Колонка редактора
РецензияНа книгу «Всё, что над землёй – небо»
На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал
– Как у тебя там дела? – Нормально. – А поподробнее? – Можно поподробнее. Даже нужно. Но не получается. У меня там просто всё нормально во всей полноте тотальной нормальности. Я даже ужасаюсь, насколько я погрузилась в пучину этой всеобщей нормальности. Это почти ненормально, насколько у меня всё нормально. – Не отчаивайся так. Нормальность – состояние не вечное. Всё может ещё испортиться.
Этот разговор состоялся между матерью и дочерью совсем недавно, в 2021 году. Самый обычный разговор. Для того времени. А для нынешнего – совершенно ирреальный. Жизнь сделала крутой поворот. Всё испортилось. И что с этим делать, больше никто не знает. 24 февраля 2022 года весь мир, хорошенько разбежавшись, оттолкнулся от края пропасти и начал затяжной прыжок на скалистый уступ противоположного берега, полускрытого в тумане. Для истории этот прыжок продлится мгновение; для нас, живущих внутри этого мгновения, – годы. Допрыгнем ли? Куда приземлимся? Уцелеют ли наши ноги-руки-головы? Бог весть… Но ясно одно: здесь нет ничего случайного. Этот миг мы приближали каждым своим действием, мыслью, вдохом. Бесчисленные маленькие поступки слились в одно большое событие. Иначе и быть не могло. И вот мы в полёте – навстречу неведомым смыслам – со всем багажом пережитого, усвоенного и понятого. Вот почему прямо с этого момента всё, что написано, сказано, сделано, обрело иное значение: изменился контекст. Теперь то, что пишется, говорится и делается, воспринимается с оглядкой на ситуацию, с учётом того, что мы находимся в прыжке в неизвестность. Поэтому книга, написанная за год и изданная всего за месяц до этого прыжка, воспринимается как маркер того состояния, в котором мы пришли к этому судьбоносному моменту. Да, именно так. Повесть Дины Измайловой «Всё, что над землёй – небо» рассказывает о том, какими мы встретили это событие. И позволяет задуматься, почему оно казалось нам неожиданным, но оказалось закономерным. Книга состоит из трёх историй:
В каждом из этих названий – полусон-полуявь, зыбкая неопределённость бытия, а в сумме – неопределённость уже беспредельная, вневременная, межпоколенческая. Она порождена противоречием между внешним и внутренним миром героев книги, написана от их имени, звучит их голосами. Персонажей-рассказчиц две: Мать и Дочь. Внутренний голос, взгляд на мир и самосознание каждой из них и есть голос книги. Первая история – глазами и голосом Александры, молодой женщины, пока ещё только будущей матери. Вторая – попеременно голосами Александры и её 18-летней дочери Ангелины. Третья – Ангелины уже 26-летней, примерно такой же по возрасту, какой её мать рассказала историю первую. И тут особенно важно, что став взрослой, дочь столкнулась с той же проблемой, что и мать до её рождения. Круг замкнулся, и выхода из него не наблюдается. Что же это за проблема, уж не проклятие ли какое? Да нет, всё куда прозаичнее, но и масштабнее. Это всё то же, с чем каждый из нас промчался верхом на галопирующем потоке времени первое и второе десятилетия 21-го века, то, что можно выразить самым глубоким и самым бессмысленным вопросом на свете: «А смысл?..». Ну, или в манере Ангелины: «А на фига?». «Течёт жизнь, протекает, ручейком журчит, и всё мимо, и всё не взаправду словно бы», – начинает свою историю Александра. – «Где-то позади – начало пути, где-то впереди – конец, а где-то бултыхаемся мы, запутавшиеся в мгновениях», – делает вывод её дочь через четверть века. В чём это выражается… Да разве вы не знаете этого по себе? Заполним воображаемую анкету и сверим объём положительных ответов с общей массой отрицательных:
Если вам знакомы подобные сомнения, а уж тем более если эти же самые сомнения терзали вас 20 лет назад, а теперь терзают ваших детей, то это и есть ответ на вопрос, какими мы стали к моменту великого поворота в нашей общей судьбе. Повесть Дины Измайловой «Всё, что над землёй – небо» написана лёгким остроумным языком, в меру сдобренным деепричастными периодами, ласкающими читательское самомнение. Читаешь, и чувствуешь, что не чужд понимания высокого, и это приятно. Но это форма. А вот содержание, напротив, вселяет тревогу. В сюжет разрыва (в первой истории), сближения (во второй) и путешествия (в третьей) вплетена горечь потерянной дезориентированной ирреальности – того самого подозрения, что стоит лишь резче развернуться или скосить взгляд, как вдруг сквозь рисунок обустроенного привычного и, в общем-то, бессмысленного бытия проступят ядовито-зелёные стены психушки. И потому герои повести стремятся уговорить свою реальность не таять. «Выговариваясь, я обретаю слышимость и зримость своего существования, без этого меня как бы нет», – признаются они. Да и мы вместе с ними. И вот когда некая критическая масса в сознании каждого переливается через край этого так выразительно поданного в книге подозрения, и наступает большой «бум». Реальность берёт в руки тяжёлый молоток и с размаху врезает тебе по пальцам. И тут ты со всей определённостью понимаешь, что нормальность, наконец, испортилась. …Так что же произошло с реальностью и с нами? Закончилась эпоха постмодерна – время крушения авторитетов и размывания ориентиров сменилось поворотом к их поиску, созиданию, освобождению от полусна-полуяви. А почему книгу «Всё, что над землёй – небо» Дины Измайловой нужно читать именно сейчас? Для того чтобы бросить прощальный взгляд на тех, кем нам уже больше никогда не быть, и понять, от чего мы отталкиваемся – ради того чтобы освободиться от этого груза и престать наконец оглядываться. Если мы сделаем это, то обязательно допрыгнем до нового берега. Потому что всё самое главное уже началось – здесь и сейчас.
«Казалось, что отчуждение это было непреодолимо, и сделать первый шаг немыслимо, нереально протянуть руку через колючую проволоку каждодневно растущего раздражения. Но тут вмешалась смерть, ошарашив беспощадной пощёчиной, внезапным сотрясением души, после которого осталось только смотреть в никуда обезвоженными глазами и слабым голосом говорить-говорить в слепо-глухо-немоту пустоты бесчисленные слова, которые ещё недавно могли быть услышаны, если бы были сказаны вовремя…» Дина Измайлова. «Всё, что над землёй – небо»
опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2022 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Как выполнить монтаж ворот своими руками? . Детальное описание купить сэндвич панели в хабаровске от производителя здесь. |