HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Художественный смысл

Гвозди в характере

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за май 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Гвозди в характере – так назвал меня начальник отдела, возможно, за то, что я не уволился, когда – во исполнение поручения областного куратора КГБ по нашему НИИ – меня велели начальству уволить по собственному желанию, начальство мне сделало плохую жизнь, а я не уволился и продолжил поступать по-леводиссидентски. А потом наступила перестройка, поручение от КГБ стало выполнять не обязательно, мне через 9 лет наконец повысили зарплату. Для чего приглашён я был в кабинет для подписания соответствующего приказа. А я опять учудил – подписал не глядя. За что и заработал ту характеристику. – Неприятный человек. Нет, чтоб поступать, как все…

Я прочёл слова:

«Пропорция картины – золотое сечение или около того (1,3 – 1,6). Это гармония и покой» (Александров. Понимание искусства. М., 2013), –

вот об этой картине,

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.05.2019
Брейгель. Охотники на снегу (зима). 1565.
Брейгель. Охотники на снегу (зима). 1565.

 

и подумал: проверить, что ли? – На моём экране – 265х340 мм. Это 1,3х1,66. Верно-то верно, но золотое сечение – 3х5, а тут – 265·5:340 = 3,89, а не 3.

Но насчёт гармонии Александров оказался прав. Брейгель – художник барокко. А того краткая идейная формула – соединение несоединимого. Высокого и низкого. Что и есть гармония. Что я и выявил тут, заметив элементарное: ни один персонаж (ни люди, ни собаки, ни птицы) не видят потрясающей грандиозности скал вдали. А сверхтонкое (по уверениям знатоков техники живописи и если поверить, что она осознаваемо чувствуется знающим все техники) – это что белый грунт просвечивается сквозь очень тонкие красочные слои, так что светится вся картина, даже в тёмных силуэтах. (На репродукциях это не чувствуется, но я готов поверить, ибо чем не соединением несоединимого оказывается и этот нюанс.)

Как вы могли заметить, я оперирую «текстовыми» противоречиями и их как бы геометрической суммой, итогом.

Александров тоже чует итог, но он не владеет методом его получения из противоречий. Поэтому его тянет к образности: одно выражает другое. Золотое сечение → гармония. Или:

«…огромная чаша, здесь люди живут как бы в ладонях невысоких гор. Отсюда защищённость».

Хоть чаша – это выдумка. Слева сзади только возможность, что там тоже есть такие же высокие горы, как справа вдали. Но что если холм, с которого спускаются охотники – это всего лишь предгорье? И тогда оттуда нет защищённости. Впечатление, да, есть. Из-за такого же, как дальние горы, пикоообразного подъёма крыши слева. Но вряд ли защищённость есть образ гармонии.

И потом почему это те скалы вдали – невысокие? Вполне высокие. По крайней мере, кажутся такими, так как они пикообразные. Такими острыми бывают пики очень высоких гор.

Впрочем, противоречивость Александрова одолевает, и он замечает, что пруды под каток зачищены геометрично, а всё остальное (дома, деревья) расположено хаотично. Правда, всё он оценивает вписанностью в природу, что есть позитив. А позитив у него равнозначен гармонии, как заявленной первою. Тогда как на самом деле гармония это позитив плюс негатив. Порядок плюс Свобода.

Но этого Александров не знает. И его тянет к системе образов:

«…дерево показывает процесс увеличения количества веток по уровням, и они все тоньше, пока не растворяются в небе. Вместе с тем это и принцип иерархии».

А иерархия – это Порядок. Значит – хорошо.

«Причем, иерархия-то небесная (клин треугольника идёт сверху вниз)». А верх – это тоже хорошо. А хорошо – понимай – есть гармония.

Полная каша понятийная. Но спасет восторженный тон.

Голость деревьев у него ассоциируется с геометризмом, а тот – с законом, и далее – с Порядком. Что-де хорошо. Тогда как на самом деле голость стоящих деревьев сталкивается с укрытостью снегом лежащей земли, что в итоге даёт-таки гармонию, но как совершенно оригинальное «хорошо», равное «хорошо» Порядка, «хорошо» Свободы.

А Александрова тянет восторгаться абы чем.

«Дорога вся прочитывается за счёт движения воза с дровами… Движение по дороге (интенция) открывает нам мир за пределами этого фрагмента – мы домысливаем из опыта и знания, что дорога приведет в такие же, и другие поселения и города, и страны, и континенты».

А неправда. Это ж по смыслу противоречит заявленному ранее «как бы в ладонях». Не противоречит только всё та же восторженность. Что бы ни говорить, лишь бы с восторгом и – пройдёт. Да? – А это плохо. Это называется заниматься внушением. То, что внушается, что Брейгель – велик, не противоречит тому, что он действительно велик. Но действительное его величие в том, что он выразил дух времени. А дух этот был усталость от того, что уже десятки лет идёт кровопролитная война Реформации против Контррефоомации, и идёт она из-за каких-то оторванных от жизни принципов. И это – плохо. И хорошо, что этому противопоставляется соединение противоположностей. А не то, что «мы домысливаем» что-то далёкое, такое же безусловно хорошее, как и высокое, как иерархия, как порядок. – Нет. Домысливание одностороннее («что дорога приведёт в такие же») есть плохо, как и принципиальность религиозных догм каждой воюющей стороны.

Из-за восторженного говорения ради восторженного говорения получаются ляпы. Только написал Александров, что «дорога приведёт в такие же, и другие поселения», а через строчку это забыто и «…охотники и их собаки входят в жилое пространство из дикого внешнего мира (леса), а воз едет за пределы этого жилого пространства».

А зачем везти дрова туда, где никто не живёт? – Просто в картине нет этого противопоставления движений. Есть бытовая обусловленность ВСЕХ движений. Смотрения вниз всех. И это противопоставлено вздыманию гор – вверх. Принципов. Религиозных.

Об одном из двух противостоящих принципов, Реформации, говорит и Александров. Но как?! – Грубой натяжкой. Он проводит прямую линию по склону холма, что слева на третьем плане, и она упирается в кирху. Он обрезал картину так, чтоб слева эта прямая была около левого верхнего угла нового, им сделанного кадра. Сделано это для того, чтоб получить характерную точку для второй прямой, упирающейся в кирху же. Это левый нижний угол картины.

 

 

 

Сделав такой передёрг, Александров пишет:

«Визуальный клин композиции слева направо сходится на церкви. Он задан ритмом деревьев, идущих с левой стороны, прямо в смысловой центр картины – местный храм, в церковь. А это – идея Бога, создавшего и сохраняющего этот мир».

А на самом деле я, прочитав о кирхе, принялся её искать на более чёткой репродукции и еле-еле смог её найти. Что и соответствует «фэ» Брейгеля принципам, что Реформации, что Контрреформации.

Подобную манипуляцию с прямыми он осуществляет по отношению к линии гор справа на заднем плане и к линии обрыва на переднем плане. И пишет:

«Этот клин – идея материи, вещественности… этот клин упирается в горящий огонь».

Вообще-то – не упирается. Надо опять схалтурить, чтоб упёрся. Надо для одной точки прямой взять правый нижний угол картины и коснуться прямою дугообразной линии обрыва переднего плана. Тогда макушки пламени коснётся-таки.

 

 

 

И тогда:

«…два встречных треугольника, причём очень вытянутых. Они смысловые: небесное и земное взаимопроникают друг в друга».

То же, что моё соединение несоединимого. Но. Смухлёванное.

Или вот:

«Куда летит в пространстве эта птица? Она пролетает над осью храма. И это тоже символ – символ Духа, аналог Голубя небесного. А сама птица всё-таки тёмная, поскольку мир этот – земной».

Птица-то летит совсем безотносительно к кирхе. Но Александров может притянуть всё ко всему – на вопрос «куда», он, вопреки грамматике, отвечает: «над осью храма».

Впечатление, что Александров загипнотизирован тем, что имя Брейгеля гремит века, вот он и взялся на свой лад восхищаться, чем ни попадя, по поводу Брейгеля.

Впрочем, есть полюс в его ошибках. Он не абы кто, а доктор философских наук. Его звание и ошибки наглядно демонстрируют некую беду.

«В сознании современного исследователя, так или иначе, живёт представление о первофеноменах культур прошлого, о первоосновах и первопричинах: средневековье – трансцендентность и особый спиритуализм, Возрождение – новый гуманизм, и т. п. Найти первофеномены послеренессансной  культуры Европы представляется не только заманчивым, но и необходимым большинству историков, литературоведов, искусствоведов. И вот здесь-то искание первофеноменов и первопричин переживает тяжёлые неудачи» (Якимович. Барокко и духовная культура XVII века. В кн. «Советское искусствознание ʼ76» второй выпуск. М., 1977. С. 93).

Якимович-то дал «формулу» барокко ещё 45 лет назад: соединение несоединимого. Но она, видим, до сих пор не усвоена так твёрдо, как «формула», скажем, Возрождения. То есть... [...]

 

 

9 марта 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в мае 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за май 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению мая 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Список бк с приветственным бонусом при первом депозите . Totally free online youtube to mp3 mp4 converter.
Поддержите «Новую Литературу»!