Алексей Курганов
ОчеркПолемические литературоведческие заметки Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 4.11.2013
На чтение потребуется 6 минут | Скачать: ![]()
Поборники морализаторства и прочей борьбы с литературным «ненормативом» посрамлены в очередной раз. Цитирую сообщение информационного портала «Ньюсленд»[1]: «Готовятся к изданию три тома с не подвергнутыми цензуре письмами Александра Сергеевича Пушкина. Книги станут частью полного собрания сочинений поэта в 11 томах, которое будет опубликовано издательством «Слово». В него также войдут различные заметки, предварительные наброски и исторические записи «солнца русской поэзии». В издании будут сохранены не только авторские пунктуация и орфография, но и «те слова, которые принято называть ненормативной лексикой и которые так смело использует поэт с присущими ему изяществом и иронией», – сообщили агентству «Интерфакс» в издательстве. В предыдущий раз данные тексты публиковались в таком виде в 1906–1911 годах, да и то всего в десяти экземплярах – для академиков Императорской Академии наук. Основной же тираж эпистолярного наследия Пушкина в начале прошлого века был издан с купюрами: «малоприличные» выражения были заменены на многоточия». (конец цитаты) Пушкин – непревзойдённый по своему великолепию и литературному изяществу озорник (если кому нравится – очаровательный охальник). Я уверен: только озорники могут стать и становятся именно ГЕНИЯМИ (самый, пожалуй, стереотипный пример – Моцарт). И озорство их поистине гениально! Вот, например, эпиграмма на известную в то время балерину Авдотью Истомину, которая предпочла «озорнику» Пушкину бравого генерала А. Ф. Орлова:
Орлов с Истоминой в постеле
Как написано! Живо, ёмко, эротично, поэтично (так и просится на язык определение – «вкусно»!), и, главное, с точнейшим, просто-таки убийственным попаданием в самую суть! Великолепное озорство! «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». Да он и сам не скрывает своей «несерьёзности»:
И черни презирай ревнивое роптанье;
«Мой друг! – ему я говорил. –
И ещё один характерный штрих к характеру Лермонтова. В то время очень популярным был пародист, некто Минаев. Понятно, что на бездарей пародий не пишут, так что для Минаева, ярого пропагандиста дворянской идеологии, «нестандартный» Михаил Юрьевич был, что говорится, лакомой мишенью. Он пародировал Лермонтова постоянно, причём не обходил вниманием даже трагические произведения, такие, как, например, «Сон» (1841 год):
М. Ю. Лермонтов:
В великолепной исследовательской работе «Поэмы М. Ю. Лермонтова в контексте традиций русской комической поэмы»[9] сказано (цитирую): «В скупой на поэзию петербургский период Лермонтов создал три юнкерские поэмы, которые потом сурово осудит известный русский философ, религиозный мыслитель Владимир Соловьёв за их нечистоту и «полное отсутствие той лёгкости, игривости, грации, какими отличаются, например, подлинные произведения Пушкина в этой области». Именно «юнкерские поэмы» побудили Владимира Соловьёва назвать музу Лермонтова «лягушкой, засевшей в тине». На 1833–1834 годы приходится кризисный момент романтического мироощущения Лермонтова. Своеобразным результатом этого кризиса явились так называемые «юнкерские поэмы» («Гошпиталь», «Петергофский праздник», «Уланша», и написанная и позднее, через два года по окончании юнкерской школы, но по жанру полностью к ним примыкающая – «Монго»). Юнкерские поэмы отличает, в первую очередь, от остального творчества Лермонтова нарочито грубое и циническое представление любви, т. е. того светлого и красивого чувства, которое так восторженно и лирично передал в своих ранних произведениях сам Лермонтов, автора романтических поэм, романтических драм, романтической прозы, романтической лирики. Безусловно, такой странный разрыв между прежним творчеством и юнкерскими поэмами не может не бросаться в глаза. Содержание «юнкерских поэм» основано на самой рядовой прозаичности и будничности. В них рассказывается не о необыкновенных страстях и чувствах, подвигах или преступлениях, а даётся описание бытовых юнкерских «похождений» за бутылкой вина». (конец цитаты) С вышеприведённым отрывком из работы невозможно не согласиться, потому что, на мой взгляд (да и не только на мой), при анализе творчества таких фигур, как Пушкин и Лермонтов, просто-таки нелепо разделение на т. н. главное и т. н. второстепенное. Их творчество ВСЕГДА многогранно и, что тоже весьма важно, непредсказуемо. Именно эти качества всегда выделяли и выделяют истинных мастеров, именно поэтому никогда уже не будет вторых Пушкиных и вторых Лермонтовых (и слава богу!). И в заключение: сегодня мы стараемся отойти от штампов – литературных ли, биографических, вымышленных или подлинных. Два гения нашей литературы, два «великих озорника» всем своим творчеством нас к этому сподвигают и на это благословляют. И действительно: сотворить себе кумиров легко… Легко, но как же скучно это «кумирство»! Тем более что сколько раз мы его проходили – и сколько раз на нём обжигались…
[1] http://newsland.com/news/detail/id/1254850/ (прим. ред.) [3] http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/sobr10_01.txt (прим. ред.) [4] Белевич Константин Павлович (1825–1890) – русский писатель, исследователь биографии Лермонтова (прим. ред.). [5] Спасович Владимир Данилович (1829–1906) – правовед, адвокат, публицист, историк литературы, общественный деятель (прим. ред.). [6] Андреевский Сергей Аркадьевич (1847–1918) – русский поэт и литературный критик (прим. ред.). [7] Хвостова (девичья фамилия Сушкова) Екатерина Александровна (1812–1868) – русская мемуаристка (прим. ред.). [8] http://lermontov.velchel.ru/?cnt=6&sub=20&page=1 (прим. ред.) [9] http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=512401 (прим. ред.)
![]() ![]() ![]() ![]()
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 21.11.2023 Хороший журнал, много интересного. Искатель 27.10.2023 В сентябрьском номере «Новой Литературы» меня более всего зацепила Ваша беседа с Андреем Карповым, редактором сайта «Культуролог». Предстала во всей своей полноте вся проблематика, вся механика, вся кухня появления номеров журнала «Новая Литература». Всё, о чем я раньше интуитивно догадывался, приобрело чёткие конкретные очертания. И я отчётливо осознал, каким благородным и в то же время неблагодарным трудом Вы занимаетесь... причем регулярно. Александр Хакимов 06.09.2023 Впечатление от июльского номера НЛ 2023 г. — прекрасное! Подбор сильных авторов, проделана большая редакторская работа по оформлению и подаче текстов. Талантливые проза, поэзия, интересное и глубокое содержание, разнообразие жанров. Всё продумано до мелочей. Галина Мамыко 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Узнаи те об гидроаккумулятор для скважины petrovich.ru/catalog/19603/. . роджер желязны аудиокниги |