HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Владимир Мурашов

Пушкин, Рылеев и вещий Олег

Обсудить

Эссе

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за июнь 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 16.06.2022
Иллюстрация. Автор: Илья Глазунов. Название: «Князь Олег и Игорь». Источник: https://newlit.ru/

 

 

 

Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Жанр – баллада.

Дату написания называют приблизительно – 1822 год.

Дата публикации известна точно – 1825 год.

Считается, что Пушкин написал своё произведение под влиянием «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В 1818 году вышли её первые тома и вызвали большой общественный интерес.

 

 

 

Пушкина привлёк летописный эпизод, состоящий в том, что в конце девятого века некие волхвы предсказали князю Олегу странную гибель: будто бы виновником смерти князя станет его верный конь. Та же летопись сообщала, что предсказание волхвов чудесным образом сбылось.

 

Специалисты, изучавшие черновики поэта, обоснованно утверждали, что Пушкин потратил много сил и времени, чтобы довести балладу до совершенства.

Вопрос. Что стало причиной обострённого внимания поэта именно к этому эпизоду из многотомных сведений Карамзина? Чем объяснить его усилия при обработке или, как поэт иногда говорил, «отделке»?

Напомним, в момент написания «Песни о вещем Олеге» Пушкин находился в ссылке на юге России. По удачному (для мировой литературы) стечению обстоятельств он получил возможность побывать на Северном Кавказе и в Крыму. Поэт видел бескрайние степи и древние курганы, высочайшие горные вершины и Чёрное море в разную пору дня, слышал легендарные рассказы на самые разные темы. С другой стороны, в памяти Пушкина были свежи лицейские впечатления. Надо также учесть, что Александр Сергеевич вёл оживлённую переписку, оставался в курсе литературной жизни обеих столиц и даже участвовал в ней,

«Песнь о вещем Олеге» – хотя и небольшое, но многоплановое произведение. Стихи составлены ярко и образно, хорошо запоминаются. В них гармония и напевность.

Читателю напоминают о подзабытых событиях древней истории славян.

С другой стороны, баллада ведёт рассказ о странном и неразгаданном. Есть повод снова поразмышлять об этом, поскольку в жизни каждого наверняка имели место таинственные и неслучайные совпадения.

Существует мнение: напиши Александр Сергеевич только «Песнь о вещем Олеге» и ничего больше, его шедевр, как и он сам, и тогда вошли бы в золотой фонд российской и мировой литературы.

 

Выбор темы Пушкиным объясняли просто, имея в виду одну черту поведения поэта.

Он настороженно относился к предсказаниям, снам и приметам. Это всем было известно, и нашло отражение в пушкинском творчестве.

Однако такое объяснение – из числа общих. Причина была.

Как выразился один критик на сайте «Новая Литература»: «Стихи не пишутся под заказ, что-то заболеть должно…»

 

Однако предыстория.

В 1822 году появились стихи Кондратия Рылеева, названные им «думами». Как полагал автор, стихи были исполнены в южнорусской традиции.

Современник: «Элегии сии у русских думами называются. Соглашая заунывный голос и телодвижения со словами, народ русский иногда сопровождал пение оных печальными звуками свирели».

Качество дум было не самым высоким, но автор показывал свой патриотизм и призывал читателя к тому же.

Одна из «дум» Кондратия Рылеева известна нам по фильму «Чапаев».

В ночь перед своим последним боем Василий Иванович и его боевые товарищи поют песню:

 

«Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии летали,

Бесперерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали...

Ко славе страстию дыша,

В стране суровой и угрюмой,

На диком бреге Иртыша

Сидел Ермак, объятый думой...»

 

 

 

Дума называется «Смерть Ермака».

При полном уважении к комдиву Чапаеву, заметим, что песня-дума прославляла завоевателя Ермака и была политически правильна для старого режима, с которым боролись чапаевцы.

Но так задумали братья Васильевы, режиссёры фильма, они же авторы сценария.

Рылеевские «думы» писались наскоро, на основании хорошо известных событий и знакомых лиц, часто завоевателей – Олега Вещего, Святослава, Ермака и других. Исторических противников своих героев Рылеев изображал людьми жалкими и негодными.

Другой рылеевский стандарт – принятие мучений во имя Родины. Снова люди известные: Глинский, Курбский, Артамон Матвеев, Волынский, Миних.

Стихи незатейливы: автор стремится написать побольше, сложностей избегал.

Напоминал юношеству «о светлейших сторонах русской истории».

Кстати, замысел написания «дум» оказался коммерчески выгодным проектом.

 

Среди прочих была и дума «Олег Вещий».

О качестве стихов можно судить по приведённому ниже началу этого стихотворения:

 

«Наскучив мирной тишиною,

Собрал полки Олег

И с ними полетел грозою

На цареградский брег.

 

Покрылся быстрый Днепр ладьями,

В брегах крутых взревел

И под отважными рулями,

Напенясь, закипел.

 

Дружина храбрая героев

На славные дела,

Сгорая пылкой жаждой боев,

С веселием текла.

 

В пути ей не были преграды

Кремнистых гор скалы,

Днепра подводные громады,

Ни ярых вод валы.…»

 

Написание скороспелых стихов имеет объяснение. Рылеев состоял в дружбе с Дмитрием Ивановичем Хвостовым. И многому от него научился.

Пушкин и Хвостов. Карикатура. 
Пушкин и Хвостов. Карикатура.

 

Граф Хвостов (он же Свистов, Хвастов, Писцов, Хлыстов, шут гороховый) считал себя «великим русским поэтом». Современники воспринимали его комически.

О нём упоминает Пушкин в «Медном всаднике», описывая ужасное наводнение в Петербурге 7 ноября 1824 года:

 

«Граф Хвостов,

Поэт, любимый небесами

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье невских берегов».

 

Всего в «Олеге Вещем» 17 строф. Рылеев бегло рассказывает о походе князя Олега на Византию, воспевает подвиги князя и, конечно же, обличает трусливое греческое руководство.

Поход был знаковый: князь Олег укрепил щит на воротах Константинополя, а затем с богатой добычей вернулся в Киев, за что в народе был прозван Вещим.

К уже известной информации автор кое-что добавил от себя, но лучше бы он этого не делал:

 

«Но в трепет гордой Византии

И в память всем векам,

Прибил свой щит с гербом России

К Царьградским воротам».

 

Налицо незнание истории, непростительное для публичного литератора. А. С. Пушкин обратил внимание на эту ошибку.

Никакого герба России на щите быть не могло, поскольку самого российского государства не существовало.

Николай Карамзин: «Обширные владения Российские еще не имели твердой связи. Ильменские Славяне граничили с Весью, Весь с Мерею, Меря с Муромою и с Кривичами…».

(При написании «Песни о вещем Олеге» Пушкин применит исчерпывающее обозначение – просто щит).

В теме князя Олега перед Рылеевым открывалось необъятное поле для творчества! Биография князя была богата событиями: он совершал походы на соседей-славян, дважды – на хазар. Допускал обман и убийство. Чего стоят обстоятельства странной гибели князя!

Но автор не утруждал себя. Кстати, стихи названы «думой», но мы не чувствуем её южнорусской напевности.

Письмо Пушкина дяде Василию Львовичу от 4 сентября 1822, предмет – «думы» Рылеева: «Милый мой, у вас пишут, что луч денницы проникал в полдень в темницу Хмельницкого. Это не Хвостов написал – вот что меня огорчило»

Письмо Вяземскому, январь 1823: «Плетнев и Рылеев отучат меня от поэзии».

 

 

 

К портрету Рылеева.

Приехав в столицу в 1820 году, отставной подпоручик Рылеев сумел обратить на себя внимание.

Знакомство Пушкина и Рылеева началось с крупной ссоры, которая могла закончиться дуэлью.

В отсутствие Пушкина Рылеев нанёс ему публичное оскорбление, но история умалчивает о развитии конфликта.

Вскоре Пушкин отправился в ссылку.

Вместе с тем Рылеев, при малых поэтических талантах, показал другой талант: «умение жить».

Им, вместе с Александром Бестужевым (впоследствии Бестужев-Марлинский), был основан литературный журнал – альманах «Полярная звезда», сразу получивший известность у столичной публики.

Номер этого журнала за 1823 год был поднесён императрице Елизавете Алексеевне, за что государь Александр Павлович наградил обоих учредителей.

Рылеев получил два перстня с бриллиантами.

В 1824 году его назначили правителем канцелярии Российско-американской компании.

Известно, что перед арестом, в декабре 1825 года, Рылееву принадлежали 10 акций компании. Император Александр имел 20 акций.

Кажется, отношения Пушкина и Рылеева налаживались, и ссора уходила в прошлое

 

Из переписки.

Рылеев – Пушкину: «Знаю, что ты не жалуешь мои думы, … но они могут быть полезны не только для детей».

Рылеев – Пушкину: «Ты завсегда останешься моим учителем в языке стихотворном».

Пушкин – Рылееву: «…(думы) все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой. Составлены из общих мест (loci topici): описание места действия, речь Героя и – нравоучение. Национального, русского, нет в них ничего, кроме имён».

Пушкин – Рылееву: «Тебе скучно в Петербурге, а мне скучно в деревне».

Письмо содержит малоизвестную пушкинскую мысль:

«Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа».

 

Рылеев – Бестужеву:

 

«Хоть Пушкин суд мне строгий произнёс.

И слабый дар, как недруг тайный, взвесил,

Но оттого, Бестужев, ещё нос

Я недругам в угоду не повесил…»

 

Однако к балладе Пушкина.

Николай Карамзин о предсказанной гибели князя Олега сообщает немного.

«Сей герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим миром. … Он совершил на земле дело своё – и смерть его казалась потомству чудесною. Волхвы, – так говорит Летописец, – предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. С того времени он не хотел ездить на нём. Прошло четыре года: в осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел увидеть его кости; стал на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и герой скончался…»

Кажется, задача у Пушкина была несложной: написать собственные стихи красиво и ярко, как он умеет. Добавить красок в сведения о Вещем Олеге.

Но поэт задумал нечто другое. На ограниченном пространстве баллады (жанр иного не допускает) он решил погрузить читателя в обстановку конца девятого века, передав, насколько можно, историческую достоверность событий.

 

«Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам».

 

Почему именно хазары? Потому что Хазарский каганат был самым опасным врагом славян на востоке Европы. Олег дважды устраивал походы на хазар.

Пушкин вводит в балладу волхва-кудесника, и от него мы многое узнаем о князе и эпохе.

 

«Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе».

 

Пушкин упоминает эпизод со щитом. Эпизод знаковый, не более того. Олег осадил Царьград, но не смог захватить. Греки предложили большой выкуп и позволили укрепить щит на воротах города.

 

«И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан».

 

Олег был мудрым руководителем. Его выдающиеся качества позволяли побеждать на суше, на реках, на море. Вместе с тем Олег не исключал коварство: обман, невыполнение обещания, убийство. Впрочем, так поступал не он один.

 

Когда царьградские греки предложили голодающей дружине Олега вино и продукты, князь отказался из опасения, что подарки могут быть отравленными.

Кинжал – орудие тайного убийства. Намёк на допустимость коварных методов ведения войны.

 

«Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалёкой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!»

 

Таков был обычай. На могиле высокопоставленного хозяина язычники убивали его коня.

 

Заключительная строфа:

 

«Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они».

 

Художник Н. А. Бруни. «Святая великая княгиня Ольга». 
Художник Н. А. Бруни. «Святая великая княгиня Ольга».

 

Карамзин: «Рюрик, по словам летописи, вручил Олегу правление за малолетством сына (Игоря).

В 903 Олег избрал для Игоря супругу сию в наших летописях бессмертную Ольгу, славную тогда ещё одними прелестями женскими и благонравием. Её привезли в Киев из Плескова, или нынешнего Пскова, как пишет Нестор. …Ольга была простого варяжского роду...»

 

«Из тёмного леса навстречу ему

Идёт вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег».

 

 

 

О волхвах известно немногое. Человек, ушедший от мирской жизни и посвятивший себя служению высшим силам.

Но какими они были? Как выглядели?

Казалось бы, к образу наиболее подходит православный монах или послушник. Такие не похожи на обывателей.

Молитвы и послушания, и сам уход от мирской суеты сильно изменяют характер человека. Герой М. Горького становится «суровым и молчаливым». Героиня А. Чехова обнаруживает новое неизвестное в ней ранее качество.

Но обитатели монастырей несвободны. Живут по правилам, установленным в монастыре. И этим должны отличаться от древних волхвов.

Другое отличие: согласно легенде, волхвам было доступно видение будущего.

Но и в православии как будто так. Есть юродивые, но их предсказания похожи на проделки шутов.

(К теме монахов и юродивых Пушкин скоро вернётся).

Кудесник свободен и самодостаточен. В беседе с князем выступает как равный и отказывается от дорогого подарка.

 

«…вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник»

 

Это исчерпывающее описание волхва, глубоко верующего и предсказателя.

Герой выходит из тёмного леса, что добавляет ему таинственности.

Мы узнаём, что князя и в дальнейшем будут оберегать высшие силы. Но конец обозначен.

Из Пушкина:

 

«Я знаю, век уж мой измерен,

Но чтоб продлилась жизнь моя

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я».

 

С большой уверенностью можно утверждать, что толчком для создания пушкинского шедевра стали... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Полный комплект для откатных ворот купить в спб недорого. . Купить габионы. . дмитрий мережковский аудиокниги . Актуальный рейтинг букмекеров России
Поддержите «Новую Литературу»!