HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Роман Оленев

Лия Ахеджакова

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 12 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 25.11.2013
Иллюстрация. Лия Ахеджакова. Кадр из фильма «Служебный роман»

 

 

 

Здравствуйте. О сегодняшней нашей героине Рязанов как-то сказал: «Чтобы стать актрисой с таким ростом – метр пятьдесят – нужно быть невероятно талантливой». Он же её назвал Чаплином в юбке. Вы уже, наверно, догадались, что речь пойдёт о замечательной Лии Ахеджаковой. Для неё самой вот это сравнение Рязанова – это  высшая похвала, ведь именно трагикомедийность – главное, что определяет её талант. У Ахеджаковой действительно очень редкое, и тем более, для женщины, дарование – смесь гротеска и лиризма. Созданные ею образы маленьких комичных женщин немного не от мира сего – явление уникальное в нашем кинематографе. Кажется, нет того, кто не любил бы созданных ею персонажей. И даже уже одно упоминание её имени вызывает добрую улыбку у самых разных людей. Сама Ахеджакова, мечтавшая ещё с юности о роли Джульетты, говорит, что всю жизнь пыталась убежать от образа смешной, доброй и придурковатой обезьянки. Но в сознании большинства зрителей она была и остаётся, прежде всего, блистательным игривым клоуном, умеющим рассмешить легко и элегантно.

 

Кадр из фильма «Изображая жертву»

 

Кадры из фильма «Изображая жертву»:

 

– Когда я на пенсию с ТЮЗа ушла, он мне говорит: «На каждом углу в ресторанах теперь у всех самураи стоят».

– Самураи?

– Да. Но в таких, он имел в виду, как у нас ресторанах. Да, эти вон, самураи. Вот, а ты, говорят, будешь пожилая японка с судьбой.

 

Начало актёрского пути Ахеджаковой действительно связано со сценой ТЮЗа, где она играла поросёнка Наф-Нафа. Причём, поначалу играла эту роль третьим составом, пока основная исполнительница была беременна. Потом она переиграла всех трёх поросят, пока все актрисы рожали. Играла даже ноги курицы, изображая избушку Бабы Яги. По словам самой актрисы, единственный случай, когда в рамках ТЮЗа она получила образ, органичный своему характеру и своему дарованию – это роль ослика Иа. Ахеджакова считает, что это абсолютно адекватная ей личность. И ведь что главное в ослике – это его бесконечное одиночество и трагикомичность, поэтому слова актрисы очень показательны. Именно трагикомедийность и есть главный конёк Ахеджаковой. Её героини не только удивительно комичны и обаятельны, но, как правило, ещё и очень одиноки.

 

Кадр из фильма «Гараж»

 

Кадры из фильма «Гараж»:

 

– Мужа у меня нет, не было и, наверное, и не будет. А насчёт ребёнка, захочу – ещё одного заведу. Муж на сегодня не обязательно. Главное для женщины – дети. Знаете, сколько таких как я? И я счастлива!

 

Роли Ахеджаковой в кино, в основном, эпизодические или второстепенные. Режиссёры предпочитают использовать её как некую пряность, которая, однако, придаёт вкус всей кинокартине. Она пример актрисы, которая может всего лишь на миг появиться в кадре, и не только запомниться, но уже навсегда полюбиться зрителям. Недаром её называют королевой эпизода. Любую, даже самую маленькую роль она умеет превратить в шедевр. В любом эпизоде способна зацепить зрителя реально происходящей жизнью. Её появление в кадре похоже на появление шустрой мышки – она тут же приковывает внимание всех. Ахеджакова настолько ярка и заразительна, что даже её крошечной роли в фильме «Ирония судьбы» вполне хватило Рязанову, чтобы оценить уникальный её талант. С тех пор она стала одной из любимых актрис Рязанова. И так получилось, что именно в его фильмах, пожалуй, наиболее ярко и раскрылись её дарования. Неслучайно для многих она ассоциируется, прежде всего, с секретаршей Верочкой, от которой все узнали, что отличает деловую женщину от Женщины. Ахеджакова убедительнейшим образом показала, что любая женщина может быть обаятельной и красивой.

 

Кадр из фильма «Служебный роман»

 

Кадры из фильма «Служебный роман»:

 

– Вот что отличает деловую женщину от… Женщины?

– Что?

– Походка! Ведь вот как вы ходите?

– Как?

– Ведь это уму непостижимо! Вся отклячится, в узел вот здесь завяжется, вся скукожится, как старый рваный башмак. И вот чешет на работу, как будто сваи вколачивает! А мы как ходим?

– Ой, неужели я так хожу? Боже мой!

– В женщине должна быть загадка. Головка чуть-чуть приподнята, глаза немножко опущены. Здесь всё свободно. Плечи откинуты назад. Походка свободная от бедра. Раскованная свободная пластика пантеры перед прыжкам. Мужчины такую женщину не пропускают!

 

А вообще-то по сценарию в роли секретарши должна была быть эффектная длинноногая красотка. Ну, какой и полагается быть секретарше. Но Рязанов утвердил на роль, как он сам выразился, очаровательную малявку. И Ахеджакова, несмотря на свой маленький рост, неправильные черты лица и писклявый голос, сумела покорить своим обаянием и талантом всю страну. Надо сказать, что, по словам самой Ахеджаковой, актрисой она стала не благодаря, а вопреки. Ещё её отец, актёр и режиссёр, предупреждал, что с её внешними данными ей будет очень туго в профессии, что ей даже грозит играть только травести. Травести – это такое амплуа актрисы, когда она исполняет роли мальчиков и подростков. Ахеджакова и сама понимала, что в каноны востребованной актрисы, у которой должны быть рост, фигура и тому подобное, она никак не вписывается. Но покорила она всех не этим, а неповторимым талантом и детским задором.

 

Кадр из фильма «Гараж»

 

Кадры из фильма «Гараж»:

 

– Я могу сама раздеться без посторонней помощи. Я просто боюсь, что это не доставит удовольствия присутствующим.

– Да уж, это действительно.

– Так понятно хорошо. Товарищи, кто будет меня обыскивать?..

– Сейчас будет стриптиз!

– Что вы?

– Она с ума сошла!..

 

Мы уже сказали, что комедийность Ахеджаковой необычна. За ней читается грустная ирония. В игре актрисы с детской непосредственностью и лукавым юмором часто соседствуют ноты драматизма. Её героиня – это почти всегда бедолажка, попадающая из одной неприятности в другую. Как правило, это одинокая, наивная, нескладная, маленькая женщина. Очень комичная, но настолько же и по-детски трогательная. В общем, взрослый ребёнок. Может быть, как нигде, это чувствуется в эпизодической роли в фильме «Двадцать дней без войны». У героини Ахеджаковой поведение и интонация то ли женщины, то ли застенчивой девочки, рядом с которой солидно и взросло выглядит её двенадцатилетний сын. Некоторые критики даже считают, что эта маленькая роль – лучшая работа актрисы в кино.

 

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

 

Кадры из фильма «Двадцать дней без войны»:

 

– Понимаете, тут в октябре, проездом был один сотрудник моего мужа. Они ещё до войны занимались вместе конным спортом. Понимаете, он сказал, что мой муж ушёл с рейдом по немецким тылам, и почему-то передал мне свои часы. Передал мне свои часы…

– Ну и что? Он ждал, чтобы вы продали их, если туго будет, вот и всё.

– Да вы понимаете, но… Он четыре месяца не пишет. Нету писем. Совсем. Я начинаю думать…

– А вы не думайте! Ждите, и всё!

– Да?

– Да!

– Вы так считаете?

– Четыре месяца это не срок. И рейды бывают длинные. Да.

– И Вадик так считает.

– Я ей тысячу раз говорил, а она ничего не понимает! Ну ведь кони же не танки, им горючего не надо. А она ничего не понимает!

– Да я понимаю! Ну, часы… Ему же там нужны часы!

– Ну и что, я свей дочери тоже прислал! Таких случаев сколько угодно.

– Да?

– Да.

– Вы знаете, я абсолютно с вами согласна. Просто мне очень важно было это узнать от вас, от фронтовика. Большое вам спасибо!

– Пожалуйста.

– Большое спасибо!

 

Героини Ахеджаковой всегда по-чаплиновски смешные и забавные, и по-чаплиновски же одиноки. Пожалуй, единственное исключение – это роль в фильме «Служебный роман», где её героиня, в общем-то, востребованная модная кокетка, дающая уроки, как стать настоящей женщиной. И всё-таки даже там её возлюбленного мы так и не увидим. Мы можем только лишь услышать, как она мило беседует с ним по телефону.

В этом смысле очень показательна и закономерна её роль в фильме «Москва слезам не верит». Как всегда, очень забавная героиня Ахеджаковой возглавляет клуб по знакомству одиноких женщин и мужчин, тем самым соединив в себе так свойственные ей качества – заводную активность с одиночеством. И, в общем, понятно, что перед нами сапожник без сапог.

 

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

 

Кадры из фильма «Москва слезам не верит»:

 

– А вам, например, известно, сколько в стране одиноких людей?

– Известно, к сожалению.

– Ведь это угрожающая цифра, честное слово! В одной только Москве – угрожающая цифра! Ведь одинокий человек – это что такое? Падает рождаемость, алкоголизм возрастает. Всё это отражается на производительности труда. В конечном счёте одинокий человек неполноценно трудится. У него голова забита совершенно другими проблемами. Вы с этим согласны?

– Это спорный вопрос…

– Ну что ж, давайте поспорим, пожалуйста!

 

Хороший актёр или актриса – это всегда неожиданное сочетание, казалось бы, несоединимых качеств. В героинях Ахеджаковой беззащитность, хрупкость и нескладность часто соседствуют с боевой решимостью и волевым темпераментом. Уже в первой значительной роли, которая была, кстати, написана специально для неё, Ахеджакова сыграла непростой образ. Ей пришлось быть и белой вороной, и сильной малышкой. Мы имеем в виду её участие в фильме «Гараж». Актрисе бесподобно даются роли маленьких женщин, в которых бушует целая буря эмоций – от застенчивости до абсолютной раскованности и упёртости.

Она и в жизни такая. Когда ещё Лия решила поступать на журфак, на экзамене она так разволновалась, что забыла собственное имя. Зато, поступая в театральные вузы, не испугалась слов о том, что хотя она и талантлива, актрисой она никогда не станет. Она знала, что станет.

 Удивительная решимость в этой маленькой женщине проявилась в том, что она – единственная, кто наотрез отказался от съёмок в фильме «Ирония судьбы. Продолжение». Хотя её уговаривали, на неё давили, её соблазняли большими деньгами, но Ахеджакова сказала Бекмамбетову, что на её сердце лейбл «Рязанов». Зато у неоднозначного, но, бесспорно, талантливого режиссёра Серебрянникова она с удовольствием снялась в фильме, сыграв подвыпившую официантку в японском ресторане. И её даже не смутило, что в фильме очень много ненормативной лексики.

 

Кадр из фильма «Изображая жертву»

 

Кадры из фильма «Изображая жертву»:

 

– Что, из сырой рыбы готовите?

– Да.

– И что, заказывают?

– Да.

– И едят?

– Да!

– Зае… Зашибись. И что, сколько стоит?

– Да по-разному. Вон, в меню одних этих суси пятнадцать разновидностей. От шестидесяти рублей за одну порцию!

– Да?

– Ага…

 

Для Ахеджаковой лучше сняться в рискованном с этической точки зрения артхаусном фильме, чем в каком-нибудь коммерческом ремейке. Когда ей объясняют, что сейчас идёт эпоха ремейков и они побеждают в кино, она пожимает плечами и говорит, что становиться на сторону победителя – это так неинтеллигентно. Она, например, никогда не будет сниматься в сериалах, зато с лёгкостью сыграет пожилого бомжика, который может и смачно матернуться. Она не побоится выглядеть в кадре карикатурной, смешной, а подчас и безобразной. Главное для неё – понимать, что фильм, в котором она снимается – это не схематичный примитив, что в нём есть глубина и живые эмоции.

 

Кадр из фильма «Небеса обетованные»

 

Кадры из фильма «Небеса обетованные»:

 

– Ну какой интересный мужчина, Фима.

– Катя, а знаешь что? Ты только на этого мужика глаз свой блядский больше не клади. Ладно?

– Ага.

 

Фильм Рязанова стал, с одной стороны, пиком гласности в позднесоветском кинематографе, а с другой стороны наглядно демонстрировал весь ужас и абсурд той эпохи. По сути это едва ли не последняя трагикомедия, снятая уже в годы предсмертной агонии советской власти, когда вчерашние интеллигенты, художники спивались и становились бомжами.

Трагикомедийный талант Ахеджаковой выдвинул на одну из главных ролей в рязановском фильме. Абсолютно самозабвенно сыграв бездомную, спивающуюся, но талантливую, как сейчас говорят, креативную художницу, Ахеджакова, по результатам опроса журнала «Советский экран», была названа лучшей актрисой 91 года.

 

Кадр из фильма «Небеса обетованные»

 

Кадры из фильма «Небеса обетованные»:

 

– Я не фотограф, дорогие мои, я художник. Искусство – оно не одномерный слепой отпечаток нашей мерзости, в которой мы существуем.

– Фимочка, ты не нервничай…

– Искусство – это прорыв в иную… Да иди те вы оба! Не трогай меня! В иную реальность! Иллюзорную! Она не имеет отношения к дерьму, где мы плаваем! Все, поголовно!

– Ну, я примерно так и понял…

 

Роль в фильме «Небеса обетованные» – одна из любимых ролей самой Ахеджаковой. Да и видно, что здесь она чувствовала себя как рыба в воде. Говорит, что и после съёмок осталось очень хорошее послевкусие, хотя сами съёмки проходили иногда и на настоящих помойках.

В этом фильме, может быть, особенно ярко раскрылся её талант смешивать горе и радость, детство и старость, общительность и одиночество, вообще, в целом, трагедию и комедию. Её героиня с несуразной походкой состарившегося подростка, представляет собой уже скорее не женщину, а какой-то комикс. В этом фильме Ахеджакова доказала, что может влюбить зрителя в свою героиню, даже если это бомжик.

 

Кадр из фильма «Небеса обетованные»

 

Кадры из фильма «Небеса обетованные»:

 

– Анфимия Степановна.

– Очень приятно.

– А это моя подруга.

– Катя Иванова.

– Очень приятно. Добро пожаловать. Прошу садиться. Я хоть и красный офицер, но с женщинами, как говорят, обращаться умею.

– Очень приятно.

– Разрешите представиться.

– Пожалуйста.

– Бакурин Семён Ефремыч, полковник в отставке, участник Русско-японской войны.

– Ах!

– Девятьсот пятого года, что ли?

– Сорок пятого.

– Цусиму просрал?

– Чего? Я Мудандзян взял.

– Что он взял?

– А, так ты ещё и глухая!

 

Между прочим, эта фраза про Цусиму вырвалась у Ахеджаковой на съёмках случайно. Это был экспромт. Рязанову импровизация понравилась, и он её не вырезал. Вообще, Ахеджакова говорит, что если есть возможность импровизировать, а режиссёр этого не позволяет, она жестоко обижается. Как обижаются дети в школе, когда он учил, а ему ставят двойку. У актрисы так развита способность к импровизации, что у неё есть даже свойство лучше всего играть именно с первого дубля. Поэтому в актёрском мире ходит слух, что она – актриса одного дубля.

Какую роль из сыгранных Ахеджаковой ни возьмёшь, везде чувствуется свободное дыхание импровизации. Причём, не важно, что это за роль – спившейся художницы или кокетки-модницы.

 

Кадр из фильма «Служебный роман»

 

Кадры из фильма «Служебный роман»:

 

– Понимаете, ещё тут, Людмила Прокофьевна, важна такая вещь, как комбинаторность. Ну, сочетание… Там, скажем, свитерок какой-то сверху. Вот, кстати сейчас выбросили в ГУМе батники. Блайзер сверху.

– Блайзер? А блайзер – это что?

– Блайзер – клубный пиджак.

– Для Дома культуры, что ли?

– Туда тоже можно.

 

Талант Ахеджаковой – в высшей степени народный. Понятный любому зрителю. А вместе с тем, умный и тонкий. Мы хорошо её знаем по фильмам, мы изучили, кажется, все её роли. Но, всё-таки, кино – это только часть её, и даже не самая главная. Главное – всё же, театр, вот там вся глубина её натуры. Именно в театре вся гениальность её трагикомедийного таланта.

Трагикомедия – это сложный актёрский жанр, к которому тянутся многие характерные актёры. Но по-настоящему этим жанром владеют очень немногие, и среди них – наш Чаплин в юбке, всеми любимая Лия Ахеджакова. С вами был «Стоп-кадр». До новых встреч.

 

 

 

16 января 2009

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 

Фильмы Эльдара Рязанова. Избранное. К 80-летию мастера (10 DVD). Издательство: Мосфильм, Гостелерадио СССР   10 самых популярных отечественных кинокомедий XX века (10 DVD)   Ахеджакова, Лия Меджидовна. Издательство: 2012 г.

 

 

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

МФЮА обучение . Dr pepper, canada dry mott pepper http://www.drpepper-russia.ru. . Список бк с приветственным бонусом при первом депозите
Поддержите «Новую Литературу»!