HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

И всё-таки она вертится!

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за декабрь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не получалась, и я её никуда не слал. В лучшем – получалась, и мне казалось, что я – как десантник, ладонью разбивший кирпич, положенный на два стоящих кирпича. Или как переболевший и выздоровевший.

Для Михаила Шварцмана надо,

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.12.2020
Шварцман. Двери неба. 1987–1988.
Шварцман. Двери неба. 1987–1988.

 

наверно, переписать сюда цитату, от которой я танцевал с другим абстракционистом – Поллоком. Хоть Шварцман от Поллока явно отличается. Полок давал абстрактные названия и картинам, а Шварцман, вон – конкретные, да ещё, кажется, и исторически обоснованные. – В те годы как раз перестройка стала демонстрировать провал. Хотели, как лучше, а вышло, как всегда – Черномырдина.

Ну, тем не менее

«Произведение как конструкция. Художественное произведение является замкнутым в себе целым, и каждый элемент этого целого имеет значение (функцию) только в самозначимой структуре этого целого, а не в соотнесении с чем-то вне этого произведения находящимся (например, с природой, действительностью, идеей, сознанием автора и т. п.). Если эта структура что-либо "отражает", то это не имеет значения для объяснения данного целого: функция отражения "трансгредиентна" для искусства. Задача искусствоведа заключается в том, чтобы раскрыть конструктивное единство произведения и конструктивную функцию каждого из составляющих его элементов».

 

 

Целое «Дверей неба» состоит в чём-то, противоположном дверям, как таковым. Как выходу. Как свету в конце туннеля.

Впечатление такое, будто перед нами как бы недопрорублен проход в гладкой оштукатуренной жёлто-серой стене. На ней даже нацарапаны какие-то надписи (буквы кириллицей и цифры, но не подпись художника). Видны потёки краски, нанесённой по штукатурке. В самом низу даже что-то вроде горизонтального участка лаза, хотевшего вести вглубь (светло-коричневого цвета). Прорубленность имеет форму неправильного креста.

 

 

 

Это может быть неким издевательством над верой, к которой, мол, вернулись после семи десятков лет атеизма, – атеизма, под которым-де теплилась вера. – Фиг! Ни черта это не вера! Это какое-то жалкое её подобие! – Одна мне говорит: «Ну, надо ж во что-то верить». Другая, метнувшаяся в православие, призналась, что перестала верить. Где-то перед этим я ей послал адрес заметки, как служат неверующие священники, чтоб иметь чем зарабатывать, и не считают зазорным признаваться в неверии. Каков приход, таков и поп…

Небо должно б символизироваться голубым. А перед нами что? – Синее разных оттенков. – Образ засилия сект, наполнивших страну из-за свободы слова. Промежуточные тона к синему, вплоть до чёрного – образ тупиков в глубине стены. – Всё – не туда!

А зачем каким-то золотом (или что это?) обведён контур «креста»? – Что если роскошь религии отвращает художника? Первохристиане настаивали, наоборот, на бедности как добродетели…

Он же, возможно, как-то веровал, но не так, как другие. Потому и не нёс свои иературы в церковь.

«…Миша Шварцман – Царство ему Небесное! – замечательный художник, говорил, что его искусство – это некое откровение, и что его рукой движет Дух Святой. Женя же говорил как церковный человек: ну, если Дух Святой тобой движет, то твою картину надо в церковь вешать, это икона. Вот о чём разговор! А ты пишешь, что ты Шварцман. Вот о чём был конфликт…».

Да, функция отражения негодования на якобы возрождение религии, антидвери неба – "трансгредиентна" (извне)  композиции самой по себе. – Так на то Поллок – ницшеанец (то есть антихристианин), а Шварцман – наоборот: иерат (ἱερατικά – священная, «Работы свои называю иературы. Дело моё – иератизм. Я – иерат – тот, через кого идет вселенский знакопоток»" {см. здесь}? «В 1966 году он основал собственную «иератическую» школу и вскоре перешел в православную церковь» {гуглоперевод с английского}). Тип его идеала, вроде бы, – благое для всех сверхбудущее. Коммунисты СССР оскорбляли его своей деятельностью, практически ведущей (как предупреждал Троцкий) и таки приведшей к реставрации капитализма.

 

 

С таким заделом я могу подступиться и к более ранней работе.

 

 Шварцман. Цель. 1985.
Шварцман. Цель. 1985.

 

1985 – это год начала перестройки. Все поначалу поверили. А Шварцман – нет! Совсем провидец. Горбачёв потом признался, что, поездив по западным курортам, он пришёл к выводу, что обустройство жизни надо перепоручить капиталистам, а социалистам – быть не у власти, а в оппозиции, чтоб корректировать, если капиталисты зарвутся. Для чего партию коммунистов надо превратить в партию социалистов.

Ну и тут та же жёлто-серая стена и якобы пробоина в ней, никуда не ведущая. Вот это «никуда не ведущая» и есть то целое, которое организовывает всё, что тут нарисовано.

 

 

Зарождение такого радикального отрицания можно увидеть давно.

 

 Шварцман. Жар-птицы. 1963.
Шварцман. Жар-птицы. 1963.

 

Жар-птицы – это мечты. Они-то, да, нематериальные. Но, когда они нарисованы вьющимися из дыма… То перед нами насмешка, над пустыми мечтами.

На съезде КПСС в 1961 году Хрущёв объявил, «что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм» («Википедия»). – И все, по крайней мере, в моём провинциальном окружении, среди ИТР-ов, смеялись. Лично я был стихийным левым шестидесятником. Т. е. считал, что социализм очень болен (вещизмом), и его надо спасать. Но как?!.

 

 

Отрицание (в холодности тона) есть и в вещи, называемой «Мать».

 

 Шварцман. Мать. 1962–1963.
Шварцман. Мать. 1962–1963.

 

Какое-то пустое платье… С первого взгляда.

А внимательнее…

 

 Шварцман. Мать. 1962–1963. Фрагмент.

 

Каким-то нездешним, египетскими взглядом (лицо в профиль, а глаза прямо) смотрит то ли на голубка, то ли на цветочек всё же женщина в марлевой повязке. Оно – еле живёт (эти белые точки какой-то эманации).

 

 Шварцман. Мать. 1962–1963. Фрагмент.

 

Женщин даже много.

Всё объясняет такое биографическое сведение:

«… отца репрессировали, и он погиб в лагере, а мать была сослана в Сибирь. Михаила, оставшегося сиротой, отправили в интернат…».

Да, много, получилось, матерей у детдомовца, но… Да и мать… Что ж она политикой занялась, если у неё ребёнок…

 

 

Ещё большее издевательство – тут.

 

 Шварцман. Давид. 1970.
Шварцман. Давид. 1970.

 

Что было в 1970 году? – Столетие со дня рождения Ленина. – Второй (после Маркса) почитаемый в лжерелигии под названием коммунизм. Как в иудаизме (после Соломона) Давид был второй религиозно почитаемый царь.

Так коммунисты законсервировали Ленина – в банку на картине – и он там торчит, не используемый. Как шутили тогда: встал Ленин с того света, оглянулся и говорит: надо опять переходить на нелегальное положение и поднимать революцию.

 

 

Я даже не уверен, что перед нами художник. Человек, передающий свой подсознательный идеал нашему, зрительскому подсознанию. – Никакого подсознательного. Всё – знаемое. И непросто зашифрованное.

Можно, правда, сказать, что я сермяжно недорасшифровал. Расшифровал, против чего художник, но не осознал, за что он, в чём его иератическое.  Или надо думать, что его идеал чем-то похож на первохристианство. Тогда думали, что не в сверхбудущем совершится второе пришествие и Царствие Божие на небе, а скоро-скоро, как в иудаизме думает каждое поколение, что мессия придёт при его жизни, все иудеи вернутся в Израиль, уверуют в раввинов и Бога, и Храм будет восстановлен (у них в домах даже есть недостроенное место, чтоб его достроить, когда этот Храм восстановят). – Это б объяснило, почему нет гадости Этого мира в картинах Шварцмана. Они все какие-то аккуратные. Ну и, раз он, как первохристианин, то и не несёт он свои иературы в обычную церковь. Считает её развратной, как протестанты католическую церковь считали. – А можно иную причину помыслить: картины-то... [...]

 

 

9 июня 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в декабре 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению декабря 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://magazin-veshalok.ru вешалки для шарфов вешалки для шарфов от производителя. . Пластиковый крепеж авто. Чем и как крепятся подкрылки на авто. . Лучшие бк для ставок на спорт
Поддержите «Новую Литературу»!