Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение краткой версии потребуется 12 минут, полной – 23 минуты | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 31.07.2015
Купить в журнале за июль 2015 (doc, pdf): ![]()
![]()
Осень, подарившую нам праздник в виде мультипликационного фестиваля[1], можно назвать особой ещё и потому, что этой осенью отпраздновал свой семидесятилетний юбилей, пожалуй, главный поэт от мультипликации, можно сказать «наше всё» – Юрий Норштейн. Его «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок» признаны лучшими мультфильмами всех времён и народов. И в этом смысле юбилей Норштейна не менее значим, чем то, что в этом же году семьдесят пять лет студи «Союзмультфильм». Сам Юрий Борисович как подлинный художник и поэт больше всего любит как раз осень с её первыми заморозками. А кроме того, эта увядающая природа в её печальной красоте буквально дышит в каждом из его гениальных мультфильмов. Художник даже признаётся, что часто импульсом к их созданию становились такие вещи, как сорванный с дерева порывом осеннего ветра лист, сама причудливая траектория его беспокойного одинокого полёта. Бывало, ключевым художественным образом оказывалась сорванная ветром, но уже не с дерева, а с головы героя, соломенная шляпа и, соответственно, уже её тревожный полёт в холодном осеннем небе. Ну а бывало, творческим порывом к созданию всего мультфильма оказывался не визуальный образ, а звуковой. Оказывается, что из шороха камыша родился мультфильм о Цапле и Журавле, где снова осень определяет всю красоту, всю поэзию мультфильма.
![]()
Кадры из мультфильма «Цапля и Журавль» (режиссёр Юрий Норштейн, 1974 г.).
А если ещё учесть, что аристократичного вида птицы расхаживают в полуразрушенном дворянском гнезде, то уходящая натура здесь проявлена во всех смыслах. Эта умирающая усадебная жизнь, кстати, придаёт мультфильму почти чеховскую интонацию. И недаром Норштейн озвучивать аристократичных птиц позвал Смоктуновского, блестяще тогда игравшего в спектакле «Вишнёвый сад». Так мультфильм, с которого сам Норштейн и ведёт отсчёт своего стиля, ещё и стал метафорой уходящей интеллигенции, всего аристократического сословия. И отсюда в нём так называемая поэтика руин.
![]()
Кадры из мультфильма «Цапля и Журавль» (режиссёр Юрий Норштейн, 1974 г.):
– Журанька! Журанька, я иду за тебя. Так до сих пор и ходят они друг за дружкой.
Мультфильмы Норштейна невозможно представить без живописных атмосферных явлений, и прежде всего, без тумана. Собственно, вслед за Цаплей и Журавлём был мультфильм о Ёжике, где туман уже выступил едва ли не самостоятельным персонажем. Впрочем, само пространство в картинах Норштейна всегда словно бы дышит вместе с героем. И такому явлению даже придумали специальный термин «Туманность Норштейна». Этому живописному приёму художник остался верен и в мультфильме по Гоголю «Шинель», и здесь границы между пространством и персонажем не отчётливы. Только вот, к сожалению, до сих пор в туманной перспективе остаётся вопрос о выходе мультфильма. Работа над ним затянулась – по разным причинам – на десятилетия, и коллеги даже в шутку подарили Норштейну приз «Золотая черепаха». Хотя Юрий Борисович и раньше создавал свои шедевры не быстро, и работа почти над каждым из них его буквально засасывала. Исключением тут стал мультфильм о тех самых болотных птицах, который рождался с лёгкостью и связан был с небывалой творческой окрылённостью. Но вот дальше, уже с «Ёжика», художник становился всё отвественнее и беспощаднее к самому себе. И в этом смысле работающий сейчас над мультфильмом по Гоголю, сам Юрий Борисович чем-то похож на Николая Васильевича, сжёгшего второй том «Мёртвых душ». Ведь ещё в случае с «Ёжиком» из-за темперамента художника, можно сказать, погиб целый том о Ёжике, целая энциклопедия рисунков, каким бы он мог быть. Что же касается мультфильма «Шинель», то работа над ним превратилась для Юрия Борисовича в своего рода поединок, дуэль с Николаем Васильевичем.
![]()
Кадры из фильма «Вышел ёжик из тумана» (режиссёр Олеся Фокина, 2011 г.).
Журналисты уже даже подтрунивают: мол, художник, гений отпраздновал свой юбилей этой осенью в недошитой шинели. Но, как бы там ни было, уже даже рабочие материалы к мультфильму стали достоянием мировой мультипликации. И уж, по крайней мере, один день из жизни Акакия Акакиевича снят. И снят гениально.
![]()
Кадры из рабочих материалов к мультфильму «Шинель» (режиссёр Юрий Норштейн).
Мультфильм «Шинель», на первый взгляд, не похож на всё то, что Норштейн делал раньше. Тут и стиль чёрно-белый, как бы немого кино. И хронометраж задуман небывалый – шестьдесят минут, это, учитывая, какой колоссальный труд стоит за каждым рукотворным кадром. Да и, наконец, сам подслеповатый персонаж, в общем, нетипичен. Во всяком случае, раньше у героев Норштейна были большущие глаза, прямо как блюдца. Собственно, найти их для художника и было главной задачей при создании образа. С ними же и возникали проблемы. Киноначальникам чудилась в этих большущих печальных глазах тоска еврейского народа. Так вот, что касается уже глазок Акакия Акакиевича – их у него практически нет, ну так, щёлочки – но зато какая богатая мимика! Он неустанно шевелит губами, носом и вообще всем, чем только можно пошевелить, чего, опять-таки, раньше у персонажей не наблюдалось. Но, с другой стороны, подслеповатый Акакий Акакиевич не просто похож на остальных героев Норштейна, связан с ними, можно сказать, пуповиной. В мультфильме есть такая, скажем, интимная сцена, когда тщедушный Акакий Акакиевич переодевается в своей комнатке. И этот эпизод не что иное, как прямая самоцитата ещё из раннего мультфильма о Зайчике, живущем в избушке. Оба затюканных жизнью героя вдруг застесняются, засмущаются и закроются от нас, от зрителей, занавесочкой. То есть Акакий Акакиевич получился этаким состарившимся Зайчиком. Помимо родственной близости с Зайчиком, безусловно, в Акакии Акакиевиче есть что-то и от тихого, затравленного жизнью Ёжика. И даже от маленького и такого же одинокого Волчонка из «Сказки сказок». Только вот если Волчка уличная жизнь города лишь запугает, то в случае с Акакием Акакиевичем ситуация, как известно, печальнее: вся эта кутерьма Невского проспекта, эти снующие туда-сюда люди, сама жизнь огромного города Петербург действительно раздавит маленького героя. Но при этом Башмачкин оказался интересен Норштейну не просто как так называемый маленький человек, а куда более сложный образ. Вспомним финал повести, когда Акакий Акакиевич мстит всему миру, срывая шинели со всех прохожих. Мстит он, правда, уже в виде приведения, но в самой этой страшной мести маленького человека Норштейн увидел многомерность и повести и самого персонажа. Хотя, в принципе, всем известно, что Башмачкин вообще двойственная фигура. Механично переписывая буковки, к творчеству он не имеет никакого отношения. Но, переписывая их, он переживает немыслимое вдохновение. И вот, придумывая физиономию героя, художник всматривался в фотографии самых разных гениальных людей, живущих вдохновением. Скажем, пригодилась фотография Капицы: четы лица гениального физика так или иначе перекочевали в физиономию Башмачкина. И ещё о сходстве с портретами выдающихся личностей. Многие заметили, что Акакий Акакиевич как самый что ни на есть петербуржский персонаж, похож на другого, тоже петербуржского, тоже маленького, но и очень, скажем так, выдающегося персонажа – Владимира Владимировича. Первыми это заметили не мы, а убитая ещё в начале нулевых журналистка Анна Политковская. И действительно, не поспоришь: тут вам и нос, и губы, и глаза, да и само это удвоенное имя. В общем, Акакий Акакиевич это ещё как бы не состоявшийся состарившийся Владимир Владимирович. Кстати, сам Норштейн признаёт сходство и говорит, что ему как мультипликатору лицо Путина очень интересно. Но само совпадение считает случайным. Ну а как иначе? Рисовался-то персонаж, когда сам Путин жил ещё тайной жизнью, сокрытой от глаз, и о нём ещё точно никто не слышал.
![]()
Кадры из рабочих материалов к мультфильму «Шинель» (режиссёр Юрий Норштейн).
В целом чего только не увидишь в Акакии Акакиевиче, учитывая, что сам Норштейн называет его персонажем космического масштаба. Пожалуй, самое важное для художника, что Башмачкин вроде как сама кротость – имя-то его, Акакий, взятое из святок и помноженное надвое означает как бы кротость в квадрате – и в то же время Башмачкин, живущий как в коконе, не просто человек в футляре, а равнодушный эгоист. И, как говорит сам Норштейн, Башмачкин это космическая глухота. Особенно когда целью жизни стала покупка шинели. В этой связи Норштейн ещё любит приводить слова из Евангелия – «Где сокровища ваши, там и сердце ваше» и даже называет всю повесть Гоголя как бы отдельной главой из Библии. Ну или притчей о погружении во тьму. Может быть, ещё поэтому художнику так непросто завершить работу над мультфильмом. Ведь прежде его маленькие герои хоть и оказывались на краю гибели, и вокруг них также сгущалась тьма, но они всегда чудесным образом спасались. И главное, именно свет был сквозной темой его мультфильмов. Свет как особая энергия и движение навстречу ей.
![]()
Кадры из мультфильма «Сказка сказок» (режиссёр Юрий Норштейн, 1979 г.).
Пронзительнее всего эта энергия света чувствуется в «Сказке сказок». Но можно вспомнить и недетский мультфильм о Ёжике, все мысли которого заняла Лошадь, буквально излучающая свет.
![]()
Кадры из мультфильма «Ёжик в тумане» (режиссёр Юрий Норштейн, 1975 г.).
Эта светящаяся Лошадь, собственно, и определяет всё движение маленького героя, ради неё он и отправился в смертельно опасное путешествие. И тут важно ещё то, как приходит само спасение. Помните, как Ёжик не выдерживает нахлынувшего на него ужаса, всех этих демонических сил, впадает в кому и плывёт по ночной реке, сложив лапки кверху?
![]()
Кадры из мультфильма «Ёжик в тумане» (режиссёр Юрий Норштейн, 1975 г.).
То есть мысленно он себя уже похоронил, по сути, он покойничек. И в таком же состоянии мы застаём Зайчика из другого мультфильма Норштейна. Он также лежит без чувств как убитый.
![]()
Кадры из мультфильма «Лиса и заяц» (режиссёр Юрий Норштейн, 1973 г.).
И вот если Зайчика подымет на ноги, а по сути, воскресит Петушок, то Ёжика спасёт Рыба. Петух, всем мы знаем, символ победы света над силами тьмы. А рыба так вообще это самый известный раннехристианский символ самого Христа. Нет, ну конечно, в этих недетских мультфильмах есть и психологический, и социальный подтекст. Скажем, Зайчика довели до такого предсмертного состояния посягательствами на жилплощадь. Но главное – это, безусловно, пробивающаяся энергия света сквозь тьму. И недаром в шедевре о Ёжике, прошедшем все круги ада, последний кадр – та самая Лошадь, излучающая свет. Прямо как в одном из шедевров Тарковского, где после всех падений, испытаний героя, именно пасущиеся на лугу лошади становятся таким завершающим гармоничным светлым аккордом всего фильма.
![]()
Кадры из фильма «Андрей Рублёв» (режиссёр Андрей Тарковский, 1966 г.).
Что касается Тарковского, мы здесь не сделали какого-то открытия. Давно замечено, что таинственность мультфильмов Норштейна, их поэтика, обращённость к свету, гармонии, сближает их с картинами Тарковского. Вот скажем, тот же Ёжик. Он же блуждает в сумрачном лесу, полном опасных ловушек, прямо как герой фильма «Сталкер». И само вот это блуждание по неизвестному и очень опасному пространству становится метафорой блужданий по закоулкам собственной психики, метафорой познания самого себя.
![]()
Кадры из фильма «Сталкер» (режиссёр Андрей Тарковский, 1979 г.).
Нечто подобное происходит и в фильме «Солярис», во вступлении которого и образный ряд во много повторяет мультфильм Норштейна. Всё тот же лес, лошадь, туман и сам одинокий герой.
![]()
Кадры из фильма «Солярис» (режиссёр Андрей Тарковский, 1972 г.).
И вообще, что касается этого мотива блужданий, близость двух гениев можно прочувствовать даже в том, что и у Норштейна, и у Тарковского, пожалуй, самая любимая картина – это «Возвращение блудного сына». Собственно, её Тарковский и процитировал в финале фильма «Солярис».
![]()
Кадры из фильма «Солярис» (режиссёр Андрей Тарковский, 1972 г.).
Да и, наконец, сам образ родительского дома роднит творчество двух гениев. И в этом смысле автобиографичный мультфильм «Сказка сказок» можно назвать как бы мультипликационным аналогом автобиографичного фильма «Зеркало». Только у Тарковского это погружение в мир родительского дома, в послевоенный мир детства.
![]()
Кадры из мультфильма «Сказка сказок» (режиссёр Юрий Норштейн, 1979 г.).
Также исключительно важен материнский образ. Я уже не говорю о таких общих вещах, как музыка Баха и то, что оба художника наполняют пространство картин природными стихиями. Это и вода, и ветер, и огонь – в общем, всё то, без чего невозможно представить фильмы Тарковского и мультфильмы Норштейна. Через кадры из гениального мультфильма мы и выйдем ко второй части передачи – к записанному накануне интервью с самим гением.
![]()
Кадры из мультфильма «Сказка сказок» (режиссёр Юрий Норштейн, 1979 г.).
Роман Оленев: Юрий Борисович, вы часто говорите, что «Сказка сказок» как-то для вас созвучна с таким ветхозаветным поэтическим текстом, как «Песнь песней». Казалось бы, может возникнуть вопрос невольно: ведь там, по-моему, главная тема всё-таки – путь человека к Богу, метафорически…
Юрий Норштейн: [...]
[1] «КРОК» – международный фестиваль мультипликационных фильмов, проводимый в России и на Украине с 1989 года (первоначально проводился раз в два года, с 1998 – ежегодно). «Крок» призван способствовать взаимодействию двух пластов мультипликации: авторской и заказной. Название фестиваля в переводе с украинского означает «шаг». С 1991 года фестивали проходят в речных круизах на теплоходах по рекам СНГ. 18-й КРОК прошел c 24 сентября по 3 октября 2011 года на борту теплохода «Принцесса Днепра» по маршруту Киев – Запорожье – Севастополь – Одесса. В этом конкурсе участвовали 130 фильмов из 40 стран мира (прим. ред.).
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 21.11.2023 Хороший журнал, много интересного. Искатель 27.10.2023 В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно. Александр Хакимов 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
|||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Установка и подключение люстры егорьевск petrovich.ru. . призрачный сервер аудиокниги . Обзор матча "Вильярреал" - "Ливерпуль" 3 мая 2022 Лига Чемпионов |