HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

Любовь к родине

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за март 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2022 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 26.03.2022
Георгий Владимирович Кибардин (1903–1963) – живописец, график, художник-оформитель, плакатист. Источник: https://vk.com/wall-86438982_54600

 

 

 

Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем самым исключал из своего внимания картины, выражающие любовь к родине. – Я жил на этой родине, СССР, любовь к ней была для меня инактуальным чувством (не проявляющим себя). И всё. Оно не резонировало, когда я проходил мимо выражения тихой любви к своей неяркой родине. – Надо было оказаться в эмиграции, слышать ежедневно выпады против России, наследницы СССР, надо видеть, как родина огрызается, например, фотоконкурсом «Самая красивая страна»,

 

Гюнтер Райл. Арктический свет 4. 
Гюнтер Райл. Арктический свет 4.

 

Виталий Берков. Веяния Рериха. 
Виталий Берков. Веяния Рериха.

 

Елена Пахалюк. Встреча осени и зимы. 
Елена Пахалюк. Встреча осени и зимы.

 

чтоб я, наконец, заметил этих тихо влюблённых художников.

 

Кибардин. Деревня у реки. 1959. Картон, масло. 
Кибардин. Деревня у реки. 1959. Картон, масло.

 

Или я себя настроил, не знаю, но меня тронуло крайнее левое светящееся окно. Своей непрямоугольностью. А потом я вгляделся с пристрастием (что тут нарочито коряво?) и увидел, что столбы (подводящие электричество всё же) стоят не вертикально. Что в реальности быть, конечно, вряд ли могло. Тут я заметил, что и печная труба центрального дома имеет слева непостижимый отросток вверх. – А что это за белые волосяной толщины на репродукции штрихи? – Пусть то, что слева, параллельное рыжему, глинистому откосу, есть поручень перил лестницы, невидимой нам с данной точки зрения (что-то для комфорта всё-таки сделано). Но что такое перед центральным домом и ниже глядя? И под вторым домом справа? И ведь с тщанием прорисованы! А под ними лужи, что ли? Белым – это окаймление их? Чем? Недавно дождь прошёл?

Всё это – черты неказистости, которая не только не портит настроения, а, наоборот, делает родным этот кусок земли. Дома можно и в неглиже ходить.

Отсутствие зеркального отражения в реке от левой части леса, что справа на картине, на другом берегу, обусловлено эстетически. Нужна была похожая на небо широта его отражения в реке. И пришлось тут против натуры погрешить.

А зато с какой подробностью (а это ж выражение любви) проработаны дали!

Обратите внимание, река ж вдали справа опять, как и вблизи, течёт слева. Целых два поворота русла нарисованы.

А вот посчитаем, сколько планов дали тут есть. – Серо-рыжий пляж «нашего» берега. Раз. Зелёное поле между этим пляжем и лесочком. Два. Сам этот лесочек, тёмно-зелёный. Три. Фиолетовый лес за ним. Четыре. Правее – чуть бледнее фиолетовости в своей левой части – ещё один лес. Пять. Ещё чуть правее – иной фиолетовости и на высоте – ещё один лес. Шесть. А левее фиолетового леса-три – тоже бледной фиолетовости планы и планы. – А надо всем этим огромное небо с бесчисленными оттенками всех цветов радуги, только блеклых.

Дух захватывает!

За широту и бесшабашность любит родину Кибардин. (Вы уж извините, это моя обязанность договаривать всё до конца.)

А мокрый, наверно, от недавнего дождя, глинистый склон на втором плане тоже, пожалуй, отражает зарю. Потому такой не проработанный. Впрочем, проработанность отвлекла б от далей, едва ли не главного предмета любви тут. – Нет! Он всё любит. Какой-то щемящей любовью.

 

 

После этого и на портреты можно обратить внимание. Но сперва…

«Опять какая-то манифестация, знамёна, плакаты, музыка – и кто в лес, кто по дрова, в сотни глоток: „Вставай, подымайся, рабочий народ!“. Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские. Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: „Сауе гигет“. На эти лица ничего не надо ставить, и без всякого клейма всё видно.

И Азия, Азия… Восточный крик, говор – и какие мерзкие даже и по цвету лица, жёлтые и мышиные волосы! А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно асимметричными чертами среди этих … и вообще среди русского простонародья – сколько их, этих атавистических особей, круто замешанных на монгольском атавизме! Весь, Мурома, Чудь белоглазая…

Какая у всех свирепая жажда их погибели! Нет той самой страшной библейской казни, которой мы не желали бы им» (Бунин. Окаянные дни).

 

Кибардин. Хозяин моря. 1962. 
Кибардин. Хозяин моря. 1962.

 

Какое изысканное соотношение холодного и тёплого (рук, лица, оранжевого джемпера и коричневых оград на корабле). При простоте черт и выражения лица.

 

Кибардин. Ф. М. Петров. 1962 г. 
Кибардин. Ф. М. Петров. 1962 г.

 

Кибардин. В. В. Вакулин. 1962. 
Кибардин. В. В. Вакулин. 1962.

 

Кибардин. В. Д. Бобылев. 1962. 
Кибардин. В. Д. Бобылев. 1962.

 

 

И всё-таки при всей приязни я не могу не признать, что это прикладное искусство. Что приложено оно к идее любви к родине. Что призвано её усиливать. Что очень уж усилить её художнику не удалось. Что это – для меня, по крайней мере – не перевесит озарения  (не по силе, а по какой-то особенности) от постижения своего подсознания, откликнувшегося на подсознательный идеал автора произведения неприкладного искусства.

Преимущество неприкладного искусства оттого происходит, что открыть – это сильнее, чем последовать. Расшифровать своё воспринявшее подсознание – это сотворчество. А поддаться доведению до – это не сотворчество.

Любовь к родине присуща всем  (или большинству). Перевод этого переживания из состояния инактуального в актуальное штука более лёгкая, чем расшифровка своего воспринявшего подсознания.

Я потому всё оправдываюсь перед любовью к родине, что в мире идёт схватка традиционализма с глобализмом. И в традиционализме любовь к родине есть, а в глобализме – нет. Так сам я за традиционализм. И мне б не хотелось, чтоб кто-то из патриотов меня упрекал в предательстве родины за то, что я считаю – чего уж темнить? – прикладное искусство второсортным по сравнению с неприкладным... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

25 сентября 2019 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
514 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

https://bettingcafe.ru/bookmakers/ . Youtube downloader free best youtube video downloader. . Застройщик пик официальное сообщество пик.
Поддержите «Новую Литературу»!