HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Человеконенавистничество

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за апрель 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

На чтение потребуется 7 минуты | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 25.04.2022
Иллюстрация. Автор: Наталья Гончарова. Название: «Автопортрет с жёлтыми лилиями». Источник: https://artchive.ru/publications/4051~Natal'ja_Goncharova_10_faktov_iz_zhizni_amazonki_russkogo_avangarda

 

 

 

Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы сомнения. Особенно если я начитаюсь у какого-нибудь искусствоведа, не ведающего про нецитируемость, как он соловьём разливается о том, что видят его глаза.

«…картины, показанные публике в 1910 году, были похожи на разноцветное пламя».

«…буйство цвета, акцента на фактуру, холст, штрих…».

«Это был настоящий сплав, нет, взрыв блеска, яркости, цвета, удивления, это был громкий звук…».

«…изгнали мистический туман и вместо этого наполнили его цветом и веществом».

«…акцент на… цвете, свете, смелых мазках».

«…чувственностью обводки, светлотой и яркостью цветов».

«…неудержимую радость существования, цвета, блеска и музыки света».

«Смелость, яркие цвета, крупный план».

Это всё – у Есауловой.

Ну как я смел видеть (см. тут) человеконенавистничество, когда такая яркость и цветность у Гончаровой?

 

Признаки человеконенавистничества в творчестве художницы Натальи Гончаровой (1881 – 1962) 

 

Тем не менее, какая-то неведомая сила заставила автора сайта, на котором я рассматривал картину

 

Гончарова. Павлин под ярким солнцем. 1911. 
Гончарова. Павлин под ярким солнцем. 1911.

 

поместить все уменьшенные репродукции, как и сама Гончарова своего павлина, в черноту. Сколько оптимизма ни излил автор сайта насчёт того, что символизирует павлин у разных народов ("триумф дочерей императора", "душ[у], которая из принципов единства черпала свою силу", "вер[у] в бессмертие и воскресение", "всеведение", "красоту мира", "акт творения"), – будто мыслимо, чтоб Гончарова занялась такой литературщиной и библиоизысками, – как он ни намекал на "выделяясь" как причину появления в этой картине "тёмного фона"… Я вправе предполагать другую причину: видение Гончаровой чёрного солнца, раз то попало в название картины.

Я видел чёрное солнце.

От ревности. У меня была любовь с одной. Несчастная. Из-за неё и из-за себя. Себя я считал не нагулявшимся, почему не хотел жениться, и страдал от своей подлости. А она мне иногда внушала подозрение, что она шлюха, и я не смел это проверить, так как само подозрение уже есть оскорбление любви. И вот раз я удрал с работы. А она тоже недалеко работала. И пошёл проследить, как она проведёт обеденный перерыв. И она вышла с парнем, и пошли они в ресторан, что напротив. И я увидел чёрное солнце.

Жизнь – ужасна. Не только тем, что в ней есть смерть, но в ней нет счастья взаимной любви. Обязательно или что-то мешает, или один пока (или уже) не любит.

«"Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались", – говорила Наталья Гончарова. Ларионов очень гордился её успехами и куда серьёзнее к ним относился, чем к собственным. Их жизни объединило нечто большее, чем любовь. Что это было – призвание, искусство, душевная близость? Как это ни назови, фактом останется одно: даже когда у Ларионова появилась его Шурочка (Александра Томилина, любовница Ларионова на протяжении 30 лет, а после смерти Натальи Гончаровой – его вторая жена), а у Натальи Гончаровой – Орест Розенфельд (эмигрант из России, французский социалист) – это не нарушило согласия, которое царило между ними. Лишь в 1955 году Наталья Гончарова вышла замуж за Ларионова…».

Они с 1901, кажется, года муж и жена, а не регистрируются… Можно себе представить, какой у неё характер, если, услышав от мужа, что у неё глаз на цвет, а не на форму (в смысле, чтоб она перестала заниматься скульптурой), они разругались так, что три дня не виделись (а ведь Ларионов жил в доме её родителей). Как только переехали в Париж, в 1915 году, сразу зажили отдельной личной жизнью. Регистрация, да, есть ненавистное мещанство… Так его полно кругом, и это может родить человеконенавистничество.

Вот как туманно изображали павлина символисты. И это начинало через 10-20 лет после возникновения нравиться и мещанам. Что тоже бесило.

 

Эдгар Максенс. Профиль с павлином. 1896. 
Эдгар Максенс. Профиль с павлином. 1896.

 

Эдмонд Аман-Жан. Молодая девушка с павлином. 1895. 
Эдмонд Аман-Жан. Молодая девушка с павлином. 1895.

 

Если мещанство и вообще весь Этот, обычный, мир ненавидят, то и получается внешне выраженным человеконенавистничество. А не «радость существования».

Ну а раз обычно так, как Гончарова, не рисовали, так Гончарова, отказывая Этому миру в приятии его, имеет, наверно, в идеале что? – Иномирие. А это – ницшеанство. Тем более что разрыв с обычным рисованием – резкий.

Скажете, была уже целая когорта творцов и любителей новой живописи, прошла французская живописная революция, и всё, считающее себя передовым, двинулось вслед за Сезанном, Гогеном, Ван Гогом и Матиссом.

Но Гончарова не могла стерпеть чьё-то первенство.

«В начале 1910-х годов Наталья Гончарова во всеуслышание прокляла Запад, поклялась верности Востоку, отождествила Россию с Востоком. Идея была подхвачена соратниками Ларионова и Гончаровой. Мысль о тождестве России и Востока повторил в одной из своих книг Александр Шевченко, бывший одним из теоретиков группы Ларионова. На выставке 1913 года, посвящённой иконописным подлинникам и лубкам, устроенной М. Ларионовым, были представлены лубки китайские, татарские, японские деревянные гравюры…

Декоративизм "Павлина"… выполненного "в древнеегипетском стиле" [голова и ноги в профиль, остальное в фас]… это свидетельства "восточных интересов" художницы» (Сарабьянов).

Не из-за ненавистничества ли Гончарова и из «Бубнового валета» скоро вышла – там что-то пробуддисты собрались, а не ницшеанцы?

Название авангардизм, наверно, ей нравилось. Но я б авангардистами называл только тех, кто... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

7 сентября 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в апреле 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
474 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 25.04.2024, 14:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

музыкальные сказки аудиокниги . Список бк с приветственным бонусом при первом депозите
Поддержите «Новую Литературу»!