Геннадий Литвинцев
Пьеса
На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Синопсис
Гротеск в стихах и прозе с участием классических персонажей. Стихотворный текст представляет по сути собрание эпиграмм. Вводная сцена и «Репортаж журналиста» обыгрывают корреспонденции российских газет с концерта Пола Маккартни на Красной площади 24 мая 2003 года.
Москва, Красная площадь, вечер майского дня. В обращённых к Кремлю нишах ГУМа, обставленных для пре-пати, собираются известные всей стране персоны. Всё в ожидании чего-то невиданного, невероятного, праздничного. Только и слышно: «Он здесь», «Он сам», «Он будет», «Мы увидим Его!». Ждут явления поп-идола, кумира своей юности. Эта сцена может быть подана в сдержанном стиле кинохроники, придающем событию подлинность. Происходящее приобретает сюрреальный оттенок с появлением необычной парочки, одетой в выпадающие из действительности пышные костюмы эпохи европейского Возрождения. В пришельцах нетрудно узнать Фауста с Мефистофелем. Мефистофель со шпагой, в чёрном берете с пером, Фауст в «рембрантовском» берете малинового цвета. После препирательств с охраной пришельцы усаживаются за одним из столиков и с любопытством оглядывают московскую публику. Из Мефистофеля вырывается поток эпиграмм, впрочем, произносит он их беззлобно, с холодным равнодушием, как персонаж из другого мира. Фауст ведёт себя более эмоционально. Официально-восторженную оценку готовящегося события даёт Журналист, ведущий репортаж с площади. Его напыщенная вздорная патетика звучит комично в диссонансе со скептическими репризами литературных героев. Впрочем, Журналист, как обычно, прикидывается простаком, подыгрывая настрою випов, сам-то он прекрасно знает цену всему происходящему. В беседу Фауста и Мефистофеля друг с другом встревает Молодой человек за соседним столиком. Его песенка коротко и ясно передаёт отношение молодёжи к нынешней жизни и её заправилам. Рассевшаяся на площади публика сгорает от нетерпения. Роль поп-идола берёт на себя Мефистофель. Меняя по пути костюм, он взбирается на сцену. Его песни цинично-убийственны для слушателей. Но… никто не слышит слов. Площадь в экстазе, в наркотическом трансе идолопоклонства. Доведя публику до умопомрачения, Мефистофель резко обрывает гипнотический сеанс. Он бросает публике обещание скорого Суда и вместе с Фаустом исчезает. Площадь сначала в оцепенении, потом начинается шевеление. Так просыпается компания после отвратительной попойки.
Идол
Пьеса в стихах и прозе для уличного театра
Красная площадь на исходе майского дня в ожидании концерта западного поп-идола. Ниши ГУМа, обращённые к Кремлю, заполняются политиками, бизнесменами и поп-звёздами. Первый этаж универмага превращён в земляничную поляну с полосами зелёной травы и живой неснятой ягодой. Корзинки с земляникой – в руках встречающих вип-публику модельных девушек. Столы заставлены коллекционными винами, драгоценными коньяками, изысканными закусками. Некто в элегантном костюме с супругой. Кладёт в коньяк дольки лимона, пьёт и, не обтерев губ: – Готов поспорить, что костюм у него той же марки, что у меня! Пытается повторить приём с коньяком, но жена – она в белоснежном наряде, с гарденией в волосах – отвлекает его, трогая за запястье: «Смотри, смотри же, кто пришёл!». Входит знаменитый кинорежиссёр, загорелое лицо светится добродушием и энтузиазмом. Поправляя дымчатые очки: – А что, господа, стоило жить! И вот дотянули же! Это нам сегодня сатисфакция за всё прошлое. Лучше поздно, чем никогда. Или ещё не поздно? Эстрадная певичка поедает клубнику в паре со звездой юмора (к коньякам не притрагиваются): – Ах, всю ночь не могла уснуть! Представьте: это же звезда с небес падает на землю, на нашу навозную кучу. – Не делайте из него предмет культа, он всегда актуален. Министр, присоединяясь к ним: – Всё главное в нашей жизни, считаю, исполнилось. Прошёл Кубок Дэвиса, сегодня увидим божество нашей юности. Можно заказывать себе саван. Дама щурится и согласно кивает головой. Запыхавшийся партийный босс, осматриваясь, наливает и пьёт кампари. Восторженно восклицает, играя на телекамеру: – Не верится, он – в Москве! Вот за эту свободу мы и боролись. Когда-то из-за него, ещё в школе, я начал учить английский. Завидую молодым, им всё достаётся даром. Пытается спеть одну из песенок идола, но вскоре срывается: – Пойду потанцую. Мухой вылетает из ГУМа. На авансцене – самая модная женщина сезона, художница поп-арта. На голове скрученные подобием шляпы чёрные заношенные джинсы. Длинная, рваная местами, юбка ручной вязки, на ногах красные колготки в клетку. – Как бы я хотела его раздеть! И заново одеть. Всё-таки, я вас уверяю, наряжается он старомодно. О, если б я была его женой! В вип-зоне на площади начинается движение: первые ряды занимают кремлёвские сановники. Много знакомых лиц. Свисающими с ушей бриллиантами покачивает Ксюша Собчак. Незаметно и тихо в партер проходит Президент, присаживается рядом с мэром Москвы.
Журналист (ведёт репортаж) – Москва замерла и не дышит. До концерта осталось совсем немного. Красная площадь сегодня станет ареной ритуальных плясок и всеобщего поклонения великому человеку, живому богу. Это он изобрёл современную поп-музыку, воплотил великую мечту рок-н-ролла, женился на одноногой красавице, заработал миллиард долларов и сейчас борется за права ягнят и вегетарианцев. Он поставил условие: концерт должен пройти на Красной площади, и только на Красной площади – в энергетическом сердце России. Возражения всякого рода фарисеев были изящно проигнорированы. Да и нельзя этому человеку ни в чём отказать. К людям пятидесяти-шестидесяти лет, заправляющим в этой стране, приехал бог их юности, он несёт свет и освобождение. «Демократия в России не наступит, пока он не выступит на Красной площади», – твердят рок-банкиры и рок-политики с сединами в бороде. Не все ещё вполне понимают громаду счастья, свалившегося на нас с приездом кумира. А на Западе в большой цене даже его волосы, их выставляют на аукционах. Собственные дети просят папу не доедать блюд – объедки можно задорого продать. Обкусанный им кусочек хлеба однажды ушел за сорок тысяч долларов. Один из фанатов продавал флакончики с микробами гриппа, который он якобы подхватил от певца.
В поредевшей нише ГУМА появляются Фауст и Мефистофель, оба в живописных нарядах европейского Возрождения. Фауст в пурпурном берете, его спутник – в берете чёрном, при шпаге. У входа их останавливают.
Мефистофель (развязно) Какой у беса может быть билет? Прошу быть к иностранцам благосклонным. Нас всюду принимает высший свет – Лишь стоит показать мой герб исконный.
Делает неприличный жест. Охранник старательно смеётся над шуткой. Фауст и Мефистофель усаживаются.
Перед тобой российская столица. Её когда-то звали «Третий Рим». Имперская на герб вернулась птица. Сама империя попала в третий мир.
Берёт со стола и рассматривает одну из бутылок.
Не пьёт никто! Ни в ком нет пыла. Пресытились, не лезет в рот. Ещё не старые, да всё нутро изгнило. Природа взяток не берёт.
Фауст Тебе б всё ёрничать! Здесь чистые порывы: Вернуться в молодость и освежить свой дух.
Мефистофель О, так порывисто, что в спешке задавили Пяток детей и семеро старух.
Всматривается в дамское общество.
Здесь каждая бы нагишом прошлась, Чтоб только не остаться без вниманья. Владеют душами несложные желанья, Но никогда не сотрясает страсть. Здесь всё наполовину, всё впопад, При всем учитывая и анфас, и зад. Здесь дамы любят хорошо поесть, Но со слабительным, чтоб не растолстеть.
Фауст Разнежились, сластёны, вертопрахи. Чёрт среди них, а ни чутья, ни страха!
Мефистофель Что я пред ними? Ветхое преданье, Шут, лузер, робкое дитя. Они же потрясают мирозданье Величьем зла, творимого шутя. Всё сущее вложив в свою утробу, И в будущее забивают вход. Их только смерть ещё страшит и злобит, А жизнь и вовсе не идёт в расчёт. Как говорил один из них пострел: Желали лучшего, да всё пришло к разрухе. Но отделить итог от славных дел Труднее, чем жужжание от мухи.
Фауст Всех проклял, заклеймил, ославил. Прошу, на этот вечер поостынь!
Мефистофель Ты видел детские бои без правил? А предложения в газетах секс-рабынь? В забавах здешний свет меня обставил.
В нише появляется модный романист, раскланивается, особенно любезно с Мефистофелем. Тот отвечает шутовским поклоном.
Мефистофель (склоняясь к Фаусту) В его писаньях разум не замечен, Любовь и страсть к позывам сведены. И потому естественно при встрече Не шляпу снять, а опустить штаны.
Журналист (продолжает репортаж) Он явится! Он всё-таки споёт на главной площади Третьего Рима! Один из тех, кто определяет судьбу России. Капитаны политики и бизнеса пришли, как на парад, на главный в их жизни концерт. Сегодня они снова стали мальчишками. Вспомнили, как пацанами фанатели от рока, в тексте и музыке которого был заключён код свободы и высшей правды. Эти люди из партера состоялись. Они взяли власть над одной из самых больших и богатых стран планеты. Они смогли объездить весь мир, о чём их отцы боялись даже мечтать. У них самая дорогая одежда, самые крутые машины и самые просторные дома. Они сидят на финансовых потоках, им дано очень многое, почти всё. Стало казаться, что у них не осталось самого главного – личной человеческой мечты. Пробиваться, зарабатывать деньги, открывать заново окно в Европу хлопотное занятие. Они устали, они стали циниками. И вот пэр рока приехал в Россию с политической ревизией. Как музыкальный Джеймс Бонд, как агент свободы. Он проверит, остался ли ещё в этих респектабельных господах азарт романтических хулиганов, способных рисковать ради подвига. Видят ли они ещё за интересами идеалы, за политикой – совесть, за пиаром – любовь. Российская политическая элита, проклинаемая бедняками, всевластные кавалеры Садового кольца, «страшно далёкие от народа», стоят вместе с этим самым народом на лобном месте. На главной площади страны. Партер поёт и танцует, чего не делал уже давно, с момента обретения власти. Россия должна остаться свободной. Мы не имеем права предать пэра рока. Это наш рок! Спасибо вам, сэр!
Фауст Бессмысленный угарный сон. Как будто все с катушек послетали. Послушать можно старый патефон – А здесь его в мессию записали!
Мефистофель Так это вековечная беда! В развитии духовном недоноски Не чтят святынь, без страха и труда Им вместо вин сливают ополоски.
Журналист Как вызволить страну из блуда?
Фауст Тут путь один: Господне чудо.
Мефистофель Есть и другой: очнётся власть, Изгонит ложь, не станет красть, С народом восстановит связь, Из петли вынув криминальной…
Журналист Рецепт фантастный, нереальный. Вы не с луны ли, господа?
Фауст Так, значит, в чуде и нужда. А что даст идол тривиальный?
Мефистофель Ах, развяжу по случаю язык! Ведь этот сэр давно не настоящий. Тот молодым сыграл случайно в ящик, Дурачит мир удачливый двойник.
Молодой человек за соседним столиком Простите, что встреваю в разговор. Но отличить не трудно суррогаты. Не верю я! И на концерт пришёл, Хотя билет мне стоил ползарплаты.
Фауст Вы, верно, сами музыкант?
Молодой человек Влеченье есть, да не велик талант.
Мефистофель Так спели бы.
В его руках появляется гитара, которую он и передаёт соседу.
Молодой человек На днях она назвала меня неудачником. Обидно, ведь она прекрасно знает, что главная моя удача в ней самой. И вот сложилась такая песенка. (Поёт) Ты говоришь: мы мало значим, могли бы жизнь прожить иначе и в чём-то больше преуспеть. Но вспомни, кто поднялся в гору, чтобы бежать за ними сворой и от стыда не умереть! Чем так витийствовать и княжить, уж лучше онеметь, бродяжить, запоем пить, сойти с ума. Как строить прочные хоромы, когда душа не знает дома? Нет, лучше посох и сума! Смотри, какие превращенья, какой идёт круговорот: былой успех стал пораженьем, их возвышенье – униженьем, позором – слава и почёт. Мы ж не стремились в командиры, не обещали брать преград и презирали все мундиры – теперь уж поздно на парад!
Мефистофель А что, совсем недурно он поёт! Мне, правда, смысл куда важнее тона. Так волк, когда зубами горло рвёт, Не отличает бас от баритона.
Мефистофель надевает маску рок-певца и, прихрамывая, поднимается на сцену. В пути меняется его наряд: теперь он в джинсах и красном шёлковом пиджаке. Площадь накрывает невообразимый гвалт. Наконец певец поднимает руку с гитарой. Всё смолкает.
Мефистофель (ломается, публика на каждый его возглас отвечает протяжным воем) Я вас лублу! Моска это здоров! А сейчас будэт приколная песня. Вы готови зажигат?
Площадь ревёт «Йес!». Мефистофель начинает петь, пародируя манеру поп-идола.
В проулках тёмных, в светлом зале, В толпе друзей, когда одна, Являюсь ей, хвостом за талью, С парами серы и вина.
Клонюсь все тягостней, все ближе. Шепчу, терзаю, вот приник. И чувствует она, как лижет Ей щёки узкий огневой язык.
Как ни пугает дьявольская страсть, Теряет голову, нет силы отклониться. А ночью, встряхиваясь и смеясь, Я щекочу хвостом ей ягодицы.
Площадь неистовствует.
Журналист Улётная программа! Убойная публика!
Мефистофель (паясничает) Будем зажигат! Я вас лублу! (поет с дьявольскими подвываниями) Люблю смотреть как умирают дети! Как сводит животы от нищеты. Но для чего им жить на свете, Когда живем и я, и ты? Бери у них... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Заправка картриджей develop суперцены на заправку картриджеи. |