальности её нет. И уже сложное чувство владеет им, соединяющее в себе противоречивые движения души. Поэт зорок – он видит за этими противоречиями нечто более глубокое: крайности бытия.
Птицы
Крайности бытия – это жизнь и смерть, и отчаянная схватка между ними, в неисчислимых вариантах и проявлениях которой – разрушение и созидание, негатив и позитив. Творческое подспудное мировосприятие поэта как цельной личности – гармоническое (главный эстетический посыл), и это единство мира диктует автору позитивное решение природной драмы, наделяя перелётных птиц глубиной чувства любви и гуманности, по сути дела, своими чувствами. Поэты – созидатели по определению, не могут не реагировать на разрушительные процессы в реальной жизни, понимая их особенно глубоко и болезненно именно с позиций созидателей и творцов красоты.
В своём измерении беспредельных величин и трагичного обнажения коллизий мыслит о бытийных процессах Виктор Борисович Балдоржиев:
Мы уходим… А разве мы жили?
Непримиримый, критический анализ реальности в поэзии имеет прямое отношение к эстетике. Позволю себе сравнить его с точностью диагностики: исцеляйтесь, господа, очищайте свой внутренний мир, направляйте свои устремления в чистое русло положительных чувств и поступков. Эстетическое руководство вам дано! Мне кажется, здесь уместно вспомнить о древнегреческом катарсисе. Удивительно, что историческая толща времен пронизывается единым свойством поэзии/искусства и единой во все времена потребностью человечества в этом свойстве. Высокохудожественная поэзия (читатель пусть сам решает, сколько шагов нашим поэтам до совершенства) вызывает в душе читателя возвышенные, позитивные чувства – о чем бы она, поэзия, ни поведала – своей структурой, законченностью форм, своим живописным колоритом, несущим жизнелюбие. Живой организм стиха не только передаёт замысел автора вкупе со всем его духовным полем, но он и сам создаёт свои горизонты и свой эстетический настрой. Вот почему, вникая в строки наших поэтов, мы, читатели, всегда – в высоком полёте.
Я спал в степи и был природой,
Заканчиваю свои заметки этой лирично-торжествующей нотой Виктора Борисовича о самом, наверное, его сокровенном. Родная и горячо им любимая земля по-матерински щедро наградила его натуру не только чувством красоты, но и победным талантом, умеющим в благородных формах стиха передать глубину этого чувства своим современникам. Живая пульсация полнозвучной забайкальской поэзии – уникальное культурное явление, создавшее свой собственный портрет в контексте высокой русской эстетики.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 21.11.2023 Хороший журнал, много интересного. Искатель 27.10.2023 В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно. Александр Хакимов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||||||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Комбинированные вешалки цена - напольные вешалки magazin-veshalok.ru. . Что такое накладные светильники споты petrovich.ru. |