HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

Опасное чтение

Обсудить

Критическая статья

 

На рассказ Олега Золотаря «Грязь»

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за декабрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2022 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 3.12.2022
Иллюстрация. Автор: Норман Роквелл. Название: «Искусствовед» (1955 г.). Источник: https://hu.pinterest.com/pin/353110427011940587/

 

 

 

Мне (почти всегда с себя начинаю) опять не о чем писать, и я берусь за опасное чтение. Мало что мне гарантирует, что оно не ерунда. В таком случае хороший приём – читать и отчитываться о чтении синхронно, так сказать.

Первую запинку я было пропустил (это было первое предложение):

«Дураки молились плохо, батюшка Февр был недоволен».

Куда это я попал? «Дураки» применятся не в сердцах, не как ругательное слово…

Вторая запинка такая (4-я и 5-я строки):

«…лбы по-прежнему остерегались встречать подноготную со всей стремительностью искреннего порыва…».

Я-то ждал, что лбы будут встречать пол, а тут – «подноготную». – Вообще-то, в России я живал только в командировках и в больших городах, простонародного языка не слышал. Вдруг есть какой-то неизвестный мне смысл у подноготоной? – Смотрю в словарь Даля. Так и есть: сокровенная тайна.

Третья запинка (строки 5, 6, 7):

«строки молитв… не спешили нарушать тишину храма, пробегая по ней хриплой рябью…».

Как это: строки… пробегают по тишине? Они ж написанные… А перед пробеганием они были «вылетавшие»...

Поэтизмы? Или сказ такой? Образ мира людей не от мира сего, служащих в церкви или монастыре и говорящих иначе, чем мы? Проверить у меня нет способа. Когда я когда-то обращался с вопросом – раз в церковь, раз в монастырь – со мною говорили обычным языком, но вполне могли ко мне подстраиваться, а как со своими – я ж не слышал.

Так. Пропустим эту сторону. Читаем дальше, на сие внимания больше не обращая.

«кислым перегаром вечности».

Это 8-я строка. Слова – от автора. А он, похоже – никакого почтения к вере. Не потому ли «Дураки» первое слово опуса?

Эге… Это, оказывается, не авторские слова, а сплошь голос Февра в авторских словах. От своего голоса автор отказался. А этот Февр – тот ещё субчик, насчёт истинной веры…

«Знал: если вопрос произрастает из сомнения, то и любой ответ обречён остаться сомнением. Тишиной, которая охотно наполняла все доступные пространства, объёмы, паперти, и в равной степени могла служить как символом истинной веры, так и покрывалом самого лютого греха».

Как там называется вещь Олега Золотаря? – Грязь.

Так-так. Ну, дальше.

Что такое суть веры – «смирение» – Февр знает, вижу, читая дальше, на всю великую метафизическую глубину. Поэтому я начинаю не понимать, как при этом в принципе можно в чём сомневаться. Или я не понимаю, судя по себе, атеисту? Я не верю в Бога, и всё. Чего мне сомневаться в моей такой вот вере (что нет Бога)? Грех – объект морали. А мораль у атеиста отделена от Бога.

Или это я коснулся того недопонимания, которое, может, выведет на содержание подсознательного идеала автора?

Так-так…

(Кстати – или не кстати – лингвистические мои запинания прекратились. То есть сказ был срыв голоса у Золотаря. Вернее, начальное прочищение голоса, являющегося голосом персонажа в голосе автора.)

Всюду – «тишина» как иносказание двусмыслия (религиозной веры-безверия).

Интересна оглашённая мысль архимандрита Пустолевского (фамилия-то какая символическая!):

«Вера у дураков склочная, малахольная! <…> Верят только в то, чего понять не могут. Оттого и Христа объяснять им смысла нет. Поймут – атеистами сразу же сделаются».

Это что ж за объяснение автор имеет в виду? Неужели Золотарь что-то богословское об этом знает, а перед нами, читателями, – в большинстве своём и не воцерковлёнными, и просто неверующими, – темнит?

Я, например, не обладаю таким воображением и знаниями, чтоб представить себе верующего, разочаровавшегося из-за объяснения ему Христа. Я был близок к вере (православной, наверно, поскольку она наиболее знакома), когда умерла моя мать. Мне трудно было смириться, что я больше никогда её не увижу. И я начал искать смычку науки и веры. Схватился, что по Библии Адам, вроде, был слеплен из глины. А у глины есть псевдокристаллическая структура. Из-за этого при осаждении глины из взвести, состоящей из воды и глины, – при осаждении на кусок глины, лежащий на дне, новый слой глины на куске повторяет все нарушения кристаллической решётки, какие были на поверхности куска. Своеобразная наследственность! Про которую как-то прознали составители Библии. И потому глину выбрали для тела Адама. – Но дальше этой потуги мысли у меня дело не пошло, и я стал воинствующим атеистом. – Так может ли это «не пошло» быть аналогом «Поймут Христа»? – Вроде, нет.

Что если это опять недопонятность (которая, повторю, есть ключ к содержанию подсознательного идеала Золотаря)?

Вывод архимандрита чудовищный с точки зрения – смею думать – настоящей христианской веры:

«Потому дуракам один закон писан – лбом в пол!».

Можно предположить, что Золотарь, настоящий христианин, просто в отчаянии. Его аналогом могу предложить опять себя и мне подобных (и редких ближе к концу СССР) левых шестидесятников, выступавших за настоящий социализм, т. е. с отмирающим государством (когда совсем отомрёт – это наступление коммунизма). Ни-че-го не получалось с настоящим социализмом! Ужас! Потому Золотарь такой антихристианский кошмар выдаёт в рассказ. Что-то похожее на Великого инквизитора Достоевского. Так у того идеалом был религиозный социализм. А у Золотаря что? Тоже? Он неосознанно повторяет Достоевского? Тот тоже словосочетания «религиозный социализм» не осознавал. Подсознательный идеал того заставлял выдавать крайности.

А вот ещё лингвозапинка (или это просто описка):

«Но глубинная мудрость его [архимандрита] взглядов достигла согласия [?] Февра далеко не сразу».

Нет, не описка. Запинки опять пошли чередой.

«Обращаясь покорности» без предлога. «…приход, умытый нуждой и разбросанный по отблескам тверди среди непролазных топей и условных рек…». «…стерёг лоб открытым неповиновением».

Это образ неверной веры! Это от ненависти Золотаря к ней.

И месть Февру придумал Золотарь: пусть он предаст даже и лжехристианство своё, предаст языческим поступком. – Дал Февру заболеть и вылечиться языческим способом, окунанием в грязь болота. Отомстил за православие.

То есть идеал всё же – оно.

А вот подсознательный ли этот идеал? Не знаю. Уж больно он стар и известен. Больше двух тысяч лет ему. Не то, что религиозный социализм Достоевского – новость в 19 веке.

Просто талант у Олега Золотаря, думаю. Талант, по-моему, предполагает, что замысел сознания (тут – да здравствует православие!) пользуется подсознанием (которое не идеал). И то обеспечивает тысячи текстовых мелочей, говорящих об одном и том же, об одном и том же: да здравствует православие!

Так же талант спасал в СССР многие произведения соцреализма (например, «Как закалялась сталь»). Обеспечивал эстетическую ценность, то есть органическую целостность (в каждой капле – вкус моря).

Сейчас место сталинского (централизованного) социализма заняло православие. Золотарь это чует и удовлетворяет запрос (рука не поднимается написать «общественный», потому что мне что-то шепчет, что истинно верующих в России меньшинство, то есть запрос не общественный, а конъюнктурно-религиозный).

 

 

*   *   *

 

Что это за критическая статья? – скажут. – Прямо Фридеберт Туглас какой-то: «Честный критик, выступая перед аудиторией, обязан честно признаться: “Господа! Сегодня по случаю юбилея Шекспира я хочу поговорить о себе...”». Поток сознания какой-то. Разбор не произведения Золотаря, а предстояние перед публикой самовлюблённого идиота. 26 местоимений «я», «мне» и т. д. Сперва про боязнь читать ерунду, потом про то, где он живал, потом о своём атеизме, потом, как он стал воинствующим атеистом по случаю смерти своей матери. Статья как бы посвящена разбору рассказа. И действительно о нём сказано. Но адекватные авторы, принимаясь за написание статьи, знают, какова её цель, что они хотят сказать читателю. Тут подход другой. Критик не знает, что получится в итоге. Иными словами, куда кривая вывезет. Лишь бы что-то написать – типичный подход графомана.

Да, все пишут не так. Все сначала обдумают, а потом уж принимаются за разбор. И где-где иногда только мелькнёт личное местоимение при мнении. У читающего полная иллюзия объективного исследования.

То, что в основе его лежат личные предпочтения выбора среди теорий об искусстве, оказывается спрятанным. Если выбор среди теорий общепринятый, такой, как и у наслышанного читателя, вопросов к критику не возникает.

Тут же предлагается другой подход, считающийся с тем фактом, что произведение искусства существует не материально, а идеально и только в двух душах: автора при создании и восприемника при восприятии. Как процесс, а не результат. С незнанием, что получится в итоге. Тут предлагается читателю и сам инструмент восприятия – душа критика. Тут читатель насильственно ставится в роль судьи: прав ли критик (особенно, если у того выбор базовых теорий не общепринят: тот прокоммунист, верит, что художественный смысл это переведённый в слова бессловесный идеал писателя, вдохновивший на создание рассказа). А хотел ли читатель попадать в роль судьи? Это ж надо свою душу тревожить, когда собрался было получить только чисто интеллектуальное удовольствие: следовать за отстоявшимися мыслями критика. Отстоявшимися!

Стыдно, но я похвастаюсь… Три моих читателя сказали в разное время и по поводу разборов разных произведений одинаковые по смыслу слова, что... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

16 ноября 2022 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в декабре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Актуальные новые букмекерские конторы в России . Купить запчасти для кофемашины saeco.
Поддержите «Новую Литературу»!