Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
Я б не стал писать о Зуеве, если б не прочёл его рассказ «Хорей» (2017). Но, прочитав его, я не понял, зачем это написано. Это был второй его прочтённый рассказ. В первом была такая мерзость, что я понял (или подумал, что понял), что это банальное и модное в определённых кругах «фэ» всему российскому при Путине. И что Зуев – критикан. Для проверки прочёл ещё и «Хорея» и бац: непонятность, зачем это. Стал перечитывать. Дошло, что «сделать ворота», это не ворота двора какого-то, а футбольные ворота. – Я мог догадаться про футбольные? Не мог. Потому что о них – во втором абзаце и безотносительно к футболу, а в первом – безрадостная картина тундры в нецветущий период: «В окрестностях Харампура не было и двух прямых деревьев. Холод, вечная мерзлота под тонким слоем гнилой хвои и беспощадные океанические ветры кривили лиственницы. И каждая уродовалась по-своему». Бр. О каком футболе может подуматься? И теперь вопрос: это у Зуева был расчёт или подсознательное? Если хотите анекдот, я его вам расскажу… У меня выработалась, может, и дурацкая, привычка всё проверять. А название Харампур мне показалось чужим каким-то. Я и посмотрел в гуглокарту (она у меня в компьютере поставлена в фавориты когда-то, когда меня товарищ подбил ею пользоваться, я с тех пор ею и пользуюсь {я вообще по старости лет не люблю перемен, что тоже оказалось знаменательным для разбора именно этого рассказа}). – Гуглокарта мне показала, что это город в Индии. – Опа. Зуев что: занимается и выдумыванием названий? – Я спросил: «Харампур Ненецкий автономный округ». – Ни фига. Всё равно показывает Индию. Тогда я спросил в поисковике: «тундра Харампур», – и мне первой же строчкой выдало статью о деревне Харампур и Роснефти. Понимаете? «Англосаксонский мир не хочет даже смотреть в сторону ненцев, таких отсталых от гордого собою Запада», – так мне подумалось. А о том-наоборот оказался рассказ. Не об отсталости! И эта мысль мне в голову тоже пришла анекдотически. Расскажу... Поисковик «Яндекс» обеспечивает оповещение, что мне на электронную почту пришло письмо: «1». – Так, когда я полез из-за Харампура, мне это «1» и оповестило. Я периодически ругаюсь с одним родственником, пеняю ему, что он не русский какой-то, не любит Россию, непрестанно и где ни попадя ругает власть и идеалом имеет Финляндию. И вот – очередное его письмо во славу если и не Потребления, то Самореализации на Западе. (Что миллионы туда едут исполнять те работы, которые местные презирают, он забыл.) Но – главное: меня по контрасту с недостижительностью, которую – судя по рассказу – исповедуют ненцы в отличие от приехавших туда работать русских, вдруг озарило, что исподволь Недостижительность-то и воспета. Презираемая Западом. «Когда счёт стал 8:8, Бондарь закричал: – Почему вы не вырываетесь вперёд? Почему поддаётесь? – Что за игра, если только мы забьём все мячи, – ответил Хорей, и Бондарь сдался». Ни фига себе!.. Тихой сапой. И «Хорей» – обманывающее название… (Я, когда писал это, не знал, что хорей – это длинный шест для езды на оленях.) Какая жалость, если Зуев ТАК пишет, будучи себе на уме, а не выражая подсознательный идеал!.. – Я ж не смогу назвать его рассказ художественным из-за отсутствия, мол, следов этого подсознательного идеала. Или всё же тот факт, что рассказ я прочёл и не понял, говорит, что и сознанию Зуева «зачем написано» дано не было. Я ж – фрукт не простой, а ежедневно, десятки лет занимаюсь открыванием – обязательно скрытого – художественного смысла. Если уж мне он не сразу открылся, может, я имею право всё же считать рассказ художественным?.. Или это – простой артистизм: писать обиняком, через наоборот? Читаешь и всё время впечатление чего-то нехорошего… Холод, опасные медведи и бешеные песцы, корявые деревья, болото, «пустырь, где гнили черепа с шишками пантов и ошмётками мозгов», не умеющие лаять собаки, ненцы спят вместе с собаками, делят жену с братом, традиция возить умершего по тундре, пока не настанет весна. Исполнению этой традиции по отношению к умершему Хорею его двумя дочерьми, забросившими все свои дела, а до того никогда не приезжавшими к отцу, и посвящена последняя часть рассказа. Казалось бы, перипетии этой перевозки должны быть никому не известны, ибо взявшие отпуск для обряда дочери Хорея жили в Салехарде и, повозив отца до весны, уехали обратно. Но конец рассказа так думать не велит. «Когда началась весна, сёстры перестали возвращаться в посёлок и спали в шалаше на продуваемых ветром холмах Уронхоэ. С первой капелью, когда иней растаял и деревья стали чёрными, они обмотали отца тынзяном и повесили на ветку самой высокой лиственницы в округе. Через день звери растащили тело по кускам. Бондарь хотел устроить другу в фактории что-то вроде памятного знака. Но не знал, как объяснить дело начальству. Как-то вечером он собрал своих водителей и запретил им срезать верёвки с деревьев в тундре. Сказал, что на этих ненецких капканах – смертельный яд, который может убить человека, впитавшись через кожу. Так появилась первая байка комсомольской стройки на Ямале». (Кстати, по последним словам видно, что время действия – 1986 год. Всё плохое ассоциируется с советским временем.) Так вот по концу рассказа можно судить, что весь он подан с точки зрения этого Бондаря. Партийного. А коммунисты-то предали коммунизм. Понимали его в духе «каждому по потребностям» при неограниченном материальном прогрессе. То есть включены были в потребительскую гонку, органичную как раз для капитализма с его принципом наибольшей выгоды. И такие коммунисты чужды представлению о смертельности для человечества неограниченного материального прогресса и чужды принципу другого коммунизма: «каждому по РАЗУМНЫМ потребностям». Которым ненцы-то со своим традиционализмом больше соответствовали, чем приехавшие комсомольцы и партийцы. Перипетии перевозки Хорея по тундре дочери его могли рассказать, до Бондаря это могло дойти. Вот и возможно представить, что весь рассказ подан не с авторской точки зрения, а этого Бондаря. Чуждого, получается, автору. И тогда всё негативное впечатление происходит от мировоззрения Бондаря. А у автора в чём-то противоположное мировоззрение. Противоположное Марксу, упомянутому в рассказе, не предвидевшему экологической смерти человечества от прогресса. И вся эта политизированность и сложность вполне годится для категории идеала автора. А из-за именно политизированности и сложности как раз и можно предположить, что такой идеал находится не в сознании Зуева, а в его подсознании. То есть рассказ – художествен по моему, эстетического экстремиста, критерию.
Но дадим слово и адвокату дьявола. Зуев мог знать, что существует в Индии город Ауровиль, где в прошлом веке попытались построить послепрогрессный, скажем так, коммунизм, что Индия родственна России по, так сказать, недостижительности в менталитете, что это может объясняться и физическим родством из-за переселения древних ариев с территории России в Индию, отражающимся, в частности, в сходстве слов-названий российских мест со словами санскрита, что «Харампур – город и река в Ямало-ненецком автономном округе. Точный перевод – "ведомые Богиней Хара"». Зная такую сложность, Зуев не мог не иметь соответствующего идеала в сознании. Ну что ж?.. Попытки апеллировать к подсознательному идеалу, конечно, пока не научны. Но, что подсознание мощнее сознания, не оспаривается никем. И вполне естественно думать, что именно эта мощь (другие называют это даром Бога или вмешательством самого Бога), – именно эта мощь распоряжается, чтоб, скажем, Зуев и Маркса упомянул, и что у ненцев «нет старшего».
А всё-таки надо признаться, что... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]() ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 19.05.2023 «Новая Литература» – это журнал, где реально можно встретить подлинно художественную прозу и даже поэзию, и это огромная удача для всех нас, читателей, что каждый месяц мы можем совершать всё новые и новые открытия. Огромное спасибо его главному редактору Игорю Якушко и всем его авторам. Марина Ханмари 19.05.2023 В номере журнала «Новая Литература» за апрель 2023 из безусловно понравившегося – «Заметки русского сюрреалиста». Автор, как из пещеры Али Бабы, вытаскивает самоцветы смыслов, неожиданных образов, роскошное словотворчество! Влюблена в его тексты. Марина Рыбкина 02.05.2023 Проект Игоря Якушко «Новая Литература» является уникальным изобретением 21 века, способным не только оживить, но и полностью реанимировать русскую литературу. Виктор Тихомиров-Тихвинский Сделай добро: ![]() |
|||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка плечики металлическая для шапок. |