HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Эдуард Немировский

Страсти по Ницше

Обсудить

Повесть

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 2.12.2007
Оглавление

7. «Врата мгновения»
8. «Сверхчеловек»


«Сверхчеловек»


 

 

– О чём вы думаете? – Вдруг услышал он голос Ницше, вернувший его из путешествий по этим чудным мгновениям.

– Любуюсь, – сказал Марк.

– И чем же, позвольте узнать? – иронично спросил профессор.

– Жизнью... жизнью своей страсти.

– И что же, там так красиво?

– Да, там поле с чудесной растительностью, – тоже с иронией продолжил Марк, – тишина, тихие озера, ароматный запах растворился в чистом звенящем воздухе.

А по полю пробирается «человекообразное» существо. Его глаза умны, сверкают интеллектом, они синие как небо. Глаза, которые могут мечтать, любить, дерзать, ненавидеть. Но тело его почему-то всё покрыто густыми волосами, особенно руки и ноги. Он крадётся, старается не наступить на растения и цветы. Выбирает такой путь, который, в общем-то, никуда и не ведёт, лишь даёт ему возможность продвигаться дальше и не погубить чудесные творения природы. Вдруг, увидев впереди какую-то цель, он организует движения и выбирает уже кратчайшее расстояние к ней.

И чем он – «человекообразный» – умнее и сильнее, тем разрушительней становятся его деяния в тех местах, где он прошёл.

Вот он достиг своей цели! И уже «звучит гордо» – аж звенит!

Чувствуя свою силу и превосходство, он идёт к новой цели, достижение которой требует новых разрушений.

Но ни одна из достигнутых целей не приносит ему ожидаемого счастья, душевного покоя или гармонии. Разве что всё больше и больше грязи он оставляет на своём пути.

В конечном итоге последней его заветной мечтой становится возврат к тем чудесным местам, которые он уже изрядно потоптал. «Человекообразный» ставит перед собой и эту, последнюю, задачу. Будучи всесильным, он достигает этой цели: он возвращается к тому полю, где некогда росли растения, и они ещё, как ни странно, там! Он спрашивает себя: «К чему я проделал этот глупый путь? Я ведь был здесь! Это и есть именно то, что я так долго искал!». И чем он, «человекообразный», сильнее, чем более сложный путь он проделал, дальше прошёл и больше растоптал, тем глупее кажется ему его жизнь.

 

 

– И какова же мораль сей чудной басни? – опять иронично спросил Ницше.

– Мораль? – переспросил Марк. (Теперь он был почему-то рассеян.)

– А то есть – басня о страсти, о силе, о таланте. Куда идти? Вот в чём вопрос. Ещё лучше, кажется, сказал этот Иисус из Галилеи: «Если слепой поведёт слепого, то оба упадут в яму». А не о нас ли это с вами, господин Ницше?

– Так откройте же свои глаза, господин Невский, и взгляните – ну хотя бы на вашего же «человекообразного» героя. Здесь, в вашей притче, тоже есть кое-какая разгадка. Смотрите, «его глаза синие как небо и могут мечтать и дерзать, но тело всё покрыто густыми волосами».

Эти глаза – глаза сверхчеловека. А тело – первобытного животного. Вот вам та самая истина – куда идти! – Ницше широко улыбался, но Марк не понял, шутит он или нет.

– Да, господин Невский, человек – это натянутый канат между животным и сверхчеловеком.

Самосовершенство – ваш путь. Вы – мост к сверхчеловеку.

В этом ваше предназначение, ваше счастье, ваша власть!

Теперь Ницше был серьезен.

 

– Я знаю, мой друг, – вздохнул он и посмотрел по сторонам. – «Сегодня» принадлежит толпе. «Сегодня» – время другой власти, власти капитала, когда каждый может заполучить этот кусочек. Она брошена к ногам людского отребья христианской демократией.

А они – толпа, как смердящие, вонючие гиены, разрывают на части плоть этой власти. Их морды в крови, а отсыревшие сердца свои заворачивают они в доллары; и в этом свином сэндвиче живет их страсть, их личное бессмертие, их власть.

Но там ли место власти? Они скупают всё самое ценное: свободу, красоту, талант, любовь, драгоценные камни.

Послушайте, Марк, а могут они купить равенство души?

Ведь даже камни, которые они скупают, не равны: одни – валяются под ногами толпы, а другие веками отшлифовывают своё сияние. Даже камни, и те имеют своё предназначение к совершенству – стремление к бриллианту. Их различают и сортируют, но не различают и не сортируют людские души. А ведь душа также веками стремится к совершенству: отшлифовывает свои грани, чтобы сиять лучами благородства и самопознания.

 

 

Сколько такого жемчуга ещё разбросано по миру? Сколько ещё валяется под ногами толпы? И те молотят его в потоке грязных ног; испачканного его не видно.

Но грязь смывается дождём, ливнями с грозами. Начнётся ураган и смешает всё в мутном жёлтом потоке: и нажитые, смердящие куски вашего доллара, и блевотину власти капитала. И шакальи пещеры сверхзавидующих, и сверхдома полушакалов. И весь этот смрадный поток вольётся в грозный величественный океан и растворится там.

Тогда заиграют на солнце чистые родники, а в них и драгоценные камни. Засияют своими гранями и чистые души, ведь искусство, наука, самопознание шлифуют их столетиями.

Да и о каком равенстве может идти речь, если кто-то ещё живёт в первобытном состоянии духа, а кто-то ушёл далеко вперед и приближается к сверхчеловеку. Разве всё это можно купить? Эти жемчужные капли духа собираются миллионы лет.

Растите в себе, мой друг, именно этот капитал!

И позвольте, я обязательно должен познакомить вас с моей теорией о равенстве души. Послушайте, дорогой Марк:

 

– Природа отделяет одних – по преимуществу сильных духом, других – по преимуществу сильных мускулами и темпераментом и третьих, не выдающихся ни тем, ни другим – посредственных: последние, как большинство, первые, как элита.

Высшая каста, я называю её кастой немногих, имеет, будучи совершенной, также и преимущество немногих: это значит – быть земным представителем счастья, красоты, доброты. Только наиболее одаренные духовно люди имеют разрешение на красоту, на прекрасное; только у них доброта не есть слабость. Ничто так не возбраняется им, как дурные манеры или пессимистический взгляд, глаз, который всё видит в дурном свете, или даже негодование на общую картину мира.

Негодование – это преимущество чандалыВ Буддизме, при возвращении на землю достигают лона брахмана, кшатрия или по крайней мере шудры, а те, кто вел себя дурно – собаки, свиньи или чандалы. У Ф. Ницше, имеется в виду простонародье, низшая каста, толпа.; также и пессимизм.

«Мир совершенен» – так говорит инстинкт духовно одаренных, инстинкт, утверждающий жизнь: несовершенство, всё, что стоит ниже нас. – Дистанция, пафос дистанции, сама чандала, – всё принадлежит этому совершенству.

 

 

Духовно одарённые, как самые сильные, находят свое счастье там, где другие нашли бы свою погибель, – в лабиринте, в жестокости к себе и другим, в исканиях; их удовольствие – это само принуждение; аскетизм делается у них природой, потребностью, инстинктом. Трудную задачу считают они привилегией; играть тяжестями, которые могут раздавить других, – это их отдых... Такой род людей более всего достоин почтения – это не исключает того, что они самые веселые, радужные люди. Они господствуют не потому, что хотят, но потому, что они существуют; им не предоставлена свобода быть вторыми.

Порядок каст, иерархия, только и формулирует высший закон самой жизни. Разделение этих типов необходимо для поддержания общества, для того, чтобы сделать возможным высшие и наивысшие типы, – неравенство прав есть только условие к тому, чтобы вообще существовали права. Для посредственностей быть посредственностью есть счастье; мастерство в одном, специальность – это естественный инстинкт. Было бы совершенно недостойно более глубокого духа в посредственности самой по себе видеть нечто отрицательное. Она есть первая необходимость для того, чтобы существовали исключения: ею обуславливается высокая культура. Если исключительный человек относится к посредственным бережнее, чем к себе и себе подобным, то это для него не вежливость лишь, но просто его обязанность...

Кого более всего я ненавижу между теперешней сволочью? Сволочь социалистическую, апостолов чандалы, которые хоронят инстинкт удовольствия, чувства удовлетворённости рабочего, с его малым бытием, которые делают его завистливым, учат его мести...

Нет несправедливости в неравных правах, несправедливость в притязании на равные права...

 

Я думаю, что и здесь – в этой стране капитала, вы часто видите подобные мутации: как из человека, который был счастлив своим скромным трудом и малым бытием, имел друзей, дарил любовь, улыбки, вдруг вырастает монстр, первобытное чудовище, ещё один представитель людского отребья. Ему природа подарила одно, но, заражённый бактерией зависти, он тянет свои щупальцы к чужим дарам. Теперь он рвётся к капиталу, чтобы купить всё – и любовь, и талант, и почитание; чтобы купить и свободу.

Но свободу от чего? – От молодости, от искренности и чистоты – от сути собственной души – от всего, что природа дарит просто так – от собственного совершенства?

 

 

Да, они – те самые пауки морали – затягивают в паутину чандалы, высасывают нектар души и превращают в маленькое чудовище. То самое, что прыгает, как блоха, и размножается по миру. Мир болеет ими, и нет пока вакцины. Они заражают всё своей бактерией отребья – бактерией зависти и мести – и добираются уже до мозга.

Но знаете, дорогой Марк, не достать им души!

Людские души на разной высоте, их не сравнять. Нет равенства!

Вы спросите: а кто имеет право решать, кому быть где, кто сортирует, назначает?

– Не мы, но время: время шлифует челюсти шакалов и собирает смертоносный яд для змей; время оттачивает красоту лани и собирает силу льву, совершенствует полёт орла и разум человека.

Оно и отливает человеческую душу.

Но есть и те, кто собирает только яд змеи; есть те, кто взращивает только челюсти шакалов. Есть – буйволы, есть – лани, есть – овцы, которых время готовит в пищу волку. Есть свиньи – их большинство.

Душа, которая веками шлифует свой инстинкт, дух, интеллект, живёт, как в джунглях, среди этого отребья. Но она и учится летать.

И вознесётся она на высоту, где чистые родники, и где отребье не сидит уже у источника.

 

Скоро!.. Скоро, господин Невский, всё изменится:

– Настало время, чтобы человек поставил себе цель свою. Настало время, чтобы человек посадил росток высшей надежды своей.

Его почва ещё достаточно богата для этого. Но эта почва будет когда-нибудь бедной и бесплодной, и ни одно высокое дерево не будет больше расти на ней. – Настанет время «последнего человека»…

«Что такое любовь? Что такое творение? Устремление? Что такое звезда?» – Так вопрошает последний человек и моргает. Земля стала маленькой, и по ней прыгает «последний человек», делающий всё маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живёт дольше всех.

«Счастье найдено нами», – говорят последние люди и моргают.

 

 

Ницше тяжело дышал. Он сделал паузу.

Видно, был сильно взволнован. Чувствовалось, что его время истекает, и ему хотелось успеть всё сказать.

Марк весь был в напряжении и ждал развязки. Он молчал, не проронив ни звука, пока длилась долгая пауза.

 

Ночь спустилась на побережье океана – самая чёрная ночь, какую видел Марк до сих пор. Не было ни звёзд, ни лунных бликов. И лишь на горизонте, на краешке океана, где солнце совсем недавно плавало в своих разноцветных лучах, оставалось ещё что-то светлое – как надежда, уходящая последней.

А запах влажного, холодного ветра уже напоминал о возможной грозе.

 

– Да, господин Невский, – вдруг опять произнес Ницше. – Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью.

Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.

В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.

Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.

Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу.

Я люблю тех, кто не ищет за звёздами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою, а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землёю сверхчеловека.

Я люблю того, кто живёт для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели.

Я люблю всех тех, кто является тяжелыми каплями, падающими одна за другой из тёмной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники. Смотрите, я провозвестник молнии и тяжёлая капля из тучи; но эта молния называется «сверхчеловек».

 

 

Ницше встал.

– Мне пора, мой друг, – сказал он, – приятно было с вами побеседовать.

Марк смотрел на него вопросительно, даже разочарованно. Глазами говоря, мол, и это всё?

Ницше, как будто опять читая его мысли, немного ехидно промолвил:

– Не планируйте ничего, уважаемый Марк, уже всё давно продумано.

Да и наступает ночь.

 

Он удалялся медленно. Его тёмный плащ и цилиндр резко выделялись на фоне неба, которое стало теперь ярко-синим. Марк впервые вдруг увидел над Нью-Йорком столько звёзд. А черный силуэт профессора, удаляясь, становился всё больше и больше, что полностью противоречило всяким законам о перспективе. Но Марка это уже не удивляло.

Вдруг Ницше обернулся и прокричал, да так громко, что звёзды зашатались: «Слушайте! Всё ещё не исчерпаны и не открыты человек и земля человека. Бодрствуйте и прислушивайтесь, вы, одинокие! Неслышными взмахами крыл веют из будущего ветры; и до тонких ушей доходит благая весть.

Вы, сегодня ещё одинокие, вы, живущие вдали, вы будете некогда народом: от вас, избравших самих себя, должен произойти народ избранный и от него – сверхчеловек.

Поистине, местом выздоровления должна ещё стать земля! И уже веет вокруг неё новым благоуханием, приносящим исцеление, и новой надеждой!».

 

Его голос ещё долго растворялся эхом в пространстве. Силуэт исчез, а на его месте образовалась туча. Огромная, тяжёлая, закрыв собою полнеба и звёзды, она быстро росла и становилась похожей то на его шляпу, то на бороду, то на мощный лоб.

Сверкнула молния, осветив весь океан и побережье, прокатился гул, и полил проливной дождь.

Шум тёплого дождя, приятный, свежий запах водяной пыли смешались и, лаская нервы Марка, успокоили его своею «земной банальностью».

 

 

Марк медленно шёл в направлении своего дома, находившегося недалеко от набережной. Он думал о сверхчеловеке, и проливной дождь ему не мешал. Какой он из себя – этот сверхчеловек?

Уж наверняка не такой, как он, Марк, и наверняка сможет реализовать свои мечты. Он думал о господине Ницше, о том, что всё это было, возможно, и наяву. «Но по какому закону?» – спрашивал он себя. Марк даже улыбнулся, мысленно пошутив: «А кто позволил?»

Но сомнений в реальности происшедшего не было. Да и, похоже, что скоро мир изменится, если происходит нечто подобное.

И произойдет это, вероятно, постепенно и незаметно. – Так же незаметно, как развалилась вроде бы непоколебимая сверхдержава, где некогда он жил. Сначала одно какое-нибудь происшествие – как шок, как, например, явление ему профессора Ницше. А потом придет и объяснение, и привыкание к этому. За ним – другое событие, третье, и постепенно покажется, что вроде бы так и должно было быть. Но прежде никакая фантазия не предсказала бы это чудо, ставшее теперь реальностью. Как, например, его одиночество, или вот – друзья разбросаны по всему свету, а старенькие родители доживают свой век в Израиле, ворча понемногу на эту «обетованную» страну. Ну а некогда боготворившая Марка его жена ищет теперь другого.

Настоящее чудо происходит незаметно, и в один прекрасный день мы лицезреем его!

Да! А этот «последний человек», о котором говорил Ницше?

По-моему, он уже здесь. До глубины, до боли знакомые черты. «Впрочем, они уже давно все прыгают, как блохи, вокруг меня, – подумал Марк. – Расхватывают с ловкостью свои кусочки счастья, кто – побольше, кто – поменьше. Визжат от радости и бахвалятся:

“У меня есть это! A у меня – то!” А что есть у меня? Обещание господина Ницше, что я скоро “рожусь”. Слово-то какое в будущем времени даже не выговоришь. Действительно, что-то мы напутали и со “временем”. Так пусть всё катится к ..! – нецензурно выругался господин Марк Невский, измученный впечатлениями этого судного дня, – или туда, куда и должно идти; планировать не буду, как советовал профессор. Поплыву по течению!..»

 

 

Думая обо всём этом, Марк уже шёл быстро, чтобы не промокнуть от непрекращающегося дождя.

Вдруг недалеко от его дома, где светила пара тусклых фонарей в стиле девятнадцатого века, где в окнах многоэтажек люди уже гасили свет и, как птенцы в тёплых скворечниках, прижимаясь друг к другу (кто, конечно, ещё не рассорился), отходили в мирные сны, Марка остановил хорошо подвыпивший господин лет шестидесяти.

(Естественно, русский иммигрант, которых можно встретить на Брайтоне через каждые три метра.)

– Извините, уважаемый, разрешите спросить, я вижу, вы тоже из интеллигентных?

Марк понял, что этот пьяница отождествляет себя с ним. (Eго бы это, конечно, не задело, если бы он не вспомнил, что его прежние знакомые или друзья, вышедшие на уровни миллионных капиталов, с ним таких тождественных уравнений уже не составляют.) Впрочем, это было так же понятно, как и неприятно.

А господин алкоголик, еле-еле стоящий на ногах, весь мокрый от дождя, продолжал:

– Вы простите меня за бесцеремонное вторжение в мир ваших глубоких мыслей. (На слове «бесцеремонное» язык его уже заплетался так, что Марк аж сам зашатался.) Я из той же величайшей страны «всех надежд человечества», как и вы. Я не прошу денег. Мне просто не с кем поговорить.

Марк приблизился к дереву, где под широкой кроной дождь не капал на его слегка полысевший затылок. А тот продолжал:

– Я бывший почти учёный, почти с перспективой и почти с любовью и друзьями. Я жил в стране, где не мог созидать, а значит, деградировал. Потом – эмиграция. Моя жизнь стала борьбой за существование. Ну что ж, я победил!.. Я существую!.. – Он поднял палец вверх, еле устояв на ногах. – Вот и вся моя Curriculum Vitae, так сказать, короткая автобиография, уважаемый. Но «Послушайте! Ведь если звёзды зажигают, – значит – это кому-нибудь нужно?.. Значит – кто-то хочет, чтобы они были», – процитировал он с пьяным вдохновением. Ну а я? Кому-нибудь нужен я?

– А ты?.. Ты не светишь, как звёзды, – грубо прервал его Марк, – ты только пахнешь спиртным. Сказав это, он повернулся и пошёл в направлении своего дома.

 

Однако неожиданно мелькнувшая в ноябрьском сумраке чья-то судьба грустно прижалась к его сердцу, и Марк всё-таки обернулся. Он сожалел о своём бессердечии – об этой «жестокой честности»; да и о том, что оказался всё-таки плохим учеником профессора Фридриха Вильгельма Ницше.

Дверь в подъезде его дома хлопнула, и он скрылся за ней. Наступила ночная тишина.

А мягкий, ласковый шорох дождя продолжал убаюкивать страсти по Ницше, всё ещё летающие в ночном воздухе прямо над крышами домов Города Большого Райского Яблока.

 

 

 

 ________________________________________________________________________

В этой повести использованы фрагменты из следующих сочинений Фридриха Ницше: «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА», «АНТИХРИСТ», «КАЗУС ВАГНЕР», «ЕССЕ НОМО», «ВЕСЕЛАЯ НАУКА».

 

 

 

Нью-Йорк, Октябрь 2007 г.

 

 


Оглавление

7. «Врата мгновения»
8. «Сверхчеловек»

435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!