HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Леонид Кауфман

Синклер и мораль социализма

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за сентябрь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года

 

На чтение потребуется 1 час | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 20.09.2018
Оглавление

17. Часть 17
18. Часть 18
19. Часть 19

Часть 18


 

 

 

Но затем, 14 апреля, в четвёртый день пребывания в Соединённых Штатах, тон газет становится менее благоприятным. Заголовки на первых страницах объявили об огромной оплошности, допущенной Горьким. Случилось так, что в это время в штате Айдахо проходил суд над лидером социалистической партии Вильямом Хейвудом (William Haywood), лидером радикальной организации «Индустриальные рабочие мира» и секретарём-казначеем профсоюза рабочих «Западная федерация шахтёров», его соратником Чарльзом Мойером (Charles Moyer) – президентом этой федерации и членом профсоюза Джорджем Петтибоном (George Pettibone). Они обвинялись в убийстве бывшего губернатора штата Айдахо Франка Стюненберга (Frank Steunenberg), который во время шахтёрской забастовки вызвал федеральные войска для её подавления.

В телеграмме Горького говорилось:

«Привет вам, братья социалисты! Мужайтесь! День справедливости и освобождения всех угнетённых всего мира близок.

Навсегда братски ваш, Горький».

Во-первых, эта телеграмма была оценена как вмешательство Горького во внутренние дела страны. Во-вторых, сторонники Горького стали бояться, что этот опрометчивый поступок будет иметь пагубное влияние на его перспективы в Америке. Если Горький поддерживает убийц, он не получит денег от либеральных миллионеров Нью-Йорка Шиффов (Schiff), Штраусов (Straus), Гугенхеймов (Guggenheim) и других, кого можно было бы убедить субсидировать русскую революцию, но не имевших интереса к индустриальной свободе в Америке. При подготовке телеграммы Горькому объяснили возможные последствия, но он принял решение: он был международным социалистом и должен был протестовать против виселицы для двух радикальных лидеров. Он подписал телеграмму, и её послали, а на следующее утро нью-йоркские газеты ужаснулись, русское посольство развило бурную антигорьковскую деятельность, и президент Теодор Рузвельт отменил приём Горького в Белом доме.

Здесь остаётся только добавить, что обвиняемые в убийстве позднее были оправданы.

Другую ошибку Горький допустил при подписании своих писательских договоров. Он попал в ловушку, заключив контракт с журналом «Американец» синдиката Вильяма Херста и, таким образом, навлёк на себя злобу его конкурента – газеты «Мир Нью-Йорка» (New York World), которой владел синдикат Джозефа Пулитцера (Joseph Pulitzer).

15 апреля «взорвалась бомба». В этой газете на первой странице говорилось, что на самом деле Горький путешествовал не с мадам Горький, но с женщиной, которая не была его женой – актрисой Марией Андреевой, юридически женой генерала (действительного статского советника) Андрея Желябужского. У них было двое детей, он был старше Марии на 18 лет и, будучи сам не без греха, не препятствовал романтическим увлечениям своей жены. Бурный роман с женатым миллионером Саввой Морозовым был широко известен не только в театральных кругах. Сообщалось также, что законная жена Горького – Екатерина Пешкова – со своими двумя детьми жила в России. В газете также была представлена её фотография с детьми.

Другие газеты быстро подхватили историю, и жёлтая журналистика получила возможность вволю поохотиться. Даже относительно неповоротливая «Трибуна Нью-Йорка» начала свою первую полосу с пощёчины Горькому:

«Максим Горький, русский писатель и революционер ,был почти ошеломлён теплотой приветствий, высказанных ему при прибытии в эту страну, и глубоко впечатлён приверженностью к миру и порядку, которые возможны в Америке без демонстрации военной силы, к которой он привык на своей несчастной родине. Он также узнал, что неуместно одалживать своё имя для выражения симпатии к тем, кто задержан за уголовное преступление, без ясного знания всех обстоятельств, даже когда это ему советуют новые друзья. Кроме того, он учится, что законы и общепринятые нормы Соединённых Штатов осуждают права, расширенные в России по отношению к браку».

Марк Твен сказал «Трибуне»:

«Этими разоблачениями он выведен из строя. Это большая неудача. Я чувствовал, что он мог быть огромной силой в помощи движению, но теперь эта сила ограничена. Такие вещи, которые были опубликованы, могут быть прощены в России, но это оскорбляет обычаи нашей страны. Я не могу сказать, что его заслуги уничтожены, но его убедительность навсегда обесценена. У каждой страны есть свои законы поведения и обычаи, и те, кто посещает страну, иную, чем его собственную, должен приспосабливаться к обычаям этой страны».

Иммиграционный комиссар опубликовал в «Нью-Йорк Таймс» туманную угрозу Горькому, о том, что «раздел 2 Закона Марта 1903 г. предусматривает депортацию из США, среди других причин, за доставку в страну женщин для безнравственных действий».

В течение нескольких дней газеты были полны новостями о Горьком. Из Чикаго, куда он собирался ехать, пришло сообщение: «Чикагские женщины общественной известности почти единогласно декларируют, что Горький и его «компаньон» должны быть отвергнуты».

Появились статьи, описывающие бедственное положение настоящей жены в России. На самом деле Горький и Екатерина Пешкова, которая была на 10 лет старше, разошлись дружески через несколько лет своего брака, после чего вели переписку, и она жила комфортно и открыто с другим мужчиной.

Другие статьи о любовнице Горького Марии Андреевой, её муже генерале Желябужском и их двух детях (мальчике 12 лет и девочке 13 лет), живущих в Петербурге, вызывали реакцию от поднятых бровей до открытых оскорблений в письмах издателям этих статей.

В Соединённых Штатах были, конечно, и сторонники Горького, которые возражали против этих нападок на своего героя в прессе. Некоторые указывали, что со знаменитой Сарой Бернар так не обращались, когда она здесь путешествовала. И что английская писательница Джордж Элиот (George Eliot) (настоящее имя Мэри Энн Эванс – Mary Ann Evans) и её компаньон Джордж Генри Льюис (George Henry Lewes) – британский писатель и философ – всегда принимались с наивысшим уважением, несмотря на широко распространённые сведения, что они не были законно женаты.

Перед лицом печатных обвинений в аморальности Горький оставался спокоен, он издал всего один комментарий о себе и Андреевой:

«Я думаю, этот недружелюбный акт не мог быть направлен против меня американским народом. Моё уважение к нему не позволяет мне подозревать, что у американцев не хватает вежливости в их отношении к женщинам. Я думаю, что эта грязь тайно замышлялась друзьями русского правительства. Мой жена – это моя жена – жена Максима Горького. Она и я, оба считаем, что это унижает нас – вступать в любые объяснения. Каждый может сказать о нас то, что он хочет. Нам остаётся наше человеческое право не замечать чужих сплетен. Лучшие люди всех стран будут с нами».

Но то, что случилось дальше, разрушило спокойствие Горького и, очевидно, навсегда изменило его отношение к американскому народу. Вскоре после новостей о действительном брачном положении Горького владелец отеля Бельклер потребовал, чтобы он со своей свитой освободили помещения. Мистер и миссис Лерой Скотт – выдающиеся нью-йоркцы и социалисты – немедленно заказали для Горького комнаты в первоклассной гостинице Лафайет-Бревурт (Lafayette-Brevoort) на углу 5 Авеню и 8-ой стрит и проводили туда Горького и Андрееву. Когда они прибыли туда в полдень 15 апреля, менеджер объяснил им, что в создавшихся обстоятельствах он не может разместить их в отеле, но готов найти комнаты для них через улицу в модном Райлендере Rhinelander – многоквартирном доме, обслуживаемом, как отель. Горький со спутниками перешли со своим багажом в этот дом, немного отдохнули и затем прибыли на собрание социалистов в Гранд Централ Палас (Grand Central Palace) – большой выставочный центр на Лексингтон-авеню, ныне разрушенный.

Вернувшись к полуночи очень уставшими, они увидели свои вещи, сложенные на полу в вестибюле. Менеджер объяснил, что они не могут оставаться здесь, и их багаж должен быть немедленно удалён. Как писал в репортаже «Таймс», «...актриса устроила сцену и даже невозмутимый Горький начал нервничать». Зиновий Пешков безуспешно пытался получить для них комнаты в отеле «Виктория» (Victoria), в конце концов они поехали в дом Скоттов. Через недолгое время они исчезли из публичной видимости.

Ещё спустя несколько дней Горький всё ещё был на первых полосах газет, когда репортёры спекулировали на тему его местонахождения и добавляли пикантные подробности, которые попадали им под руку. Но затем после 19 апреля новости о Горьком отсылались на последние страницы, поскольку главной новостью были сообщения о землетрясении в Сан-Франциско. С тех пор описание горьковской деятельности в Соединённых Штатах свелось к минимуму всегда пряталось на последних страницах. Хотя он выступал время от времени по революционным делам и по разным случаям, и было очевидным, что он принимается хорошо, ему никогда не удавалось собрать значительное количество денег для большевиков. Призыв к сбору денег, первоначально провозглашённый Марком Твеном и другими, сошёл на нет.

После проживания у Скоттов Горький и Андреева ненадолго ездили в Бостон и Филадельфию. В конце концов они переехали к мистеру и миссис Джон Мартин (John Martin), признанному лидеру Фабианского движения (одно из течений социалистического толка), в их дом на Стейтен Айленде (один из районов Нью-Йорка, расположенный на одноимённом острове). Лето Горький и Андреева проводили в коттедже в Адирондаксе (Adirondaks), штат Нью-Йорк, где Горький писал свой знаменитый революционный роман «Мать», так же, как свои уничтожающие очерки о Соединённых Штатах.

Пытаясь смягчить ситуацию, Горький написал письмо Е. Пешковой, где он описал «инцидент» и просил её послать телеграмму американской прессе, чтобы объяснить ситуацию. Делая это, продолжал он, она послужит революции. В атаке на себя он обвинил капиталистическую прессу, русское посольство и соперничающую финансовую компанию эсеров. Ответ Пешковой был адресован издателю «Нью-Йорк Геральд» (New York Herald):

«Сегодня я получила письмо от Алексея Максимовича Горького, которое подтвердило новости, связанные с газетным сообщением о приёме, встреченном им в Соединённых Штатах. Я шокирована вторжением в частную и интимную жизнь человека и удивлена, что американцы, граждане свободной страны, не свободны от предубеждений, которые мертвы в России».

Эти усилия Е. Пешковой оказались напрасными, грязная компания в прессе продолжалась.

Синклер видел Горького несколько раз на Стейтен Айленде и в Адирондаксе:

«...меланхоличную и жалкую фигуру этого русского гиганта, который приехал обратиться к сердцу великого и либерального народа и был сбит с ног и разорван непристойными хищниками коммерческой журналистики».

13 октября Горький отплыл в Неаполь. Он не мог теперь ехать в Чикаго и на Западный берег США. Об его отправлении репортёры написали, как о незначительном событии. «Трибуна» опубликовала его слова, что он не сожалеет о визите в Америку и был рад здесь побывать. «Мне нечего сказать американцам, кроме того, что они не понимают нас. Мои впечатления от Америки и её людей появятся полностью в моих новых книгах».

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению сентября 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

17. Часть 17
18. Часть 18
19. Часть 19
279 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 16.04.2024, 22:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!