HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Иванов

Сказание о житии Александра Невского. Персонажи Галицко-Волынской летописи в сказании об Александре Невском.

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за март 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 года

 

На чтение потребуется 1 час 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.03.2021
Оглавление

2. 2. Король Венгрии Андраш II Крестоносец, папский легат Пелагий, король Священной римской империи Фридрих II
3. 3. Послы от папы римского к Александру Невскому Агалдада и Гемонт. Посольство к Даниилу Галицкому.
4. 4. Зависимость рассказа о поездке Александра Невского в орду от рассказа о поездке в орду Даниила Галицкого

3. Послы от папы римского к Александру Невскому Агалдада и Гемонт. Посольство к Даниилу Галицкому.


 

 

 

3.1 Агалдада и Гемонт – римский папа Григорий IX и кардинал Раймунд (Раймонд), «начальник канцелярии» Григория IX

 

Сообщение о прибытии послов к Александру от римского папы в «Сказании» расположено между сообщением о походе Неврюя, татарского воеводы, на Владимиро-Суздальскую землю в 1252 году и успешном походе Дмитрия, сына Александра, в немецкие земли в 1262 году. С 1243 по 1254 год престол в Риме занимал Иннокентий IV. С 1254 по 1261 год – Александр IV, призывавший в 1256 году католическое духовенство Швеции, Норвегии, Дании, Готланда, Северной Германии, Польши начать проповедь крестового похода против язычников Водской, Ижорской, Карельской земель. Следовательно, посольство могло быть от Иннокентия IV или от Александра IV.

«Сказание» (перевод): «Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: Папа наш так говорит: «Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших – Агалдада и Гемонта, чтобы ты послушал их речи о законе Божием». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого – обо всём этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». (Оригинал: «от вас учения не приемлем».)

Они же возвратились восвояси. И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу».

Случай из XIII века, когда у папского престола было 12 кардиналов, двое из которых временно отсутствовали, историкам известен, так как связан со смертью в 1241 г. папы Григория IX, с началом введения конклава. При избрании преемника Григория IX впервые в истории папства был применён так называемый конклав (от лат. cum clave – запертые на ключ). В 1241 году коллегия кардиналов сократилась до 12 человек. При этом двое из них были в плену у императора Фридриха II. Присутствовавшие 10 кардиналов разделились на две партии, одна – проимператорская, а вторая – антиимператорская, партия курии. Вследствие этого ни одна сторона не могла обеспечить своему кандидату необходимое большинство в две трети. Поскольку выборы затягивались, кардиналы были заперты в одну из комнат Латеранского дворца, чтобы таким образом ускорить решение. Лишь под воздействием грубых угроз была достигнута договорённость об избрании престарелого кардинала-епископа Сабины, который под именем Целестина IV продержался на престоле Святого Петра всего две недели. После смерти Григория IX, затем Целестина IV папский престол почти полтора года оставался вакантным. 25 июня 1243 г. кардиналы избрали папой Синибальдо Фьески, получившего имя Иннокентий IV. См. Е. Гергей История папства. Стр. 43. ЛитМир.

Агалдада – искажённое имя кардинала папы Гонория III Уголино деи де Сеньи, итал. Ugolino dei Conti di Segni (ок. 1145–1241). Агал – Уголино, дада – деи де. Уголино деи де Сеньи, с 1227 по 1241 год римский папа Григорий IX, вдохновитель крестовых походов на прибалтийские земли, которые были и в сфере интересов Новгорода. Известна его булла, датированная концом 1237 г., в которой папа звал подданных Упсальской церкви (шведы, готландцы, крещеные финны) в крестовый поход против язычников – восставших тавастов и «их близких соседей, врагов креста». Тавасты (емь) – финское племя. Гемонт – искажённое имя Раймонд (Раймунд). Под Гемонтом, вероятно, имеется в виду кардинал Раймунд (Раймонд) из Пеннафорте. Папа Григорий IX назначил Раймунда в 1230 году своим духовником и поручил редактирование систематического уложения, составленного большей частью из папских декреталий. Это уложение известно под названием «Decretalium Gregorii P. IХ libri V».[4] Вероятно, автор был доволен этой шуткой над читателем, назначив послами покойного папу и «начальника его канцелярии».

Очевидно, что у автора «Сказания» не было фактов посольства римского папы к Александру Ярославичу.

 

 

3.2 Влияние текста о посольстве папы римского к Даниилу Галицкому на текст о посольстве папы к Александру Невскому

 

В действительности состоялось посольство папы Иннокентия IV к Даниилу Галицкому. Галицко-Волынская летопись: «В год 6763 (1255). Прислал папа почётных послов, принесших венец, скипетр и корону, которыми выражается королевское достоинство, с речью: «Сын, прими от нас королевский венец. Он ещё до этого присылал к нему епископа береньского и каменецкого, говоря: «Прими венец королевский». Но в то время Даниил их не принял, сказав: «Татарское войско не перестаёт жить с нами во вражде, как же могу я принять от тебя венец, не имея от тебя помощи?».[5]

Опизо пришёл и принёс венец, обещая: «Будет тебе помощь от папы». Он, однако, не желал, и убедили его, мать его, Болеслав, Семовит, ляшские бояре, чтобы он принял венец, говоря ему: «А мы будем тебе в помощь против поганых».

Он же венец от Бога принял (Оригинал: «Онъ же венець от Бога прия...».) в церкви святых Апостолов, от престола святого Петра, от отца своего папы Иннокентия и от всех епископов своих. Иннокентий предавал проклятью тех, кто хулил православную греческую веру, и хотел собрать собор об истинной вере, о воссоединении церквей. Даниил принял венец от Бога в городе Дорогичине».

По мнению историка А. В. Майорова, «церемония в Дорогичине состоялась в конце 1253 г.» (Майоров А. В. Даниил Галицкий и крестовый поход в Пруссию // РУСИН. – 2011. – №4 (26). – C. 26-43).

 

Отличия и заимствования в описаниях посольства папы римского к Александру и к Даниилу.

1. Александрово знаменитое, многократно цитируемое изречение: «от вас учения не приемлем». Даниил – королевский венец «приял».

2. Александр заканчивает речь упоминанием соборов, признаваемых православной церковью: «... от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого – обо всём этом хорошо знаем». Автор Галицко-Волынской летописи сообщает о попытке Иннокентия IV созвать «восьмой» Вселенский собор для воссоединения церквей: «Иннокентий предавал проклятью тех, кто хулил православную греческую веру, и хотел собрать собор об истинной вере, о воссоединении церквей».

3. Д. С. Лихачёв в статье «Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского» отметил, что ответ папе Александра Невского в своей основе представляет отрывок из «Русского Хронографа» [ПСРЛ, т. 22, ч.1, 1011 г. стр. 19–20]. При этом замечает, что в ответе «отсутствуют хронологические данные, опущение которых, в сущности, понятно: оно вызвано самым характером ответа, не нуждавшегося в них». И приводит текст отрывка: «От Адама до потопа лет 2242, от потопа до разделения языков лет 500 и 30, от разделения языков до начала Авраамля лет 552, а от Адама 3300 и 22, от перваго лета Авраамля до пришествий Чръмнаго моря лет 500 и 5, а от Адами 3827, от исхо[да] сынов Иизраилев до умертвиа царя Давида лет 600 и 30, а от Адами лет 4000 и  457, а от конца Давыдова до Христова Рождества 1000 и 43...».

Объяснение Д. С. Лихачёва, почему вместо изложения причин разногласия с Католической церковью Александр изложил историю от Адама до седьмого собора. Д. С. Лихачёв пишет: «Нас не должно удивлять то, что Александр Невский избрал для своего ответа послам папы столь странную и не идущую к делу на первый взгляд форму: хронографы в древней Руси постоянно рассматривались как история вероисповедания по преимуществу. Хронографы обычно открывались статьям «Изложение о вере», «Святого Феодорита, как подобае креститися», «Указ, чесо ради поклоняемся на въсток».

Объяснение, почему в ответе Александра папе оказался Хронограф без дат, даёт внимательное чтение Галицко-Волынской летописи: «В год 6762 (1254). В те же годы по прошествии времени Хронографу приходится описывать всех и всё происходящее, иногда забегать вперёд, иногда отступать назад. Мудрый, читая, поймёт. Число годов мы здесь не писали, потом впишем – по антиохийскому счёту сирийцев, по олимпиадам – греческим исчислениям, по римским високосам, как Евсевий Памфил и другие летописцы написали, от Адама до Христа. А года все напишем после, рассчитав». Да, автор «Сказания» был большой шутник.

 

 

3.3 «Слухи» об обращении Ярослава Всеволодовича и Александра Невского к Римской церкви, коронация Даниила Галицкого – следствие переговоров о унии Церквей

 

Достоверные контакты папы Римского с Александром Невским это два послания Иннокентия IV Александру, копии которых обнаружены в папских архивах. В первом послании Александру от 22 января 1248 г. папа сообщал, что Ярослав Всеволодович в Орде накануне своей смерти обратился к Римской церкви. Папа предлагал Александру следовать примеру его отца. И просил в случае татарского наступления извещать о нём Тевтонский орден в Ливонии. Из второго послания папы от 15 сентября 1248 г. следует, что папа лично от Александра ответ на первое послание не получил. Папа пишет, что архиепископ Прусский, папский легат в Пруссии и Ливонии, письмом ему сообщил решение Александра присоединиться к Римской церкви и предложение Александра построить в граде Пскове соборный храм для латинян.

При этом папа пишет: «Кроме того, вышеупомянутый архиепископ желает навестить тебя. Поэтому мы обращаемся к твоему королевскому величеству с молениями, предостережениями и настойчивыми просьбами, дабы ты подобающим образом принял его как выдающегося члена Церкви, дабы ты отнёсся к нему благосклонно и с уважением воспринял то, что он посоветует тебе ради спасения твоего и твоих подданных».

Следовательно, папский легат не имел личных контактов с князем, поэтому решение князя он мог получить через посредника устно или письменно. Вероятно, что посредник и «присоединил» Александра к Римской Церкви. Тонкая ниточка, связывающая письмо папского легата к папе и первое папское послание этой просьба папы к Александру сообщать тевтонцам о возможной подготовке татар к новым набегам.

Согласием Ярослава Всеволодовича и Александра Невского, вероятно, интерпретировалось их собеседниками уклончивые ответы князей по поводу церковной унии, когда церковная уния казалось возможной. В летописях нет сведений об этих письмах Иннокентия IV к Александру Невскому. И тому есть причины. В конце 1247 – начале 1248 года Александр отправился по вызову в Орду, а вернулся около 1250 г.

После взятия в 1204 г. крестоносцами Константинополя и образования Латинской империи папские легаты интенсивно склоняли греческое духовенство к церковной унии. Правители Византийской (Никейской) империи одним из условий унии ставили ликвидацию Латинской империи и освобождение Константинополя. Первые безуспешные переговоры состоялись в период с 1204 по 1206 гг.

В 1232 году переговоры возобновились и с перерывами продлились до 1256 г. Высшей ступени переговоры достигли в 1253 г. Историк А. В. Майоров пишет: «Во второй половине 1253 г. император Никеи Иоанн Ватац направил в Рим новое посольство, включавшее двух митрополитов, которым даны были самые широкие полномочия при обсуждении условий унии... Таковыми были: возвращение Константинополя, восстановление вселенского патриархата, отъезд из Константинополя латинского духовенства. Взамен никейская сторона признавала главенство папы в церковных делах, его право созывать Вселенские соборы и председательствовать на них, принимать присягу от православного духовенства; император брал на себя обязательство выполнять все указы папы, если они не противоречили священным канонам».

См.: А. В. Майоров «Коронация Даниила Галицкого: Никея и Рим во внешней политике галицко-волынских князей».

Майоров считает, что задержка с коронацией Даниила была вызвана тем, что тогда ещё не были готовы условия соглашения об унии, удовлетворяющие обе стороны. Даниил решился на коронацию, когда была достигнута предварительная договорённость, и греками выслано посольство. Майоров пишет: «Думать так позволяет участие в коронации русского православного духовенства. По словам Галицко-Волынской летописи, Даниил принял корону «от отца своего папы Некентия (Иннокентия IV. – А. М.) и от всих епископов своих».

Однако уния не состоялась. Никейское посольство задержал приемник Фридриха II Конрад IV, король германский и сицилийский, враждебно относившийся к никейскому императору. Посольство оказалось в Риме только в начале лета 1254 г. Продолжение переговоров вскоре оказалось невозможным из-за смерти их главных участников: 3 ноября 1254 г. скончался император Иоанн Ватац, а спустя месяц (7 декабря) – папа Иннокентий IV.

В 1256 году император Никеи Феодор послал к папе Александру IV двух представителей с просьбой возобновить переговоры и послать папского легата в Никею. Основой для переговоров были предложения, сделанные папе покойным Иоанном Ватацем. Но пока папский легат добирался до Никеи, обстоятельства изменились. Военные и политические успехи в Болгарии убедили Феодора, что Константинополь можно взять не прибегая к унии Церквей. И папский легат получил приказ покинуть земли империи.

Именно в этот период Даниил разорвал отношения с Римом. О разрыве свидетельствует послание от 13 февраля 1257 г. папы Александра IV, в котором папа упрекает Даниила за отступничество: «Но ты... проявил неуважение к благодати, пренебрёг религией, нарушив данную тобою клятву, не сдержал того, что обещал в отношении покорности этой церкви и упомянутого соблюдения веры с опасностью для своей души, ущербом для веры, небрежением для названной церкви и отступничеством от Иисуса Христа».

Летом 1261 г. при императоре Михаиле VIII Палеологе Константинополь будет освобождён греками. Начнется восстановление Византийской империи.

Действительная уния, Брестская уния, состоялась только через 300 лет в 1596 г., когда земли юго-западной Руси принадлежали Речи Посполитой. Что же было за 300 лет до Брестской унии?

«Как и его дед, Даниил Романович Галицкий, Юрий I Львович принял королевский титул, о чём свидетельствует его печать с надписями: «Господарь Георгий король Руси», «Господарь Георгий князь Владимирии». В 1303/04 или же 1305/06 г. он добился от константинопольского патриарха возведения Галицкой епископии в степень митрополии, которая в составе Владимирской, Перемышльской, Луцкой, Туровской и Холмской епархий просуществовала до 1347 г. Нельзя не согласиться с Я. Н. Щаповым в том, что появление в начале XIV в. православной митрополичьей кафедры явилось важным политическим успехом Галицко-Волынского княжества, и что это событие в первую очередь «было вызвано внутренними причинами – указанным объединением и усилением этого княжества». Прав он и тогда, когда утверждает: «Самостоятельная православная митрополия, несомненно, была сильным политическим оружием в руках князя в его борьбе за усиление княжества и его политическую независимость», которые явились необходимой предпосылкой для «развития национальной культуры в привычных, традиционных формах». О том, что самобытное развитие Галицко-Волынской Руси и во времена Юрия I Львовича подвергалось угрозе католической экспансии, свидетельствует датированное 1309 г. сообщение Яна Длугоша о неудавшейся попытке папской курии склонить «русского короля» к «повиновению Римской церкви и к союзу с ней» и тем самым подчинить его владения своему влиянию».

См. Ф. М. Шабульдо. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского.

 

 

 



 

[4] Декреталии (позднелат. decretalia, от лат. decretum – указ, постановление), постановления римских пап, оформленные в виде посланий. Большая Советская Энциклопедия.

 

[5] 14 мая 1253 г. папа Иннокентий IV обратился к христианам Чехии, Моравии, Сербии и Померании, с призывом отразить нашествие татар, обещая участникам похода отпущение грехов и прочие привилегии, подобно тем, что давались крестоносцам, идущим в Святую землю. Послание такого же содержания было отправлено в Польшу.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: ЮMoney: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. 2. Король Венгрии Андраш II Крестоносец, папский легат Пелагий, король Священной римской империи Фридрих II
3. 3. Послы от папы римского к Александру Невскому Агалдада и Гемонт. Посольство к Даниилу Галицкому.
4. 4. Зависимость рассказа о поездке Александра Невского в орду от рассказа о поездке в орду Даниила Галицкого
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!