Корзинка с картинками
Заметка
На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Здрравствуйте, дорогие друзья! С вами я, Глафира Карркадилова. Очень ррада, что вы заглянули в мой уголок, и с удовольствием покажу свою последнюю добычу. Это путеводитель по Стокгольму. Нашла его я в переводах юмористической прозы Хассе Сеттерстрёма, которые представил в июньском номере «Новой Литературы» Андрей Щеглов. Там, в частности, говорится о стокгольмских трамваях. Понятное дело, речь идёт о начале XX века. Во все времена люди любили играть. И вот как играли в трамваях жители шведской столицы:
«Если жители Стокгольма едут на трамвае вдвоём или втроём, они неизменно режутся в трамвайно-билетный покер. Билет, у которого, к примеру, такой номер:
называется «три одинаковых», и он непременно бьёт билет, который выглядит так:
Лучше всего, когда едешь в трамвае, иметь на руках билеты с 4 или 5 одинаковыми цифрами. Такие билеты продаются с рук в конторе трамвайного треста».
Я в Стокгольме никогда не была, но трамваи люблю. Поездка на трамвае иногда может повысить настроение. Недаром ведь Осип Мандельштам писал в 1913 году:
Не унывай, садись в трамвай, Такой пустой, Такой восьмой...
Трамваи есть во многих городах. И художники часто их изображают. Посмотрите на знаменитые трамваи Сан-Франциско на картине московского художника Евгения Лушпина. Нравится такая живопись в стиле гиперреализма? Если да, то можете посетить сайт художника и познакомиться с его творчеством. Он много путешествует, и основная тема его работ – городской пейзаж.
А мы продолжим разговор о городском общественном транспорте, вернее, о билетах, которые раньше получали пассажиры, оплатившие проезд. Сейчас проезд по-прежнему нужно оплачивать, но бумажные билетики постепенно становятся раритетом. Поэтому я очень горжусь своей коллекцией. Кстати, вы знали, что коллекционирование проездных документов называется перидромофилией? Ну, если не знали, то теперь знаете. Но собираю я не все билетики, а только «счастливые». О том, что это такое, и хочу вам рассказать. Если вы посмотрите на приведённое ниже фото, то увидите, что каждый билет имеет номер, состоящий из шести цифр. Так вот, «счастливость» билета зависит от этого номера, и её можно определять разными способами. Самый простой и наиболее распространённый, иногда называемый «московским», состоит в том, что сумма первых трёх цифр должна быть равна сумме трёх последних цифр. Примеры номеров билетов, «счастливых» по-московски: 321222; 190235; 374581. Второй способ, называемый «ленинградским», или «питерским», заключается в том, что сумма цифр, стоящих на чётных местах, должна быть равна сумме цифр, занимающих нечётные места. Например, 102520; 247016; 854634. А билет 321222 является «счастливым» и «по-московски», и «по-питерски».
Считается, что «счастливые» билеты приносят удачу. И тут тоже есть разные мнения по поводу того, что нужно сделать, чтобы билет сработал. Кто-то просто хранит билетик для привлечения удачи, но многие полагают, что «счастливый» билет необходимо съесть. Но не нужно съедать билет во время поездки, а то можно и штраф получить за безбилетный проезд. Расскажу вам стишок о безбилетниках, который раньше часто можно было увидеть в общественном транспорте.
Бывают зайцы белые, Бывают зайцы серые. А ты какого цвета, товарищ без билета?
Но это ведь не про нас с вами, правда? Мы законопослушные граждане и «зайцем» не ездим, а всегда добросовестно и своевременно оплачиваем проезд. А вот так поедание «счастливых» билетиков изобразила художница Виктория Кирдий.
Видим, что коту, которого хотят осчастливить, не очень нравится вкус билетиков. Большинство людей, думаю, разделяют мнение, что даже «счастливые» бумажные билетики совсем не аппетитны. Что ж, можно есть печенье, оно вкуснее.
При этом в пачке содержатся только «счастливые» билеты. Они выпекаются из муки первого сорта и приятно пахнут сгущённым молоком. Все хотят быть счастливыми. А что же такое счастье? Универсального ответа нет. Каждый вкладывает в слово «счастье» свой смысл. Например, если мальчишке, мечтающем о велосипеде, подарят «железного коня» на день рождения, он будет очень счастлив. Счастливы влюблённые, счастлив учёный, решивший трудную задачу. Одним для счастья нужны победы, другим – материальные блага. А кого-то счастливым делают близкие люди. Счастье – понятие относительное, но все мы к нему стремимся.
Часто, думая о счастье, мы вспоминаем детство. Беззаботная пора, когда впереди была целая жизнь. И, конечно же, многие в детстве верили, что «счастливый билетик» является гарантией удачи и везения.
Маленький трамвайчик посреди ненастья, Дороги билеты, короток маршрут, Катится по жизни в направленье счастья С вечным опозданьем в несколько минут.
И на остановках тихо и степенно Мы в него садимся, ничего не ждя... Катится трамвайчик, тая постепенно В улицах, размытых нитями дождя...
А как было раньше, мы почти забыли – За тобою следом мы неслись гурьбой, И, в тебя запрыгнув, счастливы мы были!.. Маленький трамвайчик, что ж теперь с тобой?
Или это сами мы другими стали?.. Думали – домчимся, только заплати. И сполна платили, и платить устали, И не рассчитали времени пути...
Маленький трамвайчик посреди ненастья, Дороги билеты, короток маршрут, Катится по жизни в направленье счастья С вечным опозданьем в несколько минут...
Алексей Душин
Раньше билеты в автобусах, трамваях и троллейбусах продавали кондукторы. В некоторых городах они работают и до сих пор, но далеко не во всех. И конечно же, художники не обошли вниманием кондукторов, этих продавцов «счастливых билетиков». Картина «Кондукторша», написанная Александром Самохваловым, сейчас хранится в Русском музее, в Санкт-Петербурге. В 1928 году она была представлена на выставке объединения «Круг художников». Героиня картины – не просто женщина, продающая билеты и следящая за порядком в трамвае. Самохвалов показал её как новую богиню, повелительницу электричества. Вот фрагмент комментария к картине с сайта «Виртуальный Русский музей»: «Поясняя суть произведения, Самохвалов подчёркивал, что хотел заставить зрителя почувствовать, как простая работница, дающая энергичным жестом сигнал хода, управляет грозной и страшной силой – электричеством, в прошлом подвластной лишь Зевсу-громовержцу и Илье-пророку. «Если бы ей навстречу попалась Афина в своей колеснице, то удивлена была бы не кондукторша, а Афина. Так я думал тогда. Мне казалось всё ясным. Пафос «Кондукторши» остаётся пафосом той эпохи», – комментировал своё произведение художник».
Итак, монументальная фигура кондукторши символизировала новый идеал современницы – героини социалистического труда. И ещё несколько репродукций картин, на которых изображены кондукторы. Не только женщины.
Порой среди кондукторов встречаются удивительные персонажи. Впрочем, пассажиры тоже бывают разные. А художники – люди наблюдательные, всё подмечают и изображают на своих полотнах.
Когда-то, в прошлом веке, билет на трамвай стоил три копейки. На всей территории Советского Союза. Вот почему Леонид Сергеев в своём замечательном стихотворении пишет о «счастье за три копейки».
Трамвайчик
На стыках громыхая, не спеша Бредёт по рельсам жёлтенький трамвайчик. В вагоне дремлет золотистый зайчик – Святая безбилетная душа.
За пыльным поцарапанным окном – Бесшумное мелькание предметов. И лепестки счастливейших билетов Шуршат о чьём-то счастье отрывном.
На остановках шум и толчея, Привычный образ ждущего народа. Но наш трамвайчик не сбавляет хода. В вагоне только зайчик, ты и я.
Мелькнёт в толпе знакомое лицо И растворится в жизни быстротечной... И, вроде бы, немного до конечной, Но снова начинается «кольцо».
И снова возвращения печать Лежит на стёклах трещин паутиной. И снова путь, неимоверно длинный. И рельсы, что никак не поменять.
И, потихоньку набирая ход, Слегка искрящий жёлтенький трамвайчик Бредёт туда, где неуклюжий мальчик Опять за три копейки счастья ждёт...
Собирание «счастливых» билетиков и, тем более, их поедание кому-то может показаться глупым. Но подсчёт сумм цифр в билетике тренирует внимание, а маленькие радости помогают в больших делах. Так считает и житель города Владимира Павел Мишков, который собрал коллекцию из 111-ти «счастливых» билетиков. О Павле и его коллекции рассказали в сетевом издании «Ключ-медиа». Павел хранит свою коллекцию в рамке под стеклом, на обороте которой он написал стихотворение, которое сам сочинил.
Пожалуй, на этом я свой рассказ и показ закончу. До новых встреч, друзья! Будьте счастливы!
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|