HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Александр Либиэр

По ту и эту стороны существования

Обсудить

Эссе

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 18.01.2007
Оглавление

9. Глава 8. Онтологический анализ феноменов жизни и смерти. Проблема совершенства нашего мира
10. Глава 9. Смысл жизни и смысл смерти
11. Глава 10. Самоубийство

Глава 9. Смысл жизни и смысл смерти


Мы выяснили ранее, что жизнь человека не может быть абсурдной сама по себе, если, конечно, человек сам не превратит ее в утверждение абсурда. Ведь как бы парадоксально это не выглядело, но существование смерти является для нас указующим фактором на то, что жизнь человека (как, собственно, и жизнь вообще) должна иметь смысл, который мы в силах отыскать, причем именно отыскать, свойственный именно ей смысл, а не приписывать тот, который нам вздумается. Приписывание смысла существованию чего-либо есть субъективное выражение ищущего истину разума. Отыскание же смысла существования чего-либо есть объективное выражение нашедшего истину разума. Поэтому постараемся избежать «соблазна» интеллектуальной импотенции, и постараемся отыскать именно тот смысл жизни, который она имеет независимо от нас самих (т.е. предустановленный самим Творцом), вместо того, чтобы выводить интеллектуальную отсебятину из наших эгоцентрических желаний и помыслов.

Прежде всего, хочу напомнить читателю, что смысл есть соответствие существования чего-либо своей цели. Иными словами, всякое существование должно иметь (и оно имеет) свою цель и в зависимости от того будет оно или нет соответствовать своей цели (точнее – реализовывать, пресуществлять эту цель в действительность) будет зависеть существование самого этого существования.

Из всего множества множеств предметов и явлений существования можно выделить две группы, которые различаются друг от друга по принципу обусловленности своего собственного существования: 1) это предметы и явления существования, обусловленные творчеством Бога, и 2) предметы и явления существования, обусловленные творчеством человека. Иными словами, можно сказать что тот или иной предмет (или явление) существования имеет свойство быть по причине творческого акта Бога, либо человека, причем под творчеством необходимо понимать ту деятельности, в результате которой на свет появляется нечто новое, никогда не бывшее.

Чем же отличается творчество Бога от творчества человека? Над этим вопросом ломали головы многие мудрецы нашей планеты и лишь немногие из них пришли к ответу, что основным отличием между творчеством Бога и творчеством человека является то, что в основе Божественного творчества лежит абсолютная свобода, позволяющая Богу творить все что угодно и позволяющая этому творчеству быть самым совершенным. В основе же творчества человека лежит относительная свобода, границы которой обозначены самим Богом. Человеку дается возможность приписывания своей жизни любого смысла, ради которого он может существовать на этой земле. Но есть также предустановленный Богом смысл жизни человека, который человек в силах найти. Смысл этот – получение наслаждения от собственного существования, т.к. согласно учению Каббалы Бог сотворил мир, чтобы насладить его Своей любовью к нему.

Проблема в том, что существуют различные пути к достижению этого наслаждения, как правильные, так и неправильные. Правильный путь очерчен Богом в священных писаниях. О нем сам Творец поведал людям через своих истинных пророков. И путь этот именуется Путем Торы, т.е. путем получения света Творца – Его любви к своему творению. Все остальные пути достижения счастья на земле в Каббале именуются таким термином, как «путь страдания».

Необходимо понимать, что жизнь своими корнями имеет духовное тело Бога, она произрастает из вечного и бесконечного Бытия. Но откуда тогда происходит смерть? Так как Бог есть все сущее, а наш физический мир представляется нам только как неотъемлемая часть этого Сущего, то можно предположить, что смерть, если она существовала до акта всемирного творения, также имеет свои корни в духовном теле Бога. Получается, что жизнь и смерть – это как бы две стороны одной медали. И этой медалью является Творец нашего мира. Смерть, по всей видимости, если и имела свое существование до акта всемирного творения, то она существовала в природе Бога как неотъемлемая часть Его организма, как некая система в организме Бога, выполняющая определенные функции. Мы не можем постичь смысла этих функций, т.к. мы не можем полностью постичь всей природы Бога. Мы знаем только, что при сотворении нашего мира, Бог сделал так, что актуально функции смерти не распространялись на этот мир, но возможность проникновения смерти в наш мир оставалась.

Итак, если смерть имела существование до всемирного творения, и она имела определенный смысл, пусть даже и такой, который мы никогда не сможем познать в точности, то со всей неотъемлемостью возникает следующее положение вещей. Смерть получила свое распространение в, сотворенном Богом, мире и если Творец допустил возможность ее существования в нашем мире, то значит, она также имеет какой-то смысл предустановленный Творцом. Тогда возникает вопрос: в чем же смысл смерти, существующей в нашем мире? Ответ, который я хочу предложить вниманию читателя, возможно, удовлетворит далеко не каждого. Ответ этот сводится к следующему: смерть в нашем мире выполняет функцию регуляции мирового бытия. Причем регуляция эта проводится самим Богом, с целью управления этим миром. Причем я хочу предположить, что смерть, которая существовала до всемирного творения, имела функцию не регуляции, саморегуляции в организме Бога, т.е. существовала как неотъемлемая функция в природе самого Бога. В нашем же мире смерть – есть тот рычаг (хотя это скорее всего и не единственный рычаг), с помощью которого Бог управляет развитием нашего мира и держит этот мир под Своим контролем и в Своей власти.

Мы получаем, таким образом, такую картину. На определенном этапе развития Бог допустил бесконтрольное развитие жизни на земле, т.к. в нашем мире не было еще смерти (хотя она существовала как определенная функция в немировом Бытии, т.е. той «части» организма Бога, с структуре которой не был вписан наш мир). Затем в истории нашего мира наступает момент, который грозит существованию самого Бога и Творец снимает засов, ограничивающий действие смерти, и допускает ее проникновение в наш мир, чтобы удержать мир во власти и спасти Свое наличное бытие от деструктивных сил нашего мира. Мы видим, таким образом, что неправомерно понимать феномен смерти как деструктивный процесс. В своей Божественной инстанции смерть выполняет не менее важную функцию, чем жизнь. Если жизнь выполняет роль самоорганизационного развития Бога, то смерть выполняет роль саморегулирующего развития Бога. Если жизнь способствует системному развитию Сущего, то смерть способствует тому, чтобы сложившаяся система имела стабильное существование. Откуда может возникнуть нестабильность? – спросите вы. Из свободы, конечно, – ответим мы. Поэтому, наделив человека свободой, Бог допустил возможность проникновения смерти в наш мир.

Чтобы понять, изложенные выше мысли, необходимо иметь определенный уровень духовного развития. Есть много эзотерических техник, способствующих расширению человеческого сознания, и поднимающих ограничительную планку нашего познания. Я понимаю, что большинство людей не согласятся со многими моими рассуждениями. Но это меня не страшит. Возможно, пройдет некоторое время, и они поменяют свое мнение и примут мою точку зрения. Я также допускаю, что спустя некоторое время я сам могу поменять свою точку зрения, при том условии, что смогу найти более веские аргументы, обосновывающие другую точку зрения по рассматриваемой нами проблеме. В этой связи, я никогда не настаиваю на том, что обладаю истиной в последней инстанции и никогда не приветствую тех людей, которые претендуют на это обладание.

Если бы Камю был верующим человеком, то мне кажется, что он также пришел бы к подобного рода выводам, ведь он очень тонко ощущал дисгармонию мира и пагубное влияние различных форм мирового небытия на нравственное самосознание человека. Философия Камю не дает человеку надежды на бессмертие его души и тем более она не дает человеку надежды на здоровую веру в Бога. Напротив, она направлена на убийство всякой веры в Бога у человека. Но зато она претендует дать человеку веру в себя и в свое духовное достоинство. Но на чем зиждется истинное духовное достоинство человека? Для меня это достоинство зиждется на осознании в своем «я» присутствия духовного образа Бога, на утверждении в своем духовном облике лица Бога и осознании своего духовного родства со своим Творцом. Истинная духовность человека для меня проявляется не в том, что он может поступать так, как ему хочется, но в том, что он может поступать так, как того хочет Бог. Этого не мог или, скорее, не хотел понять Камю. Поэтому он искал оправдание существования человека в противостоянии абсурду мира. Камю не стеснялся играть в рулетку с абсурдностью мира. Итог этой игры оказался весьма печален.

Я не могу согласиться с аргументацией Камю главным образом по той причине, что, исходя из его мировоззрения, я не могу найти смысла рождения детей в этот мир. Ведь, если принять аргументы Камю, получается, что мир абсурден и абсурдно наше существование в этом мире. И, чтобы избежать этого тотального абсурда существования, Камю предлагает нам «изобрести» свой смысл жизни и жить согласно этому «изобретению». Пусть даже это так. Но ответьте мне тогда на вопрос: имею ли я право рождать в этот абсурдный мир, где мне самому приходится отведать ощущение абсурдности моего наличного существования, своего ребенка? Не является ли это верхом кощунства и бесчестия – вовлечь в бессмысленную рутину бытия еще одного человека? Для чего? Чтобы мучиться вместе?! Или, скажем, что я победил этот абсурд, придумал своей жизни тот смысл, который меня удовлетворяет… Но уверен ли я, что этот смысл жизни удовлетворит моего ребенка? А если этот смысл его не удовлетворит и ему придется всю жизнь мучиться в поиске другого смысла или отказаться от этого поиска и жить в абсурде?! Позволит ли мне совесть видеть весь этот бред существования?

Другое дело, если признать истинность теории реинкарнации, то рождение ребенка преисполняется очень высоким смыслом. Ведь, участвуя в детопроизводстве, мы тем самым предоставляем грешной душе шанс быстрее вернуться в наш физический мир и отработать карму, которая не дает душе разорвать сансару и вернуться в обитель Бога. Из этого аргумента, конечно, не стоит делать вывода, что смыслом жизни человека является как можно больше родить детей, т.к. это очень благородное дело. Несостоятельность этого вывода легко обосновывается тем фактом, что есть определенный процент людей, которые страдают бесплодием, а значит, при всем своем желании, они никак не смогут исполнить этого смысла, а значит, придется признать никчемность их существования.

На мой взгляд, смыслом жизни человека является счастье. Об этом говорится во всех эзотерических традициях. Просто путь к счастью может быть разным, да и мера счастья у каждого человека своя. И недаром же самым распространенным вопросом, который задается человеческой душе светоносным существом после того, как она покидает свое физическое тело, является вопрос о том, была ли она счастлива на земле или нет.

В заключение же этой главы хочу привести рассуждение Дмитрия Галковского в его произведении «Бесконечный тупик»:

«Безумие негодовать по поводу смертности людей. Люди смертны. И это ужасно. Но это закон, идея. Можно ощущать ее жестокость и аморальность. Но «обличать» Смерть… Она и не будет с вами спорить. Вы можете десятилетиями проклинать ее, но ответа не дождетесь. Просто постепенно начнут слабеть зрение и слух, выпадут зубы, волосы, кожа станет морщинистой и дряблой… Потом резанет стеклом по сердцу, и все…

…Отчего умирают люди? – От болезни. Нет, люди умирают от смерти».

От себя в дополнение к этой цитате хочу добавить: так давайте же готовиться принять эту неотвратимость Смерти не с чувством абсурдности нашего существования, а с чувством исполненного смысла, предложенного нам свыше.


Оглавление

9. Глава 8. Онтологический анализ феноменов жизни и смерти. Проблема совершенства нашего мира
10. Глава 9. Смысл жизни и смысл смерти
11. Глава 10. Самоубийство
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!