HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Художественный смысл

Единственность мига

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за февраль 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

 

Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит:

«У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое. «Зеркало» или какие-то его фильмы… Просто я этот дом увидел, я не знал, что дом Тарковского. Понимаете? Я же хожу по Москве. В районе Павелецкого вокзала я ходил там, и он стоит, весь заросший, в кустах там. Потом мне сказали, что это дом Тарковского. Я пришёл и просто… Никто мне его не заказывал, ничего. Я просто написал его по-своему. Там на втором плане стояли какие-то цеха, дома какие-то производственные такие. Я их убрал, его поставил, как символ» (см. тут, временная метка 18:02 – 18:36).

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 9.02.2019
Парошин. Дом Тарковского.
Парошин. Дом Тарковского.

 

А ведь так и есть (проверил по гуглокарте): «Первый Щипковский переулок, 26, кв. 2.

По этому адресу был когда-то расположен уникальный дом, принадлежавший трём поколениям семьи Тарковских… Дом напоминал отчасти барак из-за длинного коридора, делящего его на две части… Дом был построен в 1870-х годах мещанином Гавриловым и крестьянином Елохиным. Нижняя часть оригинального дома была каменной (заложена ещё в 1878 году), а верхняя деревянной (надстроена в 1912-м), из-за чего дом неоднократно горел.

На рубеже 1980–1990-х годов дом принадлежал Кинофонду, который снял крышу, предполагая начать реставрацию. В 1987 году после смерти режиссёра дом было решено снести, так как он пришёл в негодность… 20 июня 2004 года дом снесли полностью, даже не известив об этом родных режиссёра».

Я на Парошина вышел из-за поиска, кто написал такую картину:

 

 Михаил Рудник. Питерский дворик. 20015. Холст, масло.
Михаил Рудник. Питерский дворик. 20015. Холст, масло.

 

У него всё (см. тут, тут) шикарно-ослепительно. – Прикладное искусство, предназначенное для украшения помещений.

Но в процессе поиска выплыла личность Парошина. Картины прямо противоположные. И чем-то притягивают непонятным.

А когда слышишь от него такое:

«И вот бывает такое состояние, когда, вот, душа просыпается… о чём мне хотелось сказать… и у тебя какое-то состояние… ты как бы вне времени, вне времени находишься в каком-то пространстве неведомом, понимаете?.. и вдруг тебя пронзает мысль, что вот это состояние и есть самая суть человеческая, которую просто человек не может понять…» (Там же, временная метка 22:50 – 23:37).

«…архитектуры никакой, а состояние есть, понимаете? Вот я со своим состоянием встретился с этим состоянием. Вот так вот взаимно проникнуть. Я хватаю этюдник, пока это не ушло, я пишу, понимаете?» (14:36 – 14:47).

«Каждый в природе момент – единственный. Я не говорю, там, лунные закаты последние… Или что-то. – Просто вот – пасмурный день, понимаете вот?.. Этот момент – единственный, он никогда не повторится» (15:07 – 15:20).

Когда слышишь такое, то веет вообще ницшеанством. Его метафизическим иномирием.

 
 

 

Вот – совершенно ведь неповторимое освещение предвечернее, а… днём. Словно солнечное затмение началось. Небо уже потускнело. (У Рудника тоже становится яснее, если поймёшь, что там освещение – луной. Но больше у него экзотики освещения не бывает.)

Что-то странное. И наклон к горизонту с какой-то стати не при чём. (Я клянусь, правый край картины почти совпадал

 

 

 

с рамой перед тем, как я её обрезал. Фотографируют же, в конце концов, наклонив аппарат.)

А там, кто знает… Может, странность и наклонов воздействует. Вон, в «Доме Тарковского» тоже справа от дома стоит непокосившийся столб. Тогда дом – явно косой. А не просто тут туман, и – странно.

Или вот. Лучи солнца должны б быть параллельны…

 Парошин. Булочная 1994.
Парошин. Булочная 1994.

 

Да и левый край домика явно больше наклонён влево, чем правый… Да и на вывеске КОНД не может быть таким покрасневшим жёлтым из-за того, что попало в тень…

 

 Парошин. Дворик на Б. Коммунистической. 1993.
Парошин. Дворик на Б. Коммунистической. 1993.

 

Тут необычно (кроме нарушенных перспективных схождений карнизов левого дома и пристройки к нему) – сияние всего, что в тени, из-за отражения солнца от освещённой стены и стёкол окон справа. И на той освещённой стене почему-то не видно тени от дерева. – А понятно, почему: она б мешала стене отражать солнце на противоположную стену, превращая ту тоже в освещённую солнцем. – Ошибка? – Нет! Странность так достигается. Образ ницшеанского иномирия.

Недаром Паршину нравятся всё ницшеанцы: Тарковский времени «Зеркала» (см. тут), Левитан (тут), Модильяни (тут). Правда, и Эль Греко (тут) затесался… Ну, не всё мне-коту масленица.

Надо признать, что Парошин лучше говорит, чем живописует. В его природе каждый момент как-то с трудом оказывается единственным. Хотя бы из-за преобладания изображения солнечных полдней в его видах старой Москвы.

 Парошин. Рождественка.
Парошин. Рождественка.

 

Тут – редкое исключение: ранний вечер. И сразу лучше с единственностью мига в природе.

Умом я его понимаю. Его подсознание чует в старнине какую-то возможность выразить трагизм жизни – наличие смерти. Старая Москва обречена на смерть, на снос. По крайней мере, в России, не умеющей извлекать пользу из всего, даже из старинных лачуг. Парошин инстинктом художника сталкивает предсмертие и жизнь, халупы и солнечность полдней…

Но или у меня тонкости не хватает… Нет, поэтичность я чую. Она ощущается непреложно из-за указанного «текстового» столкновения. Но «текстовое» столкновение не превращается во мне в противочувствия, и – катарсиса от столкновения нулевых противочувствий я не переживаю. Как переживаю в его словах: «момент – единственный». Иными словами: исчезающе короткий миг и… Вечность. И катарсис (после его осознавания) – вневременье – я переживаю. – И это ж ницшеанство я переживаю!

И – или я предвзят к ницшеанству – я Парошина в этих картинах-исключениях считаю... [...]

 

 

24 ноября 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению февраля 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

551 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.08 на 04.10.2024, 17:32 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова

28.09.2024
Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александр Жиляков

12.09.2024
Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили.
Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист



Номер журнала «Новая Литература» за август 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Масло гидравлическое лукойл гейзер лт 46. Лукои зер 46.
Поддержите «Новую Литературу»!