HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 г.

Художественный смысл

Сикось-накось

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за июль 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2020 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

В название я вынес впечатление от такой картины.

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 16.07.2020
Тюленев. Белая ночь. 1992.
Тюленев. Белая ночь. 1992.

 

А подвигнула писать статью такая цитата:

«…как будто кричит этими работами Виталий Тюленев. Он делает это по-детски открыто и непосредственно, без оглядки на моду и политкорректность. Причём, чего бы это и кого бы это ни касалось… или просто бабки, беседующей по вечерам с Горбачёвым по телевизору («Белая ночь», 1992)».

Сам бы я не рискнул увидеть Горбачёва в этом лысом человеке. Ни он похож, и он без очков. Или это такие очки, с светлой оправой? Тот такие не носил.

Ну да, момент знаменитый – объявляет об отставке, об исчезновении СССР. В декабре. – Летит всё в тартарары. Что, собственно, и нарисовано.

Но в чём ценность картины? – Неужели в такой вот, негативной, оценке этого? Или в том, что Горбачёв персонально и в первую очередь виноват? – Но почему б тогда не нарисовать его безусловно похожим? – Или ценность – сказать «фэ» и самому сюрреализму, каким «фэ» выражено?

А что это за синие цветы – вроде, сирень? Или тут нарочно смазано? И в декабре?! – Впрочем, какое тут «в декабре»: вон, корову пасёт женщина… Натуральное хозяйство стало востребовано – кушать нечего. Само время полетело сикось-накось. Год создания – следующий после распада страны. Само пространство исказилось (бутылка кривобокая или занавесом заслонена?). И почему не получается идентифицировать этикетку. Или то денатурат какой-то? Что б ни пить, лишь бы залить горе горькое… – Или тут не объективность, а её оценка. – Плохая. Всего, а не только краха СССР.

Неужели творческая радость была при создании такой картины?

А цвет?

«Собственно цвет и колорит при этом {Позже, обращаясь к извечным вопросам о смысле бытия, о конфликте поколений и драматических поворотах в судьбах Отечества} утрачивали самодостаточную ценность, образуя некую зыбкую отстранённую среду, некий живописный эквивалент времени».

То есть и цветом он кричал «фэ».

И в этом вся радость?

Вспоминается отзыв Аникста о «Гамлете»:

«"Гамлет" – трагедия не только в том смысле, что судьба героя является злополучной. Особенность данной трагедии нагляднее всего обнаруживается при сопоставлении с "Ромео и Джульеттой". В ранней трагедии мы видели яркий красочный мир Италии эпохи Возрождения, наблюдали развитие великой и прекрасной страсти. В "Гамлете" перед нами иное. Здесь всё с самого начала окрашено в мрачные трагические тона. В ранней трагедии завязкой была возвышенная любовь, – в "Гамлете" всё начинается со смерти, с злодейского убийства короля. Всё действие рассматриваемой нами трагедии представляет собой обнаружение огромного количества самых разнообразных форм зла. Язык трагедии по-своему выражает это. В "Ромео и Джульетте" мы больше всего слышим поэтические гимны красоте, радости жизни и любви. В "Гамлете" преобладают образы, связанные со смертью, гниением, разложением, болезнью».

Но слава «Гамлета» гремит веками, а Тюленева… – Зато Шекспир всеми этими «фэ» Этого мира зовёт вообще в иной мир, явно в христианское или ему подобное сверхбудущее, благое для всех. Для всех, ибо все ж одинаково понимают плохое плохим. А с тюленевским сюрреализмом вообще, похоже, ничего не поймёшь.

Манин пишет, что композиция у Тюленева фрагментарная. В каком смысле? Нецельная, разорванная? Или в смысле, что нет центра композиции?

Центр композиции – это «предмет, который играет в композиции ключевую роль, на нем сосредоточено внимание [приёмами:]

– форма объекта;

– величина объекта;

– цвет;

– расположение на плоскости;

– смысловая нагрузка».

Кажется, что Горбачёв – центр композиции. Но... [...]

 

 

10 мая 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в июле 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению июля 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел.: +7 960 732 0000
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!