HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Кинозал «Новой Литературы»

Дороге окончанья нет

Обсудить

Интервью

 

Беседу с кинорежиссёром Наталией Калёновой ведёт корреспондент журнала «Новая Литература» Вера Круглова

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за март 2025:
Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать файл | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 17.03.2025
Наталия Калёнова

 

 

 

Риск, адреналин, драйв – 27 марта в прокат выходит картина Наталии Калёновой «Жига. На полной скорости». Вековая для России страсть к быстрой езде воплотилась в современном дрифте – движении таком же уникальном, как и воссоздавшая его на экране кинорежиссёр Наталия Калёнова.

 

 

– Наталия, участие в вашем проекте Сергея Шакурова говорит о том, что «Жига» – картина первоклассная: в других он не снимается. Как вам работалось с актёром-легендой?

 

– Сергею Каюмовичу понравился сценарий, поэтому мне легко было найти с ним общий язык. Он очень внимательно относится к своим ролям, и мы со сценаристом Александром Архиповым учли его советы и замечания. К тому же наш легендарный кинооператор Сергей Астахов и Сергей Шакуров – старые товарищи, и в «Жиге» они увековечили свою дружбу. Думаю, что Сергею Каюмовичу было очень комфортно у нас на площадке.

 

– Сергей Астахов, как я знаю, в вашей картине появляется в образе деда главного героя, Лёши: внук пользуется его наследством, автомобилем «Жигули», пришедшим из советского прошлого.

 

– Дед-конструктор присутствует в фильме лишь как воспоминание: его нет в живых, но осознание связи с ним не даёт нашему главному герою поддаться соблазну, совершить необдуманный поступок. Дедушка Лёши – важный персонаж, как и наша прекрасная рыжая «Жига». Сейчас молодёжь катается на современной, модерновой линейке автовазовских машин, а «Жигули» – тот самый «артефакт», с помощью которого мы и выстроили на экране связь поколений.

 

– Лёша делает правильный выбор, рискуя при этом жизнью на дрифтовых гонках. Скажите, Валентин Анциферов и другие актёры выполняли трюки сами или за них работали каскадёры?

 

– Валя за рулём сидел сам. Накануне съёмок он научился дрифтить, и это было нам на руку: иначе все крупные планы пришлось бы снимать на хромакее, что очень обеднило бы картину. Финальное состязание «Жиги» проходило на «Игора Драйв» – одной из лучших трасс мира, подготовленных для «Формулы-1». В картине есть эпизод, когда два автомобиля мчатся на бешеной скорости, едва не сталкиваясь друг с другом, и одну из машин выносит на обочину. Во время съёмок группу засыпало щебнем, камни, летевшие из-под колёс, изрешетили стеклянные фильтры на двух камерах. Рисковали все, но никто, к счастью, серьёзно не пострадал. К тому же эту гонку снимали и планом сверху: кадры получились роскошными. Выполнить такие трюки под силу только профессиональным гонщикам: у нас снимались Антон Грушин и Денис Тестоедов, а вообще все трюки в фильме поставил вице-президент гильдии каскадёров Санкт-Петербурга Сергей Головкин.

 

 Дрифт, запечатлённый в «Жиге», имеет свои особенности: это движение пришло к нам из Японии и органично прижилось, превратившись в российскую субкультуру. Кто помогал вам передать её энергетику?

 

– Меня очень поддержал Константин Молчанов. Именно он рассказал мне о движении дрифтеров, которые летом гоняют на мокром асфальте, а зимой по снегу. Эти замечательные люди меня очаровали – так и родилась идея «Жиги». Проект не состоялся бы и без автоэксперта Вячеслава Субботина, ведущего программы «Минтранс» на канале «РЕН ТВ». Слава познакомил меня с опытными гонщиками – драйвовыми, пропитанными бензином, полностью погружёнными в тему. Они и меня поддерживали, и сами получали удовольствие от нашей совместной работы.

 

На съёмках картины «Жига»

На съёмках картины «Жига»

 

 Наталия, до «Жиги» вы были журналистом, успешно реализовали себя как режиссёр-документалист, а затем увлеклись созданием художественного кино. Как произошла эта творческая перезагрузка?

 

– Мой опыт документалиста, да и журналистский тоже, помогает заметить актуальные и важные для зрителя темы. Но говорить о них не сухими фактами, фиксируя реальность, а через судьбы людей, их мечты, эмоции, ошибки. Такие истории получаются живыми, близкими и понятными каждому, кто живёт на соседней улице. Профессиональная наблюдательность не позволяет мне фальшивить, и экранные истории получаются правдоподобными. Это касается всего – и кастинга, и актёрской игры, и костюмов. Любых деталей, вплоть до мелочей. В «Жиге», например, атмосферу молодёжного сообщества дрифтеров нам удалось создать достоверно: ребята, приверженцы этой субкультуры, посмотрев материал, подтвердили, что у них именно так всё и устроено. Поэтому творческой перезагрузки на самом деле не было: весь мой накопленный опыт помогает двигаться в игровом кино.

 

Вы известны как режиссёр комедии «Здравствуй, дедушка Мороз!», в которой есть что-то от знаменитой «Игрушки» Франсиса Вебера. Скажите, существует ли для вас эталонное комедийное кино – отечественное или западное, уровня которого хочется достичь?

 

– Да, конечно. Это весь советский комедийный кинематограф, начиная с фильма Юрия Челюкина «Девчата» и продолжая картинами Леонида Гайдая, практически всеми работами Эльдара Рязанова. И ещё я люблю французские комедии, так что с Вебером вы угадали.

 

– В профессиональном плане кинематограф – это жёсткая конкурирующая среда. Как вы ощущаете себя в ней? Что для вас на первом месте: реализация творческого потенциала или амбиции профессионала, который не хочет оставаться в тени?

 

– Отвечу вам словами Бориса Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха и успех». Когда сосредотачиваешься на этой мысли, ничего лишнего в голову уже не приходит. Ты просто работаешь и всё.

 

– Работаете вы по-разному: у вас пленительная внешность, вы не раз снимались в кино как актриса, успешно занимаетесь режиссурой. Остаётся ли у вас время для личной жизни, любви, романтики?

 

– Во время съёмок времени не остаётся ни на что – в том смысле, что работу над картиной невозможно совмещать со всем перечисленным. А когда она заканчивается, то можно перевести дыхание, побыть наедине с собой, с близкими, отправиться в путешествие – жить полной жизнью.

 

– А кто разделяет её с вами?

 

– Мой прекрасный сын-подросток, Фёдор Калёнов, который всё лето работал у нас на съёмочной площадке и даже снялся в картине вместе с Ярославом Могильниковым – это был Федин дебют. У меня есть любимый человек, есть замечательная собака – вот такой набор.

 

От вас исходит свет совершенно счастливого человека. Скажите, в чём, на ваш взгляд, секрет женского счастья?

 

– Я думаю, что женское счастье – это когда тебя понимают и принимают такой, какая ты есть. Когда в любой ситуации ты остаёшься собой, и при этом тебя ценят и любят. В любой роли, в любом проявлении – и в режиссёрской профессии, как у меня, и вне работы.

 

– А если бывают горькие минуты, разочарование, отчаяние, как вы с ними справляетесь?

 

– Здесь важно остановиться, подумать, всё оценить и идти дальше. Для меня – только так.

 

Наталия Калёнова

Наталия Калёнова

 

– Вы цитировали Пастернака, а мне вспомнились ахматовские строки: «Когда б вы знали, из какого сора…». Что становится тем зёрнышком, из которого потом прорастает, как цветок, ваш замысел?

 

– Это скорее не зёрнышко, а искра, которая возникает внутри тебя. А стимул – актуальность темы, потому что кино надо снимать про современность. Таких фильмов мало, гораздо больше исторических кинолент, например, замечательных фильмов про Великую Отечественную войну. Но не хватает интересных картин для молодёжи. Поэтому я стараюсь брать такие сюжеты, которые отражают нашу реальность, понятны и нужны именно сегодня, именно сейчас и именно нашему подрастающему поколению. Для меня самое интересное, когда внутренняя искра разгорается, проект обретает чёткий рисунок, начинается продвижение, его подхватывают другие люди, у тебя появляются единомышленники, и значит, ты идёшь верным путём.

 

– Предвижу, что число единомышленников с выходом в свет «Жиги» станет у вас несметным. Не хотелось ли вам самой попробовать себя в дрифте, чтобы прочувствовать весь азарт?

 

– Я люблю водить машину. Набирать скорость и обороты, куда-то мчаться – это прекрасно. Дорога переключает на размышления, фантазии. Образований у меня несколько. Когда я оканчивала Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица, это совпало с экзаменами на курсах вождения. И права для меня тогда были важнее диплома, представляете? (смеётся). Чувствовать свою машину, управлять ею – огромное удовольствие.

 

– Не удивительно, что и фильм об автомобилях вы снимали с таким же удовольствием. Есть ли у вас чувство, что эта киноистория вас преобразила?

 

– Этот проект добавил мне смелости. Я хочу и в дальнейшем браться за такие же динамичные сюжеты и не возвращаться к камерным – по крайней мере, в ближайшее время. И ещё я поняла, что способна решать непростые задачи. В «Жиге» я была не только режиссёром, но и продюсером, а это – двойная и достаточно большая ответственность. Думать о юридической и финансовой стороне дела и в то же время не унимать творческого огня нелегко, но мне удалось с этим справиться. Я благодарна всем, кто прошёл со мной этот путь и отважится его продолжить в новых картинах.

 

– Дорога не всегда бывает гладкой – особенно на вершину Олимпа. Верно?

 

– «Олимп» – это название моей кинокомпании. Символично, правда? (смеётся). Да, мы вместе с моей командой в самом начале восхождения к вершинам, и это круто. Впереди – много интересного: у нас есть проект международного фильма-катастрофы «Шкала Рихтера» и другие замыслы. Никогда не знаешь, какой из них состоится первым: мы мечтаем, надеемся, работаем, а что будет дальше – как Бог даст.

 

 

 

Конец

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2025 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
520 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 23.06.2025, 19:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Течка у суки что делать?. Помогаем собачке успокоиться в период течки.
Поддержите «Новую Литературу»!