Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.03.2015
Купить в журнале за февраль 2015 (doc, pdf):
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 Часть 4
Кадры из фильма «Сказка про темноту» (режиссёр Николай Хомерики, 2009 г.):
– Пока, Димыч. Я люблю тебя. – А ты мне на […] не нужна.
Итак, где Пустота, там апатия, которая в российском кино уже традиционно стала выражаться, в том числе, посредством мата. Произносятся эти матерные слова героями обычно именно так вяло, как бы сквозь зубы, что ещё раз подчёркивает внутреннюю опустошённость. Да и само по себе уже внедрение матерной лексики в современное искусство и кино в частности – тоже следствие Пустоты, как результат утраты высоких смыслов. Вообще, чтобы осознать многоуровневость понятия Пустоты, даже не в смысле культурологическом, философском, а применительно чисто к жизни человека, достаточно вспомнить такое ёмкое доброе народное изречение: «Чтоб тебе пусто было». Здесь чувствуется пожелание и бедной жизни («пустой карман», «пустой кошелёк»), и голодной жизни («пустая каша», «пустые щи») и, наконец, Пустота в плане одиночества и неприкаянности. Вот и все герои российского артхаусного кино не только апатичны и небогаты, но ещё и одиноки, даже если окружены людьми. Ну а передавать же ощущение этой внутренней пустоты и одиночества новые авторы всё чаще и чаще предпочитают вкраплением в речь героев матерной лексики.
Кадры из фильма «Сказка про темноту» (режиссёр Николай Хомерики, 2009 г.):
– Научиться танцевать в одиночестве можно. Нам же не на балу. Просто это гораздо дольше по времени. Ну вы такая красивая, свежая, несмотря на свою работу. Извините. – Я бы хотела быть какой-то другой. Не такой сухой и старой. – Какая вы старая? Вы замечательная! Вы свежая, свежая, посмотрите, как хорошо выглядите. – А то я какая-то одинокая пи…лина. – Вы не теряете чувство юмора. Ладно. Юбку надо только сменить, хорошо? К понедельнику. До свидания. – Спасибо.
И ещё, в качестве одного, уже последнего примера касательно прямой связи Пустоты во всех её формах и матерной лексики в новом российском артхаусном кино возьмём фильм Ивана Вырыпаева «Эйфория». Здесь всё просто в чистом, в наглядном виде. Режиссёр поместил современных героев в голую пустую степь. Тут вам и русские пустые пространства, и русская тоска, и русский мат. В общем, очень русскую историю хотел создать Иван Вырыпаев.
Кадры из фильма «Эйфория» (режиссёр Иван Вырыпаев, 2006 г.):
– Галь, тебя чё, изнасиловали? Чё случилось, а? – Ой, Паха. Я щас вон там вон, за оврагом, так классно по…лась. – Коза!
Так, как видим, мотив Пустоты в фильмах, рассчитанных, прежде всего, на кинофестивали, проступает и в открытых пространствах, и во внутренней опустошённости героев, и в матерной лексике, да и, наконец, в отсутствии элементарного диалога, в отсутствии эмоционального контакта. Так, уже, скажем, в фильме «Сказка про темноту», помимо того, что там само пространство кадра заполнено как бы не до конца, есть эпизод, когда герои общаются друг с другом через целлофановую плёнку. И вот этот сам диалог – он лишён смысла. Именно, что пустой разговор – и содержательно, и эмоционально. Но с ещё большей внятностью эта проблема взаиморазделённости, отсутствия эмоционального контакта, внутреннего вакуума звучит в работе Василия Сигарева «Волчок». И, кстати, мелочь, но этот эмоциональный холод, в данном случае между матерью и дочерью, передаётся активным использованием режиссёром синих красок, в целом холодной цветовой гаммой.
Кадры из фильма «Волчок» (режиссёр Василий Сигарев, 2009 г.):
– Я курила и пыталась вспомнить, о чём мы когда-либо разговаривали с матерью. О чём мы с ней говорили? И не могла вспомнить ничего. Мы не говорили с ней никогда. Все наши разговоры были пустыми, никчёмными. Или мы просто молчали. Я хотела ей сказать много, но не могла. Почему-то. О чём же мы будем говорить теперь? Как мы будем жить?
Если в обществе происходит такое ослабление межличностных отношений даже между самыми родными и близкими людьми, то что уже говорить о не знакомых друг другу людях? Вот уже ситуация, что называется, ни холодно ни жарко, то есть как бы нулевая точка в эмоциях. Когда тотальное равнодушие, когда никому никого не жалко, никому никого не больно. Недаром же даже появился балабановский фильм, который так и называется: «Мне не больно»[27]. Но мы возьмём в качестве примера гораздо более свежее кинособытие, фильм Алексея Мизгирёва «Бубен, барабан», отмеченный множеством призов.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|