HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Художественный смысл

Нечитайло

Обсудить

Цикл статей

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за май 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2021 года

 

На чтение потребуется 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 30.05.2021
Оглавление


1. Не читайте про Нечитайло, правды не напишут
2. Колобок, который ото всех ушёл

Не читайте про Нечитайло, правды не напишут


 

 

 

У меня иногда впечатление, что вокруг заговор, а я, как тот ребёнок из андерсеновской сказки про голого короля.

«В памяти предстал Кузнецкий мост. Московская выставка молодых художников. Вернисаж. Толчея. Взволнованные лица.

И вдруг встречаю Василия Нечитайло. Мы подходим к большому холсту: на картине молодая женщина, две маленькие девочки с цветами и книгами, на фоне – конный красногвардеец как символ героического прошлого…

 

Нечитайло К. Воспоминание о революции. 1980.
Нечитайло К. Воспоминание о революции. 1980.

 

– Это полотно написала моя дочь Ксения, – проговорил Василий Кириллович. – Вот она на картине стоит с дочками, моими внучками, Настей и Машей. За ними на коне их прадед, мой отец Кирилл Никитович…

Я глядел на своеобычный, интересно решённый холст «Воспоминание о революции» и сразу понял гордость большого мастера за свою дочь-художницу, талантливую, со своеобразным, ни на кого не похожим голосом… Пристально вглядываясь в картину и видя радость в глазах Нечитайло, я ещё крепче уверовал в значимость и современность реалистической живописи, обладающей древним и вечно юным ликом.

«Писать ярче» – этот завет отца не забывают и стараются исполнить дочь Ксения и сыновья Дмитрий и Сергей – молодые художники, уже по-разному заявившие о себе как дарования свежие, разные. Такова преемственность поколений.

Молодые…

Ведь им создавать искусство XXI века.

Как важно в судьбе каждого большого мастера чувствовать рядом с собою плечо верного друга, единомышленника. Таким товарищем был у Василия Нечитайло ещё с юности, с институтской скамьи Юрий Кугач. Вместе они учились, защищали свои дипломы, показывали из года в год новые полотна на больших выставках. Конечно, их искусство, как, впрочем, творчество всех художников-реалистов, было разным, но приверженность к станковой живописи, любовь к природе, человеку, к сочному, полнозвучному языку русской живописной школы – общими.

. . . . . . . . . . . . .

Словом, всего лишь один взгляд на шедевр живописи перенесёт вас в ту эпоху, в то время, в которое жил и творил художник.

Но для этого мастер должен целиком принадлежать своему времени. И чем цельнее и мощнее эта его приверженность, тем великолепнее и бессмертнее его творения.

…На крытом пёстрой тканью старинном массивном диване, стоящем в углу, лежит ярко-жёлтый медвежонок – плюшевая кукла. Её забыла Настя, внучка художника. Рядом, на стене мастерской, мы видим её портрет, сияющий радостью бытия, свежестью, улыбкой.

– Василий любил жизнь, – говорит Юрий Кугач.

. . . . . . . . . . . . .

– Тема последней картины Василия «Красные партизаны» – кардинальная тема всей его живописи, – продолжает Кугач. – А если сказать точнее – лейтмотив всей его жизни.

 

 Нечитайло В. Красные Партизаны. 1980.
Нечитайло В. Красные Партизаны. 1980.

 

Ведь придя в институт, он предстал перед ребятами как сын донских степей. Мы узнали из его рассказов о годах гражданской войны на Дону, о поднятой целине в Сальских степях, и он казался нам иногда парнем из легенды, о которой мы читали только в романах или стихах» (Долгополов. Мастера и шедевры. Т. 3).

Такое впечатление, что Василий Нечитайло вполне доволен был произведением дочери не только по формальному признаку – «Писать ярче» и «современность реалистической живописи» – но и по идейному – «любил жизнь». Ибо революцию понимал как созидание, а любовь к жизни и созиданию выражать естественно по его мнению – это натуроподобно.

И все слепы к черноте на картине Ксении, к тому, что трое стоящих стоят так, что, в общем, не имеют отношения к тому, на каком фоне они стоят. Разве что красный свой пионерский галстук старшая девочка в руке теребит, а у младшей в руках цветочки цвета, имеющего отдалённое родство с красным – фиолетового. Правда, как и конь под легендарным дедом. Но.

По-моему, тут такое воспоминание о революции, которое издевательством можно назвать.

Это нарисовано за несколько лет до перестройки и гласности, когда массово стали хаять революцию, но. Ксения могла вращаться в соответствующих кругах…

Много что в своей картине она отметила насмешкой (примитивизмом изображения): и дочек, как-то всё же причастных к воспоминанию о революции, и деда. (Надо ли перечислять, что именно носит черты примитивизма? – До карикатурности тонкие ноги старшей дочки, ультраподробность причёски младшей, нелепость её позы, схематичность лиц обеих, да и деда тоже, неестественность и его позы, да и коня. Да и чернота, «в лоб» обозначающая негативное отношение.) И только брюки…

«В 70-е начали появляться джинсы клёш, но мне в джинсах было некомфортно. В центральном аппарате джинсы считались неприличными».

И только на брюках Ксения оттянулась как мастер живописи. Бархат нарисован натуралистически. – Даёшь вещизм! Объявленный официально врагом строя.

Если что в изображении и роднит дочь и отца, так это шаблон: натуроподобием выражать своё положительное отношение. Шаблон, не имеющий ничего общего с искусством в ХХ веке.

Может, на это и намекает Манин:

«…рассудочно подходит к теме Ксения Васильевна Нечитайло (род. 1942) в картинах «Брат из армии вернулся» (1976), «Гурзуф начала века» (1978), «Воспоминание о революции» (1980) и др. В примитивизме сказывалась диалектика разностей, из-за чего образ или обострялся, или вообще пропадал, будучи облечён в форму, далёкую от реальности. Иными словами, возникало впечатляющее противоречие между правдивым ситуационным содержанием и неправдивой или неадекватной ему визуальной формой». (Манин. Русская живопись ХХ века).

 

 Нечитайло К. Брат из армии вернулся. 1976.
Нечитайло К. Брат из армии вернулся. 1976.

 

В раньше написанной вещи издевательство не такое грубое. Но всё-таки не снять в квартире головной убор она своего военного заставила.

И это называется искусством?

 

 

7 июля 2019 г.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2021 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за мае 2021 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление


1. Не читайте про Нечитайло, правды не напишут
2. Колобок, который ото всех ушёл
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!