Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: «Без исповедальности не выйдет. А без слёз по Родине-матери – выйдет. – Потому что первое принцип, касающийся той функции неприкладного искусства, которой нет больше ни у чего на свете: функции испытания сокровенного мироотношения (по определению Атанаса Натева в книге «Искусство и общество», М., 1966). А второе – имеет отношение к конкретике этого принципа: в данном произведении испытание производится противочувствиями (по «Психологии искусства» Выготского): то смертью коллективизма в русском менталитете (1), то бессмертием коллективизма в русском менталитете (2). Произведений неприкладного искусства мало. Для их создания требуется быть настоящим художником. Это значит, по-моему, выражать свой подсознательный идеал. (В данном произведении – победоносность России; во время её почти гибели такого содержания идеалу как раз и пристало быть подсознательным, в сознании автора отсутствующим). А есть прикладное искусство. Оно не испытывает сокровенное. Оно усиливает чувство, заранее знаемое. Скажем, веру в непобедимость России (например, исходя из истории последнего полутысячелетия). Для такой цели настоящим художником можно и не быть, достаточно быть мастером, артистом. Такой и без личной исповедальности добьётся сочувствия у восприемника. Я в статье просто искал, к прикладному или неприкладному искусству отнести рассказ. Получилось, что надо к неприкладному. Но поиск делается, держа голову в холоде. А тема – судьба России. Стеснительно иметь голову в холоде и свободе при такой теме. Так, чтоб быть свободным и холодным, надо признаться, через что переступил». А можно и у́же объяснить исповедальность. – Тоской по открытиям художественного смысла, когда слишком долго читаешь произведения, претендующие на литературные премии, а следов подсознательного идеала всё нет и нет. И тогда бросаешься к живописи. Там хоть не надо долго-предолго с «текстом» знакомиться. Он дан мгновенно. И вот я открываю «Русскую живопись ХХ века» Манина… И всё во мне клокочет от негодования: «Советская картина. Запечатлеть эпоху и передать её облик в последующие поколения – благородная и вместе с тем ответственная задача». А устроить общение подсознаний автора и современников – меньшая задача? – Она, правда, и задачей-то не может быть в сознаниях художников… – Может, и нечего соваться в этот период, советский: там не чаще найдутся следы подсознательного идеала, чем в постсоветской литературе? – Или можно найти удовольствие в развенчивании произведений и их авторов: не художественны и не художники?.. «…от живописца требуется необыкновенное чутьё действительности…». Так ведь это ж похоже на подсознанием обнаружение художником того нового в социуме, что ещё никто не замечает! Как Шишкин во времена всеобщего страдания по несчастному народу, освобождённому от крепостничества без земли, вдруг почуял несметную силу народную и выразил её. А ну, а ну…
Какое общее настроение было в 1958 году? В противоположном можно ждать откровения… И именно на этой картине. – Уж больно она необычна. Бледна. Правда, не исключение у Саханова бледность.
«...с конца 1950-х годов военные аналитики признают, что ядерная война между США и СССР становится невозможной». Достигнут ядерный паритет. Можно ослабить и централизм, и работизм. И начинать двигаться по-настоящему к коммунизму с его всеобщей анархией (без центральной власти) и жизнью в искусстве (если не втянуться в эру Потребления, свирепствующую на Западе). Так если этой тенденции не просматривается, то… Серо. Бледно. Начало спуска так называемого социализма к поражению. Это на фоне всезатопляющей официальной бодрости и оптимизма. Я в 1958 году был на третьем курсе института. 2 года после разоблачения культа личности Сталина. Моё стихийное левое шестидесятничество выразилось в том, что я, с ухмылкой и мимоходом сказавший комсоргу группы, что мы, комсомол, конечно же, не занимаемся тем, для чего мы предназначены, для коммунистического самовоспитания, был наказан. Сперва – этим комсоргом, подговорившим группу, чтоб в очередной раз комсоргом избрали меня. Потом – кем-то из группы, донёсшим про мой порыв начать с прекращения врать на собраниях. (Я в этом порыве констатировал, что надо признать, что мы ведём себя при самоподготовке на спецкафедре отвратительно, хоть приставленный к нам на это время майор Леонов и дурак.) Потом я был спасён от отчисления из института комсомольским бюро курса, снизошедшим до всего лишь объявления мне строго выговора с занесением в учётную карточку. Потом я предал дело отказа от вранья на собраниях: написал через год отчёт о работе с покаянием в своём поражении с самовоспитанием группы в коммунистическом духе (о продолжении нами врать на собраниях). Чем привёл в восторг бюро: и я звонил о коммунистическом воспитании, и я ничего не делал для него. – Передо мною перспектива дальнейшей жизни открывалась, как и Саханову, в виде бледного пейзажа работизма. От которого лично я спасся, получив диплом инженера, тем, что начал эстетическое самообразование. То есть Саханов почуял в социуме рождение левого шестидесятничества, считающего наличный социализм заблудившимся. Не имеющим настоящей цели. Межеумочное состояние, которое лучше всего оказалось выражено луной: ни день, ни ночь… Лошадкам, правда, в этой стоячей луже, а не реке, тоже не сладко. Я лишь десятки лет спустя понял, что я был стихийным левым шестидесятником. Что – подсознательность – хочу распространить и на Саханова, хоть он на 24 года старше меня, и мог разочароваться в действительности раньше. Она давала поводы. Что такое вот эта бледность?
Тут до ядерного паритета ещё далеко, и голод недавно был, и война не так давно кончилась, восстановить хозяйство не успели… Башкирия, правда, не была под бомбёжками… Ну так непосильная индустриализация изнурила. Перед нами то, что не должно дальше быть. И в название просочилось «Старый». Так что можно эту бледность и немочь посчитать как отвергаемое прошлое? – Вряд ли. Не амбар, дом под черепичной крышей, вон, тоже не ахти какой презентабельный. – Этот Салахов, пожалуй, давно знает, что идём не тем путём. Ох, не натянуть бы мне на него себя, считающего, что ошиблись с самого начала, выбрав силовой, марксовый путь в коммунизм, вместо мирного, прудоновского. Не потому ли и тема с Лениным
нарочито невнятна, нерезка, бледна, сера?
Не на тот класс (рабочий) ставка. Началась постиндустриальная эпоха. А тут – ручной труд. Тяжёлый. – Прошлый, 19-й, век. А потом Саханов, наверно, совратился.
Радость-то какая так и светится! «В нашей стране не принято проводить опросы общественного мнения и следить за повышением или уменьшением популярности политических деятелей. Но если бы такие опросы производились, они показали бы падение популярности Хрущёва уже в 1962 году и усиление этого процесса в 1963-м. Причины для недовольства имелись почти у всех групп населения… Хотя популярность Хрущёва у населения страны заметно уменьшилась, именно в 1962–1963 годах стала расти идеологическая агитационно-пропагандистская кампания по неумеренному его восхвалению. На смену развенчанному культу личности Сталина приходил культ личности Хрущёва. Везде можно было читать о «великом ленинце» и «великом борце за мир» Хрущёве, портрет Хрущёва открывал страницы букварей и школьных учебников и выделялся большими размерами в общей галерее портретов членов Президиума ЦК КПСС. Фотографии и портреты Хрущёва почти ежедневно появлялись в газетах, на экраны страны вышел фильм «Наш Никита Сергеевич»» А что тогда тут?
Не беду ли всё-таки почуял? Так припозднился же. % импорта пшеницы относительно собственного производства:
А теперь спрашивается, какое отношение имеет декларированная исповедальность с этими неискусствоведческими цитатами с цифирью? Признаюсь. Я хочу своей неангажированностью никаким кланом: ни искусствоведческим, ни общественно-политическим, на которые намекает исповедальность, – внушить своему читателю, что моему чутью можно верить. А оно шепчет, что бледнопись имеет шанс... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Чтобы прочитать в полном объёме все тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в марте 2022 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Брендовые оправы и очки Оптика Rocking Look. |