HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 г.

Литературная критика

Сказка о кошке Айзе и быль о таланте автора

Обсудить

Рецензия

Опубликовано редактором: партнерский материал, 6.08.2023
Айза и таинственный остров

 

 

 

Не секрет, что сегодня школьники проявляют всё меньше интереса к классической литературе. Однако прививать любовь к чтению важно, поскольку оно помогает расширять словарный запас, развивать фантазию, формировать жизненно важные ценности. Конечно, в оцифрованном мире заинтересовать ребёнка стихами и тем более прозой – задача не из лёгких. Но что если попробовать не ограничиваться классикой, а давать и что-то более современное? Иногда куда приятнее прочитать рассказ, написанный человеком твоего поколения, ведь быть на одной волне с писателем – залог успешного диалога между читателем и творцом.

Вместе с тем, необходимо помнить, что литература любых времён должна быть качественной. Сегодня, когда пишет едва ли не каждый второй, легко запутаться в том, какое произведение выбрать для публикации в литературных журналах или дать почитать ребёнку-школьнику. Поводом для моих размышлений стала сказка Светланы Бедункевич «Кошка Айза и таинственный остров».

Я как рецензент этой сказки сразу сделаю оговорку: даже в самом шедевральном творении можно найти минусы, равно как и в откровенной бездарности – плюсы. Поэтому моя критика местами может показаться либо слишком жёсткой, либо слишком мягкой. Надеюсь, это не будет тормозить в начинаниях ни автора, ни читателей.

Итак, уже в названии мне показалось интересным имя кошки – Айза. Создаётся впечатление, что в зачине действие будет происходить в горах Кавказа. Подтверждение этим догадкам я вижу в начале произведения: «Город тот располагается среди высоких гор с зелёными склонами…» Разумеется, мы не можем утверждать наверняка, что автор имела в виду: в конце концов, это сказка, и город может быть вымышленным. Всё весьма субъективно. Моя мама родилась в Грозном, поэтому у меня имя Айза ассоциируется с Чечнёй. Кто-то другой скажет, что это просто красивое имя и что не нужно искать в нём скрытых смыслов. Наверное, найдутся и те, кто подумает о певице Айзе-Лилуне Ай. Это только несколько примеров. У каждого, кто знаком с этим именем, найдётся своя ассоциация. Такая, на первый взгляд, мелочь уже оставляет простор для фантазии, что уж говорить о захватывающем сюжете, где любопытная кошка отправляется в путешествие и знакомится с морскими обитателями. Поведение главной героини соответствует жанру: кошка разговаривает, танцует и даже пишет сказки, да ещё и рассказывает их.

К слову, о правилах жанра: в сказках о животных герои наделяются человеческими пороками и добродетелями. Вернёмся к любопытству кошки. В целом это качество может иметь различный характер. У Айзы оно либо нейтральное (когда она сидит, смотрит на берега и никому не мешает), либо положительное (когда она отзывчива и искренне приветлива с другими героями). От Айзы веет добротой, и эта доброта возвращается ей бумерангом: во-первых, кошка получает потерянный талисман; во-вторых, капитан Солёный Ветер спасает её, когда ей плохо; в-третьих, «кулон по сей день защищает её силой любви, настоящей любви». То, что Светлана написала о добром поступке капитана, является большим плюсом, поскольку учить детей помогать другу в беде очень важно.

Но даже в отношении доброты Айзы возникло замечание: это качество раскрыто не до конца. Со стороны кошки нет какого-то значительного хорошего поступка. Например, почему бы не попробовать усыновить котят, которых она встретила во время путешествия? Потому что у неё самой есть котята? Или их всё же нет? Цитирую: «…киска любит фантазировать и рассказывать о своих волшебных приключениях другим кошкам и, конечно же, детишкам». Чьи это детишки? Если её, оставила ли она их без присмотра или нет? Если не её, было бы хорошо найти внезапно увиденным котятам мам-кошек, тем более что Айза не одна, а с целой командой моряков, которые могут ей помочь. Поведение героини простительно, если Айза не догадывается об этом в силу возраста (а от неё веет детской непосредственностью). Но тогда было бы логичнее назвать её котёнком, а не кошкой.

Более того, возник вопрос касаемо сюжета. Цитирую: «Этот кулон ей подарила бабушка за неделю до катастрофы». Что это была за катастрофа? Что-то случилось с бабушкой? Или автор называет катастрофой потерю кулона? Это тоже не раскрыто.

Конечно, можно попробовать оправдать автора возможной попыткой развить у читателя фантазию. Но всё же ясность важна, когда мы имеем дело с сюжетом. Сказки должны быть более понятны, поскольку дети ещё не могут мыслить настолько глубоко. Очевидно, что это сказка именно для детей, поскольку здесь не поднимаются «взрослые» проблемы.

Разумеется, в литературе важен не только сюжет. Один из критериев качества современной прозы – композиционная стройность. И что касается композиции, придраться к ней могли бы разве что самые строгие критики. В сказке чётко прослеживаются все компоненты: от экспозиции до развязки. Поясняю: экспозиция знакомит читателя с кошкой; завязку мы видим в знакомстве с капитаном; развитие действия представлено в путешествии, где присутствует множество ярких моментов; в кульминации Айза кричит бабушке, желая что-то у неё спросить (что именно – непонятно, но сейчас речь о другом) и «превозмогая океан эмоций», после чего от волнения теряет сознание; и, наконец, видна развязка, где кошка, спасённая Солёным Ветром, возвращается домой.

Отдельно хочу отметить легко читающийся слог и отсутствие неоправданной длины. Это признаки сказки, способной заинтересовать современных детей.

Перейдём к художественности. В эпоху искусственного интеллекта порой весьма затруднительно отличить текст, написанный нейросетью, от произведения, созданного человеческим умом. Поэтому считаю нужным обратить внимание на эпитеты, метафоры и другие средства выразительности. Несмотря на то, что в сказке Светланы многие из этих средств можно назвать стёртыми, это всё же лучше, чем сухой текст. К тому же, есть и небанальные фразы: «к океанскому чуду», «море радуги», «шерсть у него короткая, словно множество иголочек из волос выстроились защищать своего хозяина от холода, а может, даже жары» и пр.

Нельзя забывать и о грамотности изложения. Здесь можно с уверенностью сказать: текст требует редактуры, поскольку есть несогласованные предложения, довольно много пунктуационных ошибок, «мельчащие» вместо «мельчающие» (смысл у этих слов разный). К счастью, дело это весьма поправимое: путём чтения качественных книг, путём изучения теории языка (с последующей практикой) возможно добиться значительных положительных результатов.

Вывод: произведение «Айза и таинственный остров» – неогранённый алмаз, который в ходе упорной работы может стать настоящим шедевром. У Светланы Бедункевич определённо есть большой творческий потенциал. Но любой талант, как известно, необходимо развивать. Поэтому желаю не сдаваться на своём пути к достижению высокого уровня писательского мастерства. Успехов во всех начинаниях!

 

 

Инна Айрапетова,

писательница, публикующаяся в литературных журналах, автор песни для «Евровидения-2020», чтец. Давала интервью молодежному журналу «Качели» и сообществу «Полуявь». В настоящее время создаёт литературно-публицистический журнал для женщин.

 

 

 

1333 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.05 на 24.06.2024, 21:32 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

17.06.2024
Главное – замечательно в целом то, что Вы делаете. Это для очень многих людей – большая отдушина. И Ваш демократизм в плане работы с авторами – это очень важно.
Виталий Гавриков (@prof_garikov), автор блога о современной литературе «Профессор скажет»

10.06.2024
Знакома с «Новой Литературой» больше десяти лет. Уверена, это лучшая площадка для авторов, лучшее издательство в России. Что касается и корректуры, и редактуры, всегда грамотно, выверенно, иногда наотмашь, но всегда честно.
Ольга Майорова

08.06.2024
Мне понравился выпуск. Отметил для себя рассказ Виктора Парнева «Корабль храбрецов».
Особенно понравилась повесть «Узники надежды», там отличный взгляд на проблемы.
Евгений Клейменов



Номер журнала «Новая Литература» за май 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!