HTM
$1000 за ваше лучшее стихотворение! Приём заявок продлён до 29 февраля, участие бесплатно

Михаил Ковсан

И вернутся к людям их имена

Обсудить

Роман

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за январь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

На чтение потребуется 6 часов 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 3.01.2023
Оглавление

22. Глава вторая. Ноев ковчег. 8
23. Глава вторая. Ноев ковчег. 9
24. Глава вторая. Ноев ковчег. 10

Глава вторая. Ноев ковчег. 9


 

 

 

Двадцатого сивана был пост в память евреев – жертв Хмеля-злодея и его подручных с гнусными прозвищами Ганжа, Кривонос, Кривошапка, Морозенко, да сотрутся их имена. Взрослые постились, и Авраам, хоть еще не был обязан, тоже решил поститься: от восхода солнца и до захода не есть, не пить.

Утро было солнечным. Редкие облака на бирюзовом небе. Но после обеда стало хмуриться, потемнело, и к вечеру было ясно, что разразится буря.

– Рассказывают, что отец Хмельницкого – крещеный еврей из местечка Хмельник, но это неправда, – говорил человек, которого все называли Немировский, поскольку его предки жили в местечке Немирове, где бандиты Хмельницкого вырезали большинство еврейских жителей. Немировский купил у отца рыбный товар, собираясь через день-два отправиться с обозом чумаков. А пока гостил у них в доме и сегодня вместе со всеми постился.

– Это, наверное, поляки распускают такие слухи. От того, что они ненавидят Хмельницкого, они евреев не полюбили. Правда, говорят, что среди бандитов были показачившиеся евреи. – добавил отец.

– Таких было немало. Но это в основном после Хмельницкого. Случалось, что запорожцы уводили еврейских мальчиков на Сечь, и они становились джурами – слугами казаков. У них и особые прозвища были, указывающие, что они перешли в христианство: Перехрыст, Крыжановский. На польском «крыж» означает «крест». Один из таких Яков Крыжановский, придя на Сечь, крестился, выучил церковнославянский язык и стал служить при сечевой церкви.

– Говорят, сохранились документы Сечи, написанные на украинском языке еврейскими буквами.

– Да. Много чего рассказывают. Многое врут. Но многое правда. Рассказывают о человеке по имени Иван Ковалевский, который пришел на Сечь уже крещеным. Дослужился до полкового старшины, а потом принял сан священника и умер протоиереем.

– Не было в истории зверей, подобных казакам. Хмель не был первым, кто поднялся против власти польского короля. До него были взбунтовавшиеся холопы Наливайко и Павлюк, да сотрутся их имена. Павлюка наказали примерно, чтобы другим неповадно было. Его посадили на железный трон, палач надел на голову железную корону и всунул в руку железный скипетр. Все это было добела раскалено, а под ним были горячие угли, и палач раздувал их мехом до тех пор, пока Павлюк не умер.

– Но и это бандита Хмеля не предостерегло.

– Бандиты вытаскивали свитки Торы из синагог, разворачивали их, как ковры на земле. Казаки плясали на них, пили горилку, а потом швыряли на них евреев и резали их, как скот. Они швыряли младенцев в колодцы. Да отомстит Господь за невинно пролитую кровь.

– Некоторые спасались тем, что будто бы переходили в православную веру.

– К тем, кто отказывался, они относились еще более жестоко.

Помолчали, словно пытаясь осмыслить сказанное, которое понять было невозможно. Первым прервал молчание Немировский:

– В Каневе с евреев содрали кожу живьем. А в Немирове поляки купили себе жизнь жизнью евреев. Они согнали их на крепостной вал, и казаки кололи гвоздями, жгли, рубили, били дубьем.

– Особую ненависть бандитов вызывали кроме евреев католические священники и монахи...

– Рассказывают об одной красивой девушке из почтенной, богатой семьи, которая была пленена казаком и взята им в жены. Схитрив, она сказала, что знает заклинание, предохраняющее от всякого оружия. «Возьми ружье и выстрели в меня, ничего мне не будет». Поверив, выстрелил казак и убил жену. И другая еврейская девушка освятила Господне имя. Она попросила, чтобы казак обвенчался с ней в церкви, стоящей на другой стороне реки. Тот выполнил просьбу, и когда ее повели на венчальный обряд в великолепном одеянии под звуки музыки, она, взойдя на мост, прыгнула в воду.

После этого Немировский с отцом долго молчали, а когда отец принес книгу, вслух прочитал:

«...Погибли смертью мучеников от различнейших жесточайших и тяжких способов убиения: у некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам, а некоторых – после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных муках, до того как испустят дух; многих закапывали живьем, младенцев резали в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей; а других, насадив на вертел, жарили на огне и принуждали матерей есть это мясо; а иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа мучительного убийства, которого они бы не применили; использовали все четыре вида казни: побивание камнями; сжигание; убиение и удушение».

Тягостный, выматывающий душу ветер выл по-волчьи, ревел волом, пронзительно скулил по-шакальи. Гудел, рычал, свистел, врывался сквозь окна и двери. Все, что можно, затащили в дом. Ставни закрыли и закрепили. И вскоре сквозь щели – сверкание молний, раскаты грома, сперва мелкий, редкий дождь, сменившийся ливнем, потопом, всё утонуло в громе, порывах ветра.

Всю ночь, то стихая, то вновь набирая силу, бушевала буря. Всю ночь он не мог уснуть, слушая завывание ветра, вглядываясь в щели – за ставнями бушевала гроза, росчерками молний проникая в дом, и свеча, которую не гасили, в ответ на порывы ветра, металась, и вместе с пламенем бесились по стенам тени. Они выли по-волчьи, ревели волами, шакалами завывали. Вместе с тенями металось пламя в печи. В одном месте заслонка приставала неплотно, и красные линии очерчивали страшную морду с отверстою пастью. Чудовище вот-вот вырвется на волю, бросится на него. Он укрывается с головой, но не выдерживает – смотрит чудовищу в глаза, а оно стремительно летит на него. Огромный конь тяжело гремит подковами по земле, сухой, растрескавшейся, звенящей. Конь сгрыз стальную узду. Из пасти – пламя, испепеляющий жар. Но страшнее коня всадник на нем, с пикой в одной руке, с саблей – в другой. Рот всадника перекошен. Кричит, воет, ревет, завывает. Изо рта – пламя, страшнее, чем пламя из пасти коня.

Всадник откидывается назад в седле и – пика летит, в огненных брызгах, словно вода превратилась в огонь, капли – в языки пламени. Пика летит, а в руке всадника новая. И вот уже лес огненных пик летит в него. Не спрятаться, не укрыться. Он прячется за скалой, но пики летят, и, скалу огибая, устремляются все ближе и ближе. А всадник летит за ними, заносит над головой острую саблю, с которой стекает кровь.

Он бежит, но натыкается на камень, на забор, на что-то еще, и пики несутся за ним, и сабля свистит, и ветер, не унимаясь, поднимает его и несет. Вместе с ним летят в воздухе сотни людей. Но всадников еще больше. Они несутся за ними. Пики летят. Свистят сабли. И вокруг него, словно лес, редеет. Вместо животов – кровавые раны. В них, как черви, тянутся красные нити, на концах которых – глаза с ресницами. Моргают, ресницами прикрываясь, и снова дергаются, перекатываясь на красных резинках, на таких, на которых нанизаны куклы.

Пики вонзаются, сабли звенят, огонь из пасти коня и рта всадника – из распоротых животов выползают мертвые дети. Без рук, без ног – во все тело глаза. Мертвые, видят все, все запоминают. Хотят спрятаться, но – некуда убежать. Все воет, рычит, скулит.

И уже не одна лошадь, но две, три. Все больше и больше. Сомкнутым строем несутся на жмущихся друг к другу людей. Матери прижимают к груди младенцев. Отцы выступают вперед – первыми принять удар. Строй лошадей, всадников, сабель и пик несется на беззащитных.

Гром. Молния. Языки пламени. Град и смола. И тихое, мир пронзающее от земли – до неба:

– Шма, Исраэль...

Пламя охватывает его. Он шепчет:

– Шма, Исраэль...

Он горит, не сгорая. Как огненный куст в пустыне. Он задыхается.

– Пить! Пить! Пить!

Вода течет по подбородку. Он понимает, почему не сгорает: вода. Дождь потушил пламя. Поднимается. Сбрасывает одеяло. Он знает, как остановить строй взбесившихся лошадей с озверевшими всадниками. Он бросается наперерез и тихо шепчет:

– Шма, Исраэль...

Лошади исчезают, растворяясь в дожде, орошающем каменистую голую степь.

Мать опускает его голову на подушку, и через минуту он, успокоенный, засыпает. Ему ничего больше не снится, и утром, когда буря утихнет, он не вспомнит ничего из того, что приснилось.

Но – странное дело, через несколько лет он вспомнит свой сон, и больше его никогда не забудет.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

22. Глава вторая. Ноев ковчег. 8
23. Глава вторая. Ноев ковчег. 9
24. Глава вторая. Ноев ковчег. 10
887 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.01 на 27.02.2024, 13:57 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм

1000 $ за Лучшее стихотворение



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.02.2024
С удовольствием просмотрел январский журнал. Очень понравились графические работы.
Александр Краснопольский

16.02.2024
Замечательный номер с поэтом-песенником Александром Шагановым!!!
Сергей Лущан

29.01.2024
Думаю, что на журнал стоит подписаться…
Валерий Скорбилин



Номер журнала «Новая Литература» за январь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!