Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Было время… Я купил брошюру о Шагале. С иллюстрациями. Прочёл и ужаснулся. – Нич-чего не понятно. Безобразие, а… хвалят. За что?! Прошло много времени. Я раз читал «Шошу» нобелевского лауреата Башевиса-Зингера с офортом «Над городом» Шагала на форзаце. И всё понял. Издевается, мол, Шагал над замшелым опостылевшим иудаизмом и его приверженцами. Потом почитал-подумал, и пришлось от такого толкования отказаться. А согласиться – что выражено обратное видимому глазом. Не безобразие, а (самоцитата) «"простейшие инстинкты и неотрефлексированные представления" (А. С. Мигунов) как идеал». Что соответствует самоощущению масс, вышедших на арену истории. Но чтоб им так понимать Шагала, так нет. Так только элита понимает. Что Шагал просёк. И уехал из СССР во Францию, ибо советские массы его не понимали адекватно, а парижане – понимали. И вот, ссылаясь на похожесть на Шагала, пишет Манин, в частности: «Расторгуев пишет людей в каком-то фантастическом бытовом окружении, и здесь он близок к Шагалу, только на русской почве. Стилистика Расторгуева родом из городецкого искусства, сюжеты, характеры – из быта: то ли из дореволюционных времён, то ли из 1920-1930-х годов. Все они глубоко провинциальны по духу, но ирония сообщает им некую анекдотичную завлекательность. Образы художника продолжают живописную методологию начала века: в какой-то мере Шагала, затем – Тышлера. Они привязаны к русскому фольклору. В их образной специфике разворачивает многовековая картина людских отношений. Типаж взят из истории, из 1920-х годов – это мужики, франты, продавцы, картёжники, парикмахеры и т. д. Возникает вопрос: зачем художнику эти исчезнувшие типы? Но в том-то и дело: цепная связь удерживает их в современности, а главное – Расторгуев оживляет эту прошедшую жизнь как воспоминание, в том числе в формах русского фольклора ХХ века… Расторгуев обладает чувством цвета. Нежные переливы его живописи создают гармонию, определяющую эмоциональную тональность сюжета. В картине «Лихач» (1984) почти кустодиевская красавица растворена в нежных дымчатых, розовых, зелёных, голубых, жёлтых красках, формирующих её образ – безусловно, фольклорный, но так же, как у Кустодиева, сориентированный на определённые социальные вкусы – в данном случае обывательские» (Русская живопись ХХ века. Т. 3).
![]()
![]()
Чтоб меня застрелили, если б я сам смог додуматься, что такое может иметь не только эстетическую ценность (цветов «нежных дымчатых, розовых, зёленых, голубых, жёлтых»), но и художественную – обывательскую (от столкновения нежных оттенков с грубой фольклорностью). Да ещё и с элитарной насмешкой над обывательщиной (наверно, насмешка тусклостью).
![]()
![]()
И, смотрю я, художник наштамповал таких каляк-маляк многие сотни. Так вот, верный принципу, что художественно только то, в чём есть следы подсознательного идеала, я не могу поверить, что... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2021 года в полном объёме за 97 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?.. Причин только две. Поможем найти решение! ![]() ![]()
о вашем произведении
Научи себя сам: ![]() 👍 Совершенствуйся! Сделай добро: ![]() |
|||||||||||||||||||
Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г. Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|