Корзинка с картинками
Иллюстрированный монолог
![]() На чтение потребуется 15 минут | Цитата | Подписаться на журнал
![]()
Здравствуйте, друзья! Сегодня я хочу поговорить о хорошо всем знакомом предмете – зеркале. Тема моего монолога возникла в результате просмотра архивных номеров «Новой Литературы». В июньском номере журнала за 2018 год опубликована пьеса Серёги Ландика «Эхо светлой печали (Кукла вуду, манускрипт, Гавриил и дурочка)». Это мистификация в трёх частях, шести действиях и четырнадцати картинах. В пьесе, в частности, идёт речь о материализации мыслей, в результате которой появляется тульпа – материализованный мысленный образ, некое существо, созданное энергией мысли. Тульпа обладает независимой индивидуальностью и может осуществлять целенаправленную деятельность. Как видите, материализация мыслей небезопасна. А подробности вы узнаете, прочитав пьесу. Я же хочу здесь обратить ваше внимание на иллюстрацию к пьесе, которая также стала обложкой номера. Это репродукция картины итальянского живописца Бернардо Строцци (Bernardo Strozzi, 1581–1644 гг.) «Старая кокетка».
![]()
Картина представляет собой своеобразный вариант популярной в XVII веке темы «суеты сует» (Vanitas), мимолётности земной жизни, красоты и славы. В Венеции, где жил Строцци, тогда вышли в свет несколько литературных произведений, посвящённых этой теме. Искусствоведы полагают, что поводом для создания картины могли послужить строки появившейся в 1620 году поэмы анонимного автора с описанием женщины за туалетом перед зеркалом: «Бедная женщина, как ты можешь любоваться своей красотой, от которой не осталось и следа. Прочь, прочь зеркала, и не думай о том, чтобы украшать своё лицо румянами и пудрой». Принято считать, что «Старая кокетка» является насмешкой над тщеславием. Но можно трактовать картину и иначе – как иллюстрацию проявления воли и решимости противостоять обстоятельствам и бороться за красоту и достоинство. Как бы то ни было, зеркало в сюжете картины играет значимую роль. Глядя в него, героиня оценивает свой облик, изменения во внешнем виде, происходящие с течением времени, а также результаты своих усилий в борьбе за красоту. Для нас зеркало – привычный атрибут жизни. С детских лет, с момента осознания себя, зеркала повсюду сопровождают нас. Они присутствуют в интерьерах помещений, в оформлении наружных витрин. Кроме того, для многих из нас небольшое зеркальце является аксессуаром, который мы непременно берём с собой, выходя из дома по делам. Но так было не всегда.
![]()
В далёком прошлом увидеть своё отражение можно было лишь в стоячей воде. И у человека, впервые увидевшего свой образ, могли возникнуть разные чувства, от разочарования до удивления и восторга. Могла произойти и трагедия, подобная изложенной в мифе о Нарциссе. Эдвард Коли Бёрн-Джонс (Edward Coley Burne-Jones, 1833–1898 гг.) – английский живописец и иллюстратор, близкий по духу к прерафаэлитам. Сегодня «Зеркало Венеры» далеко не самая популярная и известная из картин Бёрн-Джонса, но именно с неё началась его карьера живописца. В 1877 году по совету Данте Габриеля Россетти художник представил первую версию картины на выставке в галерее Гровенор, и это стало началом его успеха. Картина была куплена в первые несколько дней после начала выставки, а живописец после этого повторил картину ещё не менее пяти раз. В сети можно найти репродукции именно повторений, самое известное из которых выполнено в 1889 году и хранится в Лиссабоне, в музее Галуста Гюльбенкяна. А начальный вариант до сих пор находится в семье первого владельца. Когда Бёрн-Джонс писал свою картину, в живописи уже существовала традиция изображения Венеры с зеркалом-предметом. Свои картины так уже создали Тициан, Рубенс и Веласкес, но Бёрн-Джонс не стал следовать этой традиции. На его полотне мы видим группу девушек, глядящихся в небольшой пруд.
![]()
Нарцисс, согласно легенде, изложенной в «Метаморфозах» Овидия, – юноша, влюбившийся в собственное отражение и умерший из-за этой страсти. Печальная легенда вдохновила многих художников. Среди них был и Караваджо, один из крупнейших представителей барокко. К настоящему времени написаны тысячи картин, на которых изображены различные зеркала и отражения людей или других объектов. Но самым популярным сюжетом является, видимо, сюжет «женщина и зеркало». К нему обращались художники, жившие в разное время и в разных странах. Приведу здесь репродукции некоторых картин.
![]()
Гай Роуз (Guy Rose, 1867–1925 гг.) – американский художник-импрессионист. С 1904 по 1912 годы он с женой жил во Франции, в Живерни, и в его работах этого периода чувствуется влияние Клода Моне, ставшего другом и учителем Роуза. На представленной картине большое зеркало создаёт эффект расширения, увеличения пространства и в то же время позволяет увидеть изображённую женщину в разных ракурсах. Далее показан портрет императрицы Елизаветы Алексеевны (1779–1826), супруги императора Александра I, урождённой принцессы Луизы-Марии-Августы Баден-Дурлахской. О молодой императрице, считавшейся одной из самых красивых и утончённых женщин своей эпохи, сохранилось множество восторженных отзывов современников. Она занималась благотворительностью, покровительствовала наукам и искусствам, изучала иностранные языки.
![]()
Написал портрет Жан Лоран Монье (Jean-Laurent Mosnier; 1743–1808 гг.), видный французский живописец эпохи классицизма, эмигрировавший из Франции во время революции и значительную часть жизни проживший в России. Следующая картина написана во время правления Николая Первого, ставшего российским императором после смерти Александра Первого в 1825 году. Филипп Осипович Будкин (1806–1850 гг.) был востребованным живописцем, и Николай Первый тоже заказал ему свой портрет. Портрет царя Будкин написал в 1837 году, а представленную здесь картину – в 1948-м.
![]()
Стоит добавить, что Филипп Осипович среди прочих написал также портрет великого живописца Карла Брюллова (1845 г.). А когда Михаил Лермонтов окончил юнкерскую школу и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта Е. А. Арсеньева заказала художнику Филиппу Будкину парадный портрет внука.
![]()
Николай Иванович Фешин (1881–1955 гг.) – русский и американский художник, живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. Ученик Ильи Репина. Родился в Казани, куда после окончания Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств вернулся преподавать в художественной школе. В 1923 году эмигрировал с семьёй в США. Далее представлены репродукции работ художников Исаака Бродского, Константина Сомова и Александра Дейнеки, которые, полагаю, в представлении не нуждаются. Впрочем, сейчас благодаря Интернету информация доступна практически всем, и если я чего-то не сказала, вы легко можете самостоятельно найти соответствующие сведения.
![]()
![]()
![]()
Советский художник Михаил Михайлович Божий (1911–1990 гг.) на своей картине изобразил майский праздничный день. Мама перед выходом из дома прихорашивается перед зеркалом, а малыш сын торопит её, боясь опоздать на парад.
![]()
На картине народного художника СССР, лауреата Ленинской премии и двух Сталинских премий второй степени Юрия Ивановича Пименова (1903–1977 гг.) изображено зеркало в театральном фойе. А перед зеркалом мы видим только женщин – они больше мужчин озабочены своим внешним видом. Такие сценки Юрий Пименов, оформивший многие спектакли в разных театрах, мог наблюдать часто.
![]()
Женщины всегда хотят быть привлекательными, с детских лет и до глубокой старости. Особенно важной роль внешности в жизни считают девочки-подростки и молодые девушки. Им кажется (и наверно, не совсем безосновательно), что красивым легче и проще добиться успеха в разных сферах. Поэтому многие девочки и девушки часто рассматривают себя в зеркале и сравнивают свой облик с внешностью кумиров. Такую ситуацию показал известный американский художник-иллюстратор Норман Роквелл (Norman Percevel Rockwell, 1894–1978 гг.). На картине «Девушка у зеркала», созданной в 1954 году для обложки журнала «Saturday Evening Post», мы видим девушку-подростка, пристально вглядывающуюся в своё отражение. На её коленях лежит раскрытый журнал с фотографией Джейн Рассел, голливудской звезды середины XX века. Джейн, в частности, вместе с Мэрилин Монро снялась в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок». У ног героини картины лежат расчёска, щётка и помада. А возле зеркала расположена небрежно брошенная кукла. Эти детали говорят зрителю, что девочка уже не ребёнок, не маленькая. Ей хочется выглядеть взрослой, походить на мировую знаменитость.
![]()
Проходят годы, девочки взрослеют. По-разному складываются их судьбы. Но каждая выросшая девочка в какой-то момент оглядывается назад и анализирует свою жизнь, стараясь понять, всё ли она делала правильно. К сожалению, в прошлом ничего исправить нельзя. Можно лишь сделать какие-то выводы на будущее. И здесь уместно вспомнить строки из стихотворения Андрея Дементьева.
Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе.
Все люди, как это ни печально, смертны и рано или поздно покидают этот мир. Рождаются и подрастают другие девочки. И в какой-то момент каждую из них тоже начинает волновать вопрос, достаточно ли она красива. И ответ девочка будет искать у зеркала… В 2006 году, через 52 года после того как Норман Роквелл написал «Девушку у зеркала» и его картина была опубликована на обложке журнала, к такому же сюжету обратилась американская художница Алиа Эль-Бермани (Alia E. El-Bermani). Алиа живёт и работает в штате Северная Каролина. На картине «Пейдж у зеркала» мы тоже видим девушку-подростка, видимо, школьницу, вглядывающуюся в своё отражение. Одежда героини, её причёска и обстановка в комнате ближе к сегодняшнему дню по сравнению с соответствующими объектами на картине Роквелла, но мысли Пейдж, судя по всему, очень похожи на мысли девушки из 50-х годов прошлого века. Об этом говорят похожие детали: раскрытый журнал на коленях, косметические принадлежности у ног и брошенная на пол у зеркала кукла. На связь с картиной Нормана Роквелла указывает и изображённая на стене криво висящая её репродукция.
![]()
А всё-таки молодым быть лучше, чем старым. Ведь в юности вся жизнь впереди. И я полностью согласна с Юнной Мориц, разделяю сказанное в строках из её стихотворения, написанного в 1975 году.
Хорошо – быть молодым, За любовь к себе сражаться, Перед зеркалом седым Независимо держаться, Жить отважно – черново, Обо всём мечтать свирепо, Не бояться ничего – Даже выглядеть нелепо!
Картина, репродукция которой приведена ниже, тоже была использована для обложки журнала «Saturday Evening Post». Более века назад – в 1921 году. Её автор – американский художник-иллюстратор Пол Стар (Paul Stahr, 1883–1953 гг.).
![]()
Русская и советская художница и график Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская (1875–1952 гг.) изобразила свою десятилетнюю дочь Екатерину.
![]()
Отражение в зеркале мимолётно, оно существует, когда человек или объект расположены возле зеркала. Стоит только переместить отражаемое, и отражение изменится или совсем исчезнет. И мимолётностью зеркальные отражения близки к танцу. Танец живёт лишь тогда, когда его танцуют. Кажется, что танцевать легко. Но чтобы танец был красив, требуются упорные тренировки. При этом каждое движение долго оттачивается перед зеркалом. А художники, стремясь остановить мгновение, сохранить красоту и грацию, изображают балерин на своих картинах.
![]()
Работа героини следующей картины не связана с балетом и танцами. Она швея. Но и у неё на рабочем месте есть зеркало, и она находит минутку, чтобы посмотреть на себя. И, видимо, своим отражением эта швея вполне довольна.
![]()
Как видим, и во время работы, и на отдыхе практически каждая женщина не забывает посмотреться в зеркало. И, конечно, в такой значимый день, когда девушка выходит замуж, роль зеркала возрастает. Невеста обязательно должна быть красивой!
![]()
В траурные дни женщина тоже смотрит в зеркало, словно спрашивая его, как ей жить дальше. Такой грустный момент изобразил американский художник Этель Пенневил Браун Лич (Ethel Pennewill Brown Leach, 1878–1959 гг.).
![]()
Что ж, зеркала и отражения – наши постоянные спутники и помощники. Например, при покупке шляпки без зеркала не обойтись.
![]()
Покупательница, конечно же, примерит в магазине перед зеркалом несколько разных шляпок, внимательно оценивая, какая ей лучше подходит. При этом женщина посмотрит на свои отражения в разных ракурсах, с разных точек зрения. А бывают ситуации, когда женщина не замечает своего отражения, даже если оно очень красиво. Один из таких моментов изобразила канадская художница Элизабет Форбс (Elizabeth Adela Forbes ,1859–1912 гг).
![]()
Парк на рисунке прекрасен! Вот бы сейчас там прогуляться! Друзья, говорю я уже долго и успела немного устать. Полагаю, вы тоже слегка утомились. А тема зеркал и отражений неисчерпаема, и сказать ещё можно и нужно многое. Поэтому сегодня я свой монолог на этом закончу, но в следующий раз продолжу затронутую здесь тему. И, видимо, продолжение будет не одно. Полагаю, что ещё две-три наших встречи будут посвящены зеркалам и отражениям. А подытожить сказанное сегодня можно словами песни, которую когда-то исполняла Валентина Толкунова. Стихи написаны Игорем Шафераном.
Перед зеркалом девчушка лет пяти, Перед зеркалом девчушка лет пяти, Хохотушка и вертушка лет пяти, Корчит рожицы, не хочет отойти!
А время, а время Не убавляет ход, А время, а время Идёт себе, идёт…
Смотрит в зеркало невеста не спеша, Смотрит в зеркало невеста не спеша, Хоть и ждут её давно, а – не спеша, Так и эдак огляделась: хороша!
И, вздохнув печально, женщина прошла, И, вздохнув печально, женщина прошла, Задержалась на мгновенье – и прошла: «Помоложе раньше были зеркала…»
И когда успела внучка подрасти? Вот у зеркала девчушка лет пяти, Хохотушка и вертушка лет пяти, Корчит рожицы, не хочет отойти!
Перед зеркалом девчушка лет пяти… Смотрит в зеркало невеста не спеша… И, вздохнув печально, женщина прошла… И когда успела внучка подрасти?
А время, а время Не убавляет ход, А время, а время Идёт себе, идёт…
В заключение хочу порекомендовать опубликованные в «Новой Литературе» рассказы Анны Финчем. Эти рассказы о наших современницах, которые, конечно же, регулярно смотрятся в зеркала. Вот, например, что сказано о героине рассказа «Прикладная метафизика»: «Коллеги по работе отмечали, как она похорошела, мужчины на улице оборачивались на задорный стук её каблучков, да и она сама, глядя в зеркало, видела там озорную девчонку с небрежной белокурой чёлкой». Что ж, заканчиваю. Как говорится, «на этом Шахерезада прекратила дозволенные речи». С вами была Глафира Карркодилова. До новых встреч, друзья!
![]()
опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2023 года, оформите подписку или купите номер:
![]()
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов ![]()
![]() |
||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|