HTM
$1000 за ваше лучшее стихотворение! Приём заявок продлён до 29 февраля, участие бесплатно

Михаил Ковсан

И вернутся к людям их имена

Обсудить

Роман

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за январь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

На чтение потребуется 6 часов 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 3.01.2023
Оглавление

17. Глава вторая. Ноев ковчег. 3
18. Глава вторая. Ноев ковчег. 4
19. Глава вторая. Ноев ковчег. 5

Глава вторая. Ноев ковчег. 4


 

 

 

Дин-дин-дин. Пить-фьюить. Идет, вола погоняет Авраам – Авраам сын Михаила.

Селение, в котором он живет, – тонкая неровная полоска: с одной стороны море, с другой – горы. В горах пасут коз. В море рыба. Кефаль, хамса, скумбрия, ставрида, судак, лещ, осетр, сельди. Их дом на самом обрыве – над морем. В ночной тишине спокойное море шелестит волною о гальку у самой кровати. Ну, а буря – дом несет на волнах, девятым валом швыряя, как щепку. Его семья занимается обработкой рыбы, её покупают у греков. В их большом дворе навесы, под которыми сушится рыба; бочки, в которых рыбу солят, жаровни, на которых коптят. Одна рыба хороша для засолки, другая – для копчения, а кефаль и солят, и коптят, и сушат. Самое лакомое блюдо – сушеная икра, ее вырабатывают немного, продавая по очень высоким ценам. Скумбрию солят, выдерживая в рассоле год, после чего она не уступает по вкусу голландской сельди. А маленькую рыбку барабульку маринуют.

Рыбу они продают. Молоко и сыр покупают. Продают чумакам в долгий путь. Продают грекам с другого конца селения: на одном конце греки, на другом – евреи. На одном конце церковь. На другом – синагога. С одного – еврейского, конца удобный спуск к морю. С другого – греческого, удобный подъем в горы.

Дома в их селении можно отыскать с закрытыми глазами, по запаху: их дом пахнет рыбой, другие – лошадьми или хлебом, волами, овцами или рыболовецкою снастью.

У него друг – Димитрий, грек. Его семья живет в невысоком, крытом черепицей доме, перед которым небольшой садик с черешнями, абрикосами, персиками. Как и все греки, он одет в красно-зеленую одежду. Его отец моряк и рыбак, высокий, с огромными, словно весла, руками, в парусиновой одежде. В море он, как и все рыбаки, выходит на плоскодонной парусной шаланде, которую Димитрий называет по-гречески «хеладон», что значит попросту «плоскодонка».

Больше всего работы у всех, связанных с рыбой, конечно же, летом, а осень – пора жатвы для музыкантов. У евреев – скрипочки и цимбалы, у греков – цимбалы и скрипочки. Только мелодии и танцы разные. С греческих свадеб Димитрий приносит со стола, что повкуснее (он не хуже Авраама отличает кошерное от трефного), а с еврейских – Авраам Димитрию. На Песах оба едят мацу, на Пасху Димитрий приносит куличи и крашеные яйца: кто больше своим яйцом разобьет чужие. Разбил – твои, можешь есть. Только под конец они забывали, где чьи, и ели вместе, посыпая их серой крупной черноморской солью.

Греки уходят далеко в море, ориентируясь на колокольню монастыря святого Георгия. Ловят сетями скумбрию, кефаль, хамсу, морских бычков, камбалу, барабулю. Но главное рыбацкое дело – ловля громадных белуг, которых они называют волками. Для этого выходят в опасное зимнее море на десять-пятнадцать верст от берега и бросают крючья в воду. Ловля белуг – дело очень выгодное и очень опасное. Но всего опаснее колючие ядовитые рыбы. Вытащив сети, рыбаки всегда осторожно перебирают их, чтобы не пораниться о морского дракона или скорпену.

У Димитрия маленький, то ли срезанный, то ли вовсе не завершенный подборок, который он унаследовал от деда. Однажды в селении после долгих странствий появился его дядя, младший брат отца. Так случилось, что первым, кого он встретил, появившись в селении, был Димитрий, которого он никогда в жизни не видел и которого узнал по семейному подбородку.

Дед Димитрия жив. Живет один, на покое, отставной солдат Греческого полка Русской армии. В юности участвовал в греческом восстании против турок, которое обернулось войной и победой России. После войны многие из участников восстания, чтобы избегнуть мести со стороны турок – на это они никогда не скупились, были переселены в Крым. Переезд производился под покровительством Императрицы и на казенный счет.

Крым тогда формально еще не перешел под власть русской короны, и турки помышляли о мести: возмущали татар, засылая мусульманских проповедников подстрекать тех к восстанию. И когда татары в 1777-1778 годах восстали, усмирять их пришлось грекам. Вот тогда-то после усмирения восстания знаменитый Потемкин начал формировать греческий полк.

В 1783 году крымский хан отказался от престола в пользу Российской империи. В этом же году во время поездки по Крыму императрица Екатерина посетила Севастополь и Балаклаву, где находились греческие воины на русской службе. Там императрицу ожидал один из потемкинских сюрпризов. На дороге ей салютовал отряд из ста амазонок, состоящий из жен и дочерей греческих солдат и офицеров. Командирше отряда императрицей был пожалован чин капитана и бриллиантовый перстень.

Но уже через четыре года после присоединения к России Турция потребовала возвращения Крыма. Началась новая война. Большая часть крымских греков была отправлена на флот. Среди оставшихся в Балаклаве для кордонной службы был дед Димитрия.

Бури отшумели. Раны были зализаны. Наступило неспешное время ожиданий: куда качнется маятник, к добру или к худу. Настоящих врагов не было: одни в земле, другие состарились. Так что развлечения ради иногда от скуки придумывались мнимые, с которыми нелегко было заставить себя бороться. Забота и забава. Понятно, нередко одно и то же трактовалось по-разному в зависимости от взглядов, а иногда и пищеварения толкователя.

Авраам молчалив. Нравится, не нравится, виду он не подаст. Только в минуты обиды, как пойманная рыба, судорожно дышит, заглатывая воздух. В отличие от друга, Димитрий болтлив. Плетя свои бесконечные рассказы, облизывает уголки губ, словно слизывая соль.

У всех живущих у моря в уголках губ соль от волн, от ветра. Море Димитрий называет Понт Эвксинский – Гостеприимное море. А в древности, говорит, греки называли его Понт Аксинский – Негостеприимное море. Авраам не соглашается, но молчит. Только, думает про себя, оно и такое, и такое.

Иногда греков называют арнауты. У каждого из них хоть маленький, но свой виноградник в горах, так что после сбора винограда все заняты тем, что давят его ногами в чанах в горах под открытым небом. Потом вино стоит месяц в бочках, а затем его разливают в бутылки. Это вино греки называют бешеным: выпьешь – станешь буйным, танцуешь, плачешь, смеешься, глупости говоришь.

Димитрий учится в греческой школе при церкви. Его учитель – священник. Авраам – в хедере при синагоге. Его учитель – раввин. Каждый день после уроков друзья встречаются. Один день – на еврейском конце поселения, и тогда они вместе уходят к морю, на скалы. Другой – на греческом, и тогда они идут в горы. Когда уходят на море, еду берет Авраам, хлеб и рыбу. Когда уходят в горы – Димитрий: хлеб и овечий сыр. Только в субботу и воскресенье они не встречаются. В субботу Авраам идет в синагогу. А в воскресенье его друг отправляется в церковь.

Они похожи друг на друга, как братья. Черноволосые, носы с горбинкой. Только Авраам обрезан, а друг его нет, и крестится часто. Пообещает что-то – и перекрестится. Хочет доказать, что сказанное правда – снова крест.

В горах спокойно и тихо, даже тогда, когда внизу появляются русские солдаты. Они не поднимаются в горы – куда им с тяжелыми ранцами, ружьями, в шапках медвежьих, неповоротливым, неуклюжим.

В последнее время в горы Авраам и Димитрий ходят чаще, чем на море. На море они бездельничают, а в горах собирают лавровые листья. Лавровых деревьев в горах великое множество, но у них есть свои, любимые, не очень высокие, такие, на которые удобно забраться и, примостившись на крепкой ветке, срывать, бросая в мешок, прикрепленный к поясу, темно-зеленые, более светлые с нижней стороны, жесткие листья. Даже свежие листья замечательно пахнут – сладостью, горечью и смолой. В жаркие летние дни эти деревья были спасением не только от зноя, но и от мух, слепней, комаров, тучами клубившихся в других местах. Дома они раскладывают листья в тени, и через несколько дней те готовы, целые, хрупкие, с одуряющим запахом.

Поздней осенью они собирают кизил. Татары его называют шайтановой ягодой, будто бы потому, что, когда Аллах раздавал всем тварям фрукты и ягоды – тому абрикосы, этому – яблоки, другому – вишни, шайтан выбрал кизил, думая, что он поспевает раньше других фруктов и ягод. Но просчитался глупый шайтан, оказалось: поспевает позже других.

В горах раздолье: холодные ручьи, серебром мелькнет рыба, кипарисы и сосны, дубы и буки, цветы всевозможных форм, цветов и оттенков, среди них самые красивые – тюльпаны и орхидеи. Внизу бабочки, повыше – чайки и голуби, а совсем в небесах – грифы, орлы. Иногда увидишь в кустах оленя, косулю, а то – берегись, дикого кабана. В самые жаркие дни на берегу ручья прохладно: ледяная вода стекает с вершин, на которых не тает снег.

Во мхах среди папоротников, где вечная сырость, ползают улитки, черепахи и ящерицы, ужи и гадюки. Гадюк – берегись. Но не только гадюк – тарантула, живущего в норах, скорпиона, ядовитого паука – каракурта. Чего только нет в мире, чтобы вредить человеку. Димитрия оса раз укусила, неделю болела нога, был жар.

Но самое страшное – это, как называет Димитрий, неопалимая купина. Один раз подвел Авраама к растению чуть ниже их роста. На нем большие то ли сиреневые, то ли розовые – не поймешь, цветы. Димитрий чиркнул несколько раз кремнем о кресало, раздул трут, поджег сухую веточку, и, оттолкнув друга подальше, сам отпрыгнул и бросил веточку на цветы. Вспыхнуло красное пламя, раздался хлопок, появился черный дым. И что же? Минута минула – нет огня, и растение цело, живехонько, ни один цветок не повредился.

Смотрит Авраам на горящее растение, не поврежденное огнем, и вспоминает Тору – рассказ о кусте, который горит, не сгорая, кусте, из которого с Моисеем Сам Господь говорил. Много в мире опасностей. Но все равно мир велик и прекрасен – творение Божье.

Авраам смотрит вокруг себя и повторяет 104-ую главу Восхвалений, их Димитрий называет псалмами.

 

Благослови, душа,

Господа.

Боже, Господь, Ты велик,

величием, великолепьем облекся.

 

Как накидкой, светом окутан,

как завесу, небеса простираешь.

 

Из вод делает крышу

для выси,

кладет колесницею тучи,

на крыльях ветра идет.

 

Делает посланниками ветра,

огонь пылающий – слугами.

 

Создал землю на ее основаниях –

вовек не пошатнется.

 

Как одежда, бездна покрыла ее,

воды над горами встали.

 

От окрика Твоего побежали,

от звука грома помчались.

 

Поднялись на горы, спустились в долины,

на место, что им утвердил.

 

Рубеж им поставил – не переступят,

землю покрыть не вернутся.

 

Из источников посылаешь в потоки,

они текут между гор.

 

Полевого зверя поят,

жажду диких ослов сокрушают.

 

Там обитает птица небесная,

подают голос среди ветвей.

 

Из высей горы поит,

землю плодами дел насыщаешь.

 

Зверю зелень растит

и траву – для труда человека:

хлеб извлекать

из земли.

 

И вино, сердце людей веселящее,

и масло, чтобы сияло лицо,

и хлеб,

сердце людей укрепляющий.

 

Насыщаются деревья Господни,

кедры ливанские, Им посаженные.

 

В них птицы гнездятся,

кипарисы – дом аиста.

 

Сернам – горы высокие,

скалы – зайцам укрытие.

 

Создал луну для времен,

солнце, знающее приход.

 

Ставишь тьму – будет ночь,

бродят все звери лесные.

 

Львы рычат о добыче,

еду просят у Бога.

 

Солнце взойдет – собираются,

в логовах залегая.

 

Человек выходит на труд,

до вечера на работу.

 

Как дела Твои, Господь, велики,

все в мудрости сделал!

Полна земля

созданиями Твоими!

 

Вот, море великое

и широкое,

там движущееся без числа,

живое, малое и большое.

 

Там идут корабли,

ливьятан, Ты его создал, играет.

 

Все от Тебя ожидают:

еду дашь им в срок.

 

Им дашь – соберут,

раскроешь руку – благом насытятся.

 

Скроешь лик –

ужаснутся,

дух отнимешь – умрут

и в прах возвратятся.

 

Пошлешь дух Свой – будут сотворены,

и лик земли обновишь.

 

Слава Господа будет вовек,

в делах Своих Господь будет весел.

 

Взглянет на землю – дрожит,

гор коснется – дымятся.

 

При жизни буду Господу петь,

Бога, пока я есть, воспевать.

 

Будет слово мое угодно Ему,

буду с Господом весел.

 

Грешники исчезнут с земли,

и злодеев больше не будет.

Благослови, душа,

Господа.

Восхваляйте Бога!

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

17. Глава вторая. Ноев ковчег. 3
18. Глава вторая. Ноев ковчег. 4
19. Глава вторая. Ноев ковчег. 5
887 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.01 на 27.02.2024, 13:57 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм

1000 $ за Лучшее стихотворение



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.02.2024
С удовольствием просмотрел январский журнал. Очень понравились графические работы.
Александр Краснопольский

16.02.2024
Замечательный номер с поэтом-песенником Александром Шагановым!!!
Сергей Лущан

29.01.2024
Думаю, что на журнал стоит подписаться…
Валерий Скорбилин



Номер журнала «Новая Литература» за январь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!