HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

Ещё одна из проб читать по наводке

Обсудить

Критическая статья

 

(Поток сознания при чтении)

 

 

Купить в журнале за январь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2020 года

 

На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 7.01.2020
Иллюстрация. Название: «Атака мертвецов, Осовец 1915». Автор: Василий Нестеренко (род. в 1967 г.). Источник: https://new.rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=33150

 

 

 

«Апогей» (2019) Семёнова.

Несогласия мои с автором начинаются с первых строк «Вступления».

«Автор, конечно, не был свидетелем описываемых событий. И просит прощения у, возможно, более осведомлённого читателя за неизбежные ошибки и неточности своего повествования».

Если эти слова литературная игра, то возразить нечего, ибо каждое художественное произведение есть выдумка в какой-то мере. И все это знают, извиняться нечего. Вейдле даже различает искусство слова и искусство вымысла. Если первому ещё допустимо быть вневременным и выражать радость жизни, то второе связано с историей духа, и самая художественность его состоит в чрезвычайной выразительности касательно какого-то момента этой истории духа. Ну, а по-моему, точнее: вымысел должен позволить автору выразить свой подсознательный идеал, связанный с внешним миром через соответствие какому-то моменту истории духа, выразить так здорово, как ничто иное, вроде, и не сможет.

Если и дальше Семёнов литературно шутит, это тоже можно было б принять, если б не тема:

«Да и можно ли рассказать о Блокаде правдивее и точнее тех, кто сам её пережил?»

О Блокаде шутки неуместны. Значит, нет никакой игривости. Но тогда – беда! Это не цель искусства – правдивость. Разве что оно прикладное, т. е. призвано усиливать знаемые переживания. Например, колыбельная – усиливать желание спать, выступления плакальщиц – желание плакать. Семёнов, видно, нацелился на что-то, близкое к плакальщицам.

Тогда я попал не в свою область. Моя – раскрывать скрытое, в частности, подсознательное. А в прикладном искусстве в принципе нечего открывать, раз оно знаемого касается.

Разве что Семёнов ошибается. Думает, что пользуется негодованием от недостатков (пусть и вымышленных) в связи с Блокадой как образом негодования от недостатков сегодняшних (например, вечным русским пренебрежением к личности, {«О недостатках стоит говорить до тех пор, пока эти недостатки существуют»}), – думает так Семенов. А на самом деле выражает подсознательное, например, прямо противоположное негодованию: скажем, гордость, что  сталинизм отличается от столь же губительного для людей фашизма (отсутствием идеолого-теоретического обоснования жертвам).

Если Семёнов насчёт своих намерений фактически ошибается, – что сразу ставит его в ряд художников, – тогда, да, мне есть что тут делать.

Если Семёнов не ошибается, то мне нечего читать Вступление дальше только что прочтённого и прокомментированного первого абзаца. Тут он будет давать не конкретное, а обобщённое. Опосредованное. Тогда как даже прикладное искусство работает с непосредственным. Философские куски в «Войне и мире» не представляют художественной ценности.

Можно проверить, угадал ли я? – Первое предложение второго абзаца:

«Любая страна, вступившая в войну, уже проиграла».

Так и есть, угадал. Плюс сомнительный это посыл. Невступление в войну просто невозможно, потому что это не односторонний акт. Например, Дания и Вторая мировая война. Дания, казалось бы, не вступила в войну, не оказав сопротивления немецкому вторжению. Но в итоге кончилось тем, что она перестала существовать как государство – «29 августа 1943 года правительство Дании было разогнано, власть в стране перешла к немецкой оккупационной администрации в лице имперских уполномоченных секретарей по Дании» («Википедия»). Невступление равно исчезновению. И может ли это называться противоположностью понятия «проиграла»? – Нет, конечно.

Но не моё амплуа спорить в публицистской части.

Мне надо решить, как быть с задачей проверить, не пробьётся ли где сквозь образную публицистику текста, что вне Вступления, художественность? Мне ж смертельно скучно читать даже и произведение прикладного искусства.

Я сделаю так.

Судя по оглавлению, здесь несколько не связанных общим сюжетом рассказов. – Я возьму средний, называющийся «Леденцы», и его прочту. Если я в нём не найду следов подсознательного идеала, то и не сочту всю вещь художественной.

 

Прочёл. Парадокс. И контра и просоветский – люди. И согласились спустить кровь, чтоб её, замороженную, скармливать детям. Даёшь, мол, общечеловеческие ценности. А не – какие бы то ни было социальные.

Да, это прикладное искусство. Применено иносказание: идейно противоположные люди нашли в себе общее, общечеловеческое – ценность жизни сама по себе. Усиливается переживание ценности мещанского идеала. Даже проявлен артистизм: через наоборот это смысло-чувство продвигается – героизмом исполнителей. Они надрезают себе вены на кисти руки, спущенной в таз. Героизм не свойствен мещанству.

А теперь честно: может, этот вымысел как раз и художествен? И просто мне лично антипатичен мещанский идеал, ибо я считаю, что Россия может быть или великой, или не быть, для чего от россиян требуется массовый героизм, а не мещанство. Общечеловеческие же ценности – это, мол, идеологическое орудие Запада в его извечной борьбе с мессиански героической Россией ли, СССР ли. А на самом деле общечеловеческие ценности – это названные так идеологами Запада ценности западной цивилизации, менталитет которой всех остальных себе подчинить. – Такому мне трудно через себя переступить и признать Семёнова таки художником. Легче отдать ему артистизм, ранг пониже художника.

Но я переступлю через свои идейные симпатии. И назову: Семёнов – художник.

И первая фраза Вступления – таки литературная игра. Якобы скромность человека, чующего силу художественного вымысла своего, но притворно извиняющегося за не «точнее тех, кто сам… пережил».

Можно даже проверить это – спросить его самого, когда он написал Вступление? Если до текста рассказа, сочинённого самым первым, то я не прав, если после, то прав.

Если я прав, это объясняется... [...]

 

 

4 сентября 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в январе 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Купить картон вешалки для шарфов оптом. . Самая подробная информация Автопистоны на сайте. . Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!