HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2023 г.

Художественный смысл

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за сентябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

 

Большинство таких проявлений как бы субъективны – «тестовые» странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное для времени создания. Так? Я могу ошибиться, впасть в соблазн.

Более объективна возможность фальсифицируемости конкретного подсознательного идеала, угаданного мною и сформулированного словами. Пример. Я знаю, что я, в общем-то, мало знаю творчество и жизнь Высоцкого, как ни много я слышал его песен. Это объективный факт. И объективный факт (прошу поверить на слово), что я не слышал серьёзной его песни, в которой бы фигурировал Ленин. Объективный факт и тот, что и Сталин, и Хрущёв опирались якобы на идеи Ленина как верные, и это распространилось на многих, даже на художников-диссидентов, выставку которых обхаял Хрущёв вопреки ленинским-де идеям.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 28.09.2022
Иллюстрация. Автор: Белютин. Название: «Похороны Ленина» (1962 г.). Источник: https://newlit.ru/
Белютин. Похороны Ленина. 1962. Холст, масло.

 

Смысл этого экспрессионистского произведения – истошный крик: Ленин (или ленинская идея настоящего социализма), на кого ты нас покинул (покинула)!

Анекдот в том, что в ленинском «Государстве и революции», написанном накануне Октябрьской революции, Ленин был за настоящий социализм (за постепенно отмирающее государство). Как только революция совершилась, он отказался от этой идеи ради централизма, без которого было не выжить. Я это узнал недавно, около полугода назад. Я сам имел, думал – доморощенную – такую же идею настоящего социализма. И находил много лет раньше её же в качестве подсознательного идеала Высоцкого. Из чего, из подсознательности, следовало, что Ленина не должно быть в песнях Высоцкого (святое не выговаривают словами). И это всё я тоже считаю достаточно объективными вещами.

И объективным же можно считать некое всезнайство интернета.

Так фальсифицируемость моей идеи о настоящем социализме как подсознательном идеале Высоцкого состоит в том, чтоб найти всё же его песню с Лениным как персонажем. (Найти можно с помощью всё знающего интернета.) Нашёл – моя теория не верна. Но если не нашёл – верна с большей, чем раньше, вероятностью.

Ну я спросил, помню, поисковик: «Высоцкий Ленин». И тогда нашёл только его опросный лист. А тот – не серьёзная песня. – Фальшивая теория провалилась. А настоящая выдержала испытание на фальсифицируемость. Параллельно подтвердилось, что у Высоцкого был подсознательный идеал.

У меня ещё только один-два таких случая было за всё время моих штудий.

А вот теперь я, кажется, нарвался на ещё одно доказательство.

«Историю русского авангарда тоже можно представить как историю ссор и взаимных подозрений. Владимир Татлин даже днём плотно занавешивает окна своей мастерской, потому что ему кажется, что Малевич подглядывает и крадёт идеи. Паранойя, конечно, но характерная. Ольга Розанова обвиняет Малевича в плагиате; она пишет: «Весь супрематизм – это целиком мои наклейки, сочетание плоскостей, линий, дисков (особенно дисков) и абсолютно без присоединения реальных предметов, и после этого вся эта сволочь скрывает моё имя». Михаил Ларионов придумывает название «Бубновый валет», но в объединении с этим именем уже не будет ни его, ни его жены Гончаровой: случилась, как писали в газетах, «ссора хвостов с валетами». В начале 20-х годов Кандинский инициирует создание Инхука – московского Института художественной культуры, и совсем вскоре группа конструктивистов во главе с Александром Родченко оттуда его изгоняет. То же самое было в Витебске: Марк Шагал приглашает туда Эль Лисицкого, тот приглашает Малевича, после чего Шагалу приходится Витебск покинуть. Прежде ситуация конфликта никогда не выглядела столь тотальной» (Ельшевская).

А всё очень  логично объясняется. «Прежде», в XIX веке, было засилье прикладного искусства. Академизм усиливал переживание класса-победителя (дворяне поражением декабристов удержались на вершине социальной пирамиды). Неверно называемый реализм обслуживал плач разночинцев по несчастному народу, освобождённому от крепостничества без земли. Натурализм усиливал ненависть к безыдеалью. Из тоски натурализма были выходы тоже в прикладное искусство. Один: замысел сознания, что можно успокоиться, если признать Зло нормой – декадентство. Другой: осознаваемое крайнее отчаяние из-за, кажется, всесилья Зла – экспрессионизм. Третий: безумный рывок из отчаяния в какое-то заоблачье – символизм. Последние два из-за крайности чувств уже здорово заигрывались с корёжением натуроподобия. И всё это – прикладное искусство, порождение замысла сознания. Это не такие глубокие переживания, как от подсознательного идеала. А подсознательным идеал стал тогда же, в конце XIX века, от крайнего же разочарования не коллективистов, в общем-то, а индивидуалистов. Те, ницшеанцы, в глубине души побежали вообще в немыслимое для большинства принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Выражается корёжением натуроподобия. Это – глубоко. Из-за такого возможны более глубокие ссоры. Другая глубина предстала и перед коллективистами – перед футуристами. У каждого было своё понимание о прогрессе, и они его славили. Но. У каждого прогресса есть свой непереносимый, но сознанию не данный изъян. И, чтоб прогресс всё же славить, приходилось как бы до боли закусывать губу – корёжение натуроподобия. Вот ницшеанцы и футуристы и дрались с повышенной силой.

У Татлина был такой вариант прогресса – научность. А Малевич очень близко подошёл к адекватности выражения метафизического иномирия: вещей уже нет (геометрические фигуры – не вещи), а пространство ещё есть (есть ближе и дальше). Ещё немного – исчезнет и пространство, и это будет полное метафизическое иномирие.

Представляете, какая разница в подсознательных идеалах? Научность и иномирие. Материал и метафизика.

Как им не драться друг с другом.

Кандинский сделал последний шаг к адекватности образа принципиально недостижимого метафизического иномирия – он стал рисовать совершенную беспредметность (у Малевича ещё оставались геометрические фигуры). А у Родченко был идеалом прогресс в виде абсолютной рациональности. Начавшийся НЭП был ему нож в сердце. А советская власть, НЭП введшая, была рукой, вонзившей нож. И он сооружал сборно-разборные вещи, способные при складировании занимать наименьшее место – принцип целесообразности! – Такую он держал фигу против советской власти, непонятным отступлением занявшейся. Кандинскому же любая власть была от мира сего, следовательно, бежать от неё в иномирие. – Опять как столкновение биллиардных шаров: Кандинский и Родченко. Один ницшеанец, другой футурист.

Даже ницшеанцы пассивные («Бубновый валет») дрались с активными (Ларионов).

Дрались подсознательные идеалы, не данные сознанию, поэтому сознание это оформляло самым поверхностным образом – как... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

30 августа 2022 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в сентябре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
Статистика тиража: по состоянию на 29.09.2023, 13:51 выпуск Журнала «Новая Литература» за 2023.08 скачали 362 раза.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!..

Мы знаем, что вам мешает
и как это исправить!




Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2023 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки:
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки!


👍 Совершенствуйся!



Отзывы о журнале «Новая Литература»:


06.09.2023
Впечатление от июльского номера НЛ 2023 г. — прекрасное! Подбор сильных авторов, проделана большая редакторская работа по оформлению и подаче текстов. Талантливые проза, поэзия, интересное и глубокое содержание, разнообразие жанров. Всё продумано до мелочей.
Галина Мамыко


07.08.2023
Решимость голосующих редакторов и оценки, прозвучавшие на странице обсуждения рассказа, придают новых сил.
Геннадий Литвинцев


22.07.2023
У вас очень хороший журнал, действительно большое разнообразие вкусов и предпочтений. Так держать!
Алмас Коптлеуов




Агенты newlit.ru получают
20 процентов от сделки
Агенты newlit.ru получают 20 процентов от сделки


Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!